ИНДИЯ (7-18 вв.)
Утверждение феодального строя в Индии повлекло за собой дальнейшее развитие тех особенностей в культурной жизни и идеологии граны, которые наметилис*ь еще в период Гунов. Брахманизм окончательно вытеснил буд-:изм, возродившись в виде нового религиозного "ечения — индуизма с его культом богов Виш-'.у и Шивы. Им посвящалось большинство хра-*ов, строительство которых развивалось осо-"енно интенсивно.
Если в храмах Аджанты основным содержанием искусства был рассказ о возвышенно-пре-расных людях и их жизни среди природы, то храмах средневековья образы богов постепен-| приобретают все более гиперболизованный, резмерно активный характер. Грандиозные цены битв дышат пафосом и драматизмом, юс «Махабхараты» и «Рамаяны» как бы слу-ит поводом для создания колоссальных ком->зпций> полных динамики, образов титаниче-ой мощи. Архитектура средневековой Индии :е теснее и неразрывнее сплетается со скульп-■ рой, сплошь заполняющей стены сооружений. В длительном этапе индийского средневе->вья.можно выделить период раннего феода-гзма (7—12 вв.) и период, знаменующий собой ступление развитого феодализма и его заверение (13—18 вв.)/
7—12 вв.
К 6 в. государство Гуптов пало под ударами чевников, Индия вступила в период феодаль-лх отношений. Юг и север страны были разоб-ны и раздроблены на ряд государств.
Архитектура и скульптура. В7—8 вв. врас-
►•тающих центрах Индии продолжали возво-
ться грандиозные пещерные храмы, крупней-
1ми из которых были поздние пещеры Аджан-
(7 в.), храм Шивы на острове Элефанта
в.) и храм Кайласанатха в Элуре (8 в).
л огромные комплексы, связанные с новыми
чниями средневековья, уже не соответствова-
своим буддийским прообразам, в основе ко-
:ых лежала идея отшельничества и уединен-
ной жизни Будды. Мощь и размах брахманских повествовательных сцен требовали больших просторов, чем пространства древних пещер. Поэтому планы чайтий и вихар расширялись, а скульптура приобретала ведущее положение.
Эти изменения особенно заметны в скальном храме Кайласанатха (храм владыки горы Кайласа в Элуре), высеченном из целого монолита и символизирующем вершину священной горы, на которой, по преданию, жил Шива. Архитекторы и ваятели, союз которых был неразрывным, осуществили невероятный по грандиозности замысел, вырубив в скалах огромный храм (60 м в длину и 30 м в высоту), который по существу перестал быть пещерой. Отделившись от монолита скалы, он словно вышел из-под земли. Его сооружение началось с вершины. Постепенно очищаясь от камня, здание рождалось из скалы, подобно скульптуре под резцом мастера. Оно разделяется на три большие части и дополнительные помещения, возведенные на едином массивном девятиметровом цоколе. Фигуры богов и священных животных опоясывают его ряд за рядом, не оставляя пустых пространств. Фигуры показаны в таких смелых ракурсах и в таком высоком рельефе, что стена подчас перестает существовать, воспринимаясь как живая, дышащая масса тел. Внутри храма располагаются также грандиозные. скульптуры, образы даны в драматических столкновениях. Одна из сцен, выполненная в очень высоком рельефе, изображает Шиву и его супругу Па-рвати, возлежащих на вершине горы Кайласы, которую пытается сокрушить многорукий и страшный демон Равана — живое воплощение сверхчеловеческой мощи.
Столь же гигантским и сверхчеловеческим выглядит и мощный бюст Шивы Махешвара из пещерного храма па острове Элефанта. У него три лика, которые выражают дремлющие в нем космические силы разрушения, созидания и покоя, тяжелые и мрачные, с чувственными губами и сдвинутыми бровями. Огромные размеры и выражение внутренней титанической силы отличают его от полных гуманизма образов древних богов, соразмерных людям своими масштабами.
Средние века
Индия
Ранние надземные каменные храмы еще близки пещерам, и некоторые из них похожи на Кайласанатху. Таковы семь храмов, выстроенных в 7 в. на юге Индии, в Махабалппураме (близ Мадраса), посвященные героям «Махаб-.хараты». Те из них, которые представляют собой ступенчатые пирамиды, увенчанные по углам небольшими шлемовидными шатрами, имитируют колесницу — ратха; другие воспроизводят форму хижины с двускатной крышей.
Весь комплекс интересен тем, что в нем повторяются одинаковые формы в разных масштабах, объединенные единым ритмом. Грандиозный наскальный рельеф, дополняющий под открытым небом архитектуру храмов, повествует о нисхождении благостных для народа вод реки Ганга на землю. Люди и звери пришли к потоку, чтобы встретить реку. Естественная трещина в скале символизирует поток, в этой тре^-щине изображены богини-змеи, извивающиеся хвосты, которых усиливают ощущение стремительности падающей воды. Собрание легенд на поверхности одного массива, объединение фигур в безудержном движении позволяют говорить об этом памятнике как об уникальном, подобных которому не знала предшествующая история индийского искусства.
В 8 в. окончательно завершился переход от образов и форм древнего искусства к средневековым. В это же' время в архитектуре Индии складывались два основных типа храмов — северный, с высокими, мягко изогнутыми башнями, и южный, продолжавший в башнях развивать тип ступенчатой пирамиды. Наиболее значительны храмы северного типа, и среди них — выстроенные в начале 11 в. на территории Ориссы храм Лингараджа в Бхубанесваре (ил. 100} и храм Кандарья Махадева в Кхад-журахо'(950—1050). В мягкой криволинейно-сти главной башни-шикхара храма Бхубанесва-ры, доминирующей' над всем ансамблем, ощущается органическая связь архитектуры с природой, с ее растительными формами. Сама башня, покрытая скульптурой и' разделенная вертикальными членениями, напоминает не столько продуманное в своей конструктивной логике здание, сколько грандиозное растение, плод лотоса. Остальные части ансамбля, воспроизводящие в миниатюре форму главной шикхары, составляют вместе с ней живописный асимметричный ансамбль, построенный на принципе повторяемости, подчиненный логике нарастающего ритма. Скульптурное убранство храмов представлялось более важным, чем архитектурные формы. Внутреннее пространство разработано слабо. Храм Кандарья Махадева, все части которого в отличие от храма Лингараджа объ-
единены цоколем, также построен на волнообразном ритме восходящих кверху объемов, но в нем еще более утверждено господство вертикали. Это ощущение восхождения связано и с обилием скульптуры, с повторением сходных архитектурных и пластических деталей, которые взгляд постигает этап за этапом, фриз за фризом. Воспринимается храм как единая живая п дышащая масса, из которой рождаются бесчис-лелные детали, образы, формы. Отдельные скульптуры поражают своей пластической красотой и совершенством форм, однако они.почти неразделимы, сливаясь в общий динамичный клубок тел.
13-18 вв.
В 13 в. в политической и культурной жизни Индии произошли значительные перемены. Страна вступила в новый этап развития феодальных отношений. После завоевания Индии мусульманами наступил период сложения крупных централизованных государств, которые достигли своего наивысшего расцвета в : 16—17 вв., в период правления Великих Моголов.
Иноземные правители способствовали проникновению в Индию новой религии — ислама, ставшей вскоре государственной и оказавшей значительное воздействие на все области культуры. Вместе с тем продолжали существовать и развиваться местные культы, особенно на юге страны, не подвергавшемся завоеваниям.
Архитектура. На севере Индии в 13 в. началось широкое строительство новых культурных сооружений, минаретов, мечетей и мавзолеев образы и строительные приемы которых были привнесены из стран Среднего Востока. Вместе прежней сухой кладки напуском постепенш вводится кладка на растворе, позволившая возводить широкие арки и купола, прежде никогдь не применявшиеся ' в Индии. Религия исламе с его запретом изображать людей в культовых зданиях внесла существенные перемены : в прежнюю систему взаимодействия архитектуры и скульптуры. Четкий геометрический орнамент пришел на смену пластичности храмовых скульптур, а гладкие плоскости стен — криволинейным усложненным объемам индуистских культовых зданий.
В индийской архитектуре севера этого^врс мени почти нет того пластического синтеза который составил основу миропонимания индийских зодчих прежних эпох. Вместе с тем и индийской почве новые архитектурные образ! вскоре приобрели и свои местные особенности
■едние века
Индия
ндийские мастера широко вводили сочетание зных сортов камня, подчеркивая тем самым гатство фактуры материалов. Здания возво-мись на платформе в соответствии со стары-','. традициями и украшались по углам шлемо-:дными куполами, характерными для средне-ковых каменных храмов. Выстроенный в 13 в. в Дели, новой столице
"нции, минарет Кутб-Минар ознаменовал на-
ло объединения двух архитектурных принцн-
■в: четкость замысла и чистота линий соеди-
ялись в нем со скульптурной осязаемостью
: г>рм. Стройный ствол минарета достигает вы-ты 73 м. Его массивные грани, сочетание зо-■тистого и красного песчаника, узорные бал-ны, приостанавливающие его неудержимый >ст кверху, придают ему характер материаль-•сти, монументальности и пластичности. Крата камня подчеркивается простыми, строги-л и вместе с тем разнообразно чередующими-: в ярусах гранями, то острыми, то округлы-:;. придающими ему пучкообразную форму. Архитектура 16 —17 вв.— периода правления -ликих Моголов — знаменует собой последний "<ш развития средневекового индийского зод-ства. В огромном централизованном государ-зе возводились новые города (Агра, Фатх-р-Сикри), мощные крепости, окруженные ссивными стенами, включающие сады и мети, дворцы и мавзолеи. В это время склады-тся новый стиль индцйской архитектуры, шчающийся монументальностью и грандиоз-стью. Тяга к роскоши, к изяществу, орнамен-тьным украшениям в постройках 47 в. зна-нует постепенные изменения стиля, связан-:е с медленным угасанием мощи государства ликих Моголов. Излюбленным материалом шовится белый мрамор, из которого выстроен 1н из самых значительных памятников ры этого времени — мавзолей Тадж-Махал о32—1650), созданный строителями Ин-л, Турции, Ирана, Средней Азии и Афгани-на. Белоснежный мрамор, из которого воз-дено здание, просторный купол и четыре нарета придают ему особую стройность и не-омость. Примененные здесь многочисленные кн как бы дематериализовали стену. Здание ■вно дышит, пронизанное светом и воздухом, асота и изящество Тадж-Махала совершен-. но вместе с тем они лишены теплоты, жи.-"■), осязаемого трепета форм, столь свойст-•:ного древним памятникам.
Живопись.Развитие искусства периода Ве--пх Моголов ознаменовалось расцветом милю ры, привнесенной в Индию, как и образы
мусульманского зодчества, из стран Среднего
Востока, откуда были привезены и мастера-ми
ниатюристы. Могольская миниатюра была тес
но связана с книгой, ею иллюстрировались
главным образом дневники и мемуары пра
вителей. •
В городе Фатхпур-Сикри существовали ма-< стерс-кие и школы миниатюристов. Ранняя могольская миниатюра ярка и нарядна, ее отличает чувственное пластическое начало. Индийские миниатюристы вводили светотеневую лепку, употребляли краски, создавая в пейзажных формах иллюзию уходящих далей, В 17 в. индийская, миниатюра больше тяготеет к изображению реальной среды и пространства, вместе с тем в ней нарастает интерес к личности человека; появляются острохарактерные портреты правителей, мудрых, лукавых, пресыщенных жизнью.
Вырабатываются определенные приемы изображения человека. Трактовка фигуры носит плоскостный характер. Главный акцент делается на лице, чаще всего показанном в профиль. Рисунок отличается точностью, каллиграфической тонкостью и линейной завершенностью. Легкая светотеневая моделировка, не нарушая контуров, лепит объемную форму. Все эти приемы позволили усилить в портретной миниатюре выразительность, сообщить ей особую виртуоз-пость. Надо сказать, что поиски новых путей сопровождались зачастую утратой звучной прелести и наивной радости' образов ранних миниатюр.
С конца 17 в. гораздо интенсивнее развивались местные школы, восходившие к древним стенописям и народным лубкам. .Они получили общее название «раджпутская школа миниатюры», которая фактически объединила разные направления. Мифологические герои, изображенные яркими локальными красками, Шива, божественный пастух Кришна со своими стадами, сцены любви и весеннего цветения стали основной тематикой наивной и радостной радж-путской миниатюры. Рассчитанные на более демократические круги, чем могольские, миниатюры местных школ просты и незатейливы по своему художественному строю и тесно связаны с народными ремеслами, узорами тканей, набойкой. Красочная раджпутская миниатюра пережила могольскую, оказавшись ближе к народному искусству.
18 в. завершил собой длительный и разнообразный по своей культуре феодальный период. Колониальное закабаление страны пагубно отразилось на искусстве, надолго приостановив его поступательное развитие.
Средние века
Кнт,-
КИТАЙ
Китайская культура, как и индийская, относится к древнейшим. Китай пережил первобытнообщинную, рабовладельческую и феодальную эпохи, охватывающие в целом огромный этап времени — от 4 тыс. до н. э. вплоть до середины 19 в. н. э. За это время китайский парод создал множество отличающихся яркой самобытностью памятников архитектуры, скульптуры, живописи и прикладного искусства.
В глубокой древности в Китае сложилась письменность, сформировались основные особенности искусства, превратившиеся в прочные традиции и канонические правила. Средневековые живописцы и архитекторы постоянно обращались к веками накопленному опыту, используя традиционные приемы и образы старого искусства. В пору расцвета феодальных государств (7 —13 вв.) эти правила и законы беспрерывно расширялись и совершенствовались в связи с поступательным развитием китайской культуры в целом. Передовая по своим достижениям на ранних этапах, феодальная культура Китая приобрела в 17—18 вв. застойный характер, а правила и традиции древнейшего искусства, утратив живую связь с жизнью, стали тормозом на пути ее дальнейшего роста. В периоды своего интенсивного развития Китай не был изолирован от общих процессов, протекавших в других странах Востока. Взаимодействие с Индией, странами Юго-Восточной Азии, Ираном и целым рядом других государств было плодотворным для Китая, вовлеченного в сферу мировой художественной жизни.
Китайское средневековое искусство в своем развитии имело целый ряд общих черт со средневековым западным. Вместе с тем в Китае сложились и свои неповторимые особенности
художественного мировосприятия, порожденнь; своеобразием исторического пути, жизненны условий, климата и ландшафта.
Символика Китая, как страны древней зем ледельческой культуры, исстари связана с оГ разами природы. Каждое растение, каждый ЦВ1 ток сопоставлялись народной мудростью с п, блюдениями законов жизни природы и с 41 ловеческими качествами. Если в Древней Гр1 ции мерой всего прекрасного был человек и чь рез него передавались ощущения жизни и пре;: ставления о ней, то в Китае таким эталоне явилась природа, силы которой обожествлялис и получали религиозно-философское толков; ние. Именно через природу китайцы пыталис осмыслить главные законы бытия. Поэтому Китае уже в первых веках нашей эры, знач:: тельно раньше, чем в других странах, появ:: лась пейзажная живопись, завоевавшая ведунц положение в средневековом искусстве, родст венная поэзии, воспевавшей природу.
Тем же возвышенным чувством природы, чт и художники-пейзажисты, были наделены зо^ чие. Секрет поэтического впечатления, нрои водимого средневековой архитектурой Кита: заключался в умении зодчего найти для соору жения естественное и красивое место, связат его с широким окружающим пространством, к< торое мыслилось им как неотъемлемая част общей картины.
Па протяже-нии средневековья китайским архитекторами были созданы торжественные пышные городские ансамбли, соединяющие че: кость плана со свободным расположением здь ний в пространстве. Все виды китайского искус ства в пору расцвета средневековой культур:. гармонично досолняли друг друга.