Флоренция

Развитие итальянских городов и их культуры представляло крайне пеструю картину. С наи­большей наглядностью и раньше всего художе­ственные "идеалы Возрождения проявились в передовых итальянских республиках, в частно­сти во Флоренции. Здесь написал свою «Боже­ственную комедию» Данте — «последний поэт средневековья и вместе с тем первый поэт но-


вого времени» ', работали скульпторы, в произ­ведениях которых ясно обозначились реалисти­ческие тенденции.

Джотто. На флорентийской почве сформиро­валось могучее дарование родоначальника реа-*листического искусства Возрождения Джотто дп Бондоие (1266/67 —1337), связанного с пе­редовыми кругами Флоренции. Разносторон­ность интересов художника позволяет считать его типичным представителем новой культуры. Он был архитектор, скульптор, поэт, но са­мый значительный вклад сделал в развитие живописи.

Искусство Джотто утверждает ценность ре­ального человека. Оно отличается громадной силой эмоционального воздействия, морально-этической глубиной, драматизмом и эпично­стью. Одним из первых в итальянской живопи­си Джотто создает типический образ человека. Скорее опираясь на интуицию, чем на научный метод, он ставит задачу воспроизведения ре­ального трехмерного пространства, весомости пластического объема, моделированного сред­ствами светотени. Он добивается четкости обоб­щенного рисунка, ясности логически построен­ной, точности найденной композиции.

. Работы Джотто находятся во, Флоренции, в Риме и Падуе. Наиболее значительное его тво­рение — эпический цикл фресок па темы жизни Марии и Христа в Капелле дель Арена в Падуе (построена в 1303—1305 гг. па месте арены раз­рушенного древнеримского цирка).

М а р к с К., Энгельс Ф. Об искусстве, т. 1,с. 311.



Возрождение


Италия


 


Ясные и гармоничные росписи Капеллы дель Арена сохранили сйое эстетическое обаяние и значение до наших дней. Традиционные рели­гиозные сюжеты художник наполнил, новым смыслом, по существу раскрыв в них высокое моральное совершенство образ-а человека. Росписи покрывают стены небольшой по разме­ру, прямоугольной в плане, перекрытой сводом капеллы. На входной узкой стене размещена сцепа «Страшный суд», напротив — «Благове­щение». На боковых стенах фрески расположе­ны в три яруса. Заключенные в изящные об­рамления, они составляют последовательное по­вествование, которое развертывается в спокой­но-величавом ритме, в строгих обобщенных формах. Композиции следуют одна за дру­гой вдоль стен, подчеркивая их плоскости. Эпические и монументальные в своей трактов­ке, полные живых чувств й переживаний, они поражают богатством зрительных впе­чатлений.

Религиозную легенду, художник трактует как реальное событие. Персонажи священного пи­сания обретают в его росписях жизненность, глубину сдерживаемых чувств, фигуры — мощ­ную пластичность. Элементы пейзажей и строе­ний обозначают место действия. Жанровые мо­менты усиливают реализм религиозных сцен. На фоне пейзажа изображены спокойно-велича« вый, задумчивый Иоаким и сочувственно глядя­щие на него пастухи («Возвращение Иоакима к пастухам»). Маленькая собачонка ластится к Иоакиму, не нарушая сосредоточенной задум­чивости общего настроения. Здесь пет ничего таинственного, необъяснимого.

Наиболее значительны из фресок те, где дра­матизм повествования решительно отодвигает на второй план религиозно-мистическую окра­ску легенды. С невиданной ранее силой Джотте передает характеры героев, раскрывающиеся в их поступках, в замедленныд движениях, же­стах. Как драматический рассказ о предатель­стве, как столкцовение двух контрастных харак-


теров воспринимается сцена «Поцелуй Иуды > (ил. 115). В центре ее среди жестикулирующих стражников и апостолов выделяются Христос и Иуда. Носитель высокой идеи нравственного со­вершенства и стойкого мужества, Христос пре­красен в своем благородстве и сдержанном спо­койствии. Его напряженный взгляд полон уко­ра и гнева. Отталкивающе безобразен лицемер­ный Иуда — предатель учителя. Глубокий мо­рально-этический смысл образов, поцятный каждому, составляет неотразимую силу компо­зиции.

Эпическое величие и драматизм сцены «Опла­кивание Христа» подчеркнуты построением пейзажа; спускающийся склон горы развернут так, чтобы выделить главных действующих лиц: мертвого Христа и пристально, скорбно глядя­щую на него Марию. Они составляют идейный центр композиции. К ним обращены склонен­ные фигуры и взоры всех присутствующих. Раз­нообразны жесты, мимика печальных лиц. Изу­мительна по пластической выразительности группа женских фигур, замыкающих сцену и усиливающих ее драматическую напряжен­ность. Отбрасывая второстепенные детали, обоб­щая, мопумептализируя, Джотто создает обра­зы большой глубины. Светлые холодные кра­ски — желтые, розовые, голубые, зеленые — со­ставляют звучную, легко воспринимаемую гар­монию росписей.

Искусство Джотто с его искренностью и простотой, ясное по мысли, полное веры в че­ловека, положило начало живописи Возрожде­ния. Оно вдохновило на поиски более глубоких средств реалистической выразительности не только современников и непосредственных по­следователей Джотто, но и многих художников следующих поколений. Однако временный воз­врат к средневековой традиции во второй по­ловине 14 в. несколько затормозил развитие реали-зма и способствовал оживлению готичес­ких черт, особенно проявившихся в искусстве Сиены.