Живопись Венеции

В силу специфических причин исторического развития культура Возрождения в Венеции сформировалась лишь во второй половине 15 в., значительно позже, чем в других областях и го­родах Италии. Богатая торговая аристократиче­ская республика, тесно связанная с Византией, а также с государствами Западной Европы, вос­приняла и красочную декоративность Востока и традиции европейского готического искусства. В сложении собственно ренессанстюго искус­ства, и прежде всего живописи Венеции, особое место заняли художники семьи Беллини.

Беллини. Самым талантливым из них был Джованни Беллини (ок. 1430—1516), который усовершенствовал технику масляной живописи и добился сочности и глубины тонов, их мягких переходов. Освобождаясь от детализации и ме­лочности, он сосредоточивает внимание па рас­крытии значительности нравственного мира че-


ловека. Он связывает образ человека с прирг дой, способствующей передаче настроения изс бражаемого.

В искусстве Беллини намечаются черты ш рехода от раннего к Высокому Возрождении Его алтарный образ «Мадонна со святыми (1480—1490, Венеция, галерея Академиг ил. 133) привлекает уравновешенной композг цией, колористическим богатством, величестве}; ностью и ясной просветленностью характере героев, погруженных в задумчивость. Художни тонко,.улавливает портретное сходство, особег но юношеских и старческих лиц, стремится к кр< сочной нарядности. В портрете дожа Лоредан (ок. 1502 г., Лондон, Национальная га-лерея) о сочетает торжественную представительность живописностью и конкретностью характеристг ки. Это умный энергичный человек с волевым х<-рактером, сухощавым лицом, живым уверенны взглядом. Беллини был учителем великих вен. цианских живописцев Джорджоне и Тициан.