РУМЫНИЯ


По сравнению с Болгарией Румынские кня­жества в период турецкого ига пользовались не­которыми привилегиями. Однако разрознен­ность, постоянное соперничество делали их пол­ностью зависимыми от Османской империи. С ее поражением в войнах конца 18 — начала 19 в', с Россией связаны первые успешные выступле­ния румынского народа за национальную неза­висимость. К этому же времени относится фор­мирование светского румынского искусства.

Негулич, Исковеску, Розенталь. Активизации творческих сил румынских художников способ­ствовала революция 1848 г., участниками кото­рой были основоположники портретного жанра Ион Негулич (1812 — 1851), Барбу Исковеску (1816—1854) и Константин Розенталь (1820 — 1851). Все трое — члены тайного общества «Братство», готовившего революцию, во время которой они оформляли народные собрания и манифестации. В их произведениях, одухотво­ренных высокими идеалами гражданственности, героизма и патриотизма, запечатлены образы вождей и участников движения 1848 г.— Нико­лае Бэлческу, Аврама Янку и многих других. Портрет Бэлческу в исполнении Негулича сдер­жанно строг и реалистичен. Героическая при­поднятость и решимость ощущаются в «Авто­портрете» Исковеску. Ноты лиризма свойствен­ны ряду портретов Розенталя. Ему принадлежит также аллегорическая картина «Революционная Румыния» (все— Бухарест, Музей искусств СРР), написанная не без воздействия героиче­ского романтизма «Свободы, ведущей народ» Делакруа. В образе революционной Румынии Розенталь воплотил черты революционерки Ма­рии Росетти. Вдохновенное выражение ее лица,


знамя и кинжал в руках, сумеречный грозовой пейзаж создают ощущение напряженного ожи­дания, готовности к борьбе.

Новый подъем румынская культура пережи­вает после объединения в 1859 г. Валахии и Молдавии в единое государство — Румынию. В это время расширяется гражданское строи­тельство в Бухаресте, Яссах. Зарождается светская скульптура, которая находит своих видных представителей в лице И. Джорджеску и Д. Пачури.

Аман. Активную деятельность по организа­ции Художественной школы в Бухаресте, созда­нию картинной городской галереи, ежегодных художественных выставок развернул Теодор Аман (1831 — 1891).

В его исторической живописи ярко прояви­лись национально-освободительные тенденции («Изгнание турок, из Кэлугерень», «Тудор Вла-димиреску», обе — Бухарест, Музей искусстг, СРР). Одной из самых эмоциональных своих картин— «Резня болгар турками» (1877, Буха­рест, Музей искусств СРР) художник отклик­нулся на трагическое подавление восстания в соседней Болгарии.

Аман обращался к изображению румынской крестьянства, жизнь которого он рисовал в не­сколько идиллическом плане — «Хора в Аниноа-са» (1890, Бухарест, Музей искусств СРР).

Григореску. Наиболее сильное и своеобразно*-решение крестьянская тема получает в творче­стве самого выдающегося румынского живопис­ца — Николае Григореску (1838—1907). Тольке два года обучался Григореску на родине. Своих учителей оп нашел в Барбизоне среди француз­ских пейзажистов-реалистов. Здесь он усвоил



19 век


Центральная и Юго-Восточная Европа


 


метод работы с натуры на открытом воздухе. Природа и человек-труженик стали главной те­мой его творчества. Если ранние картины Гри-гореску близки произведениям барбизонцев, то с возвращением домой о» обретает индивидуаль­ный творческий почерк. Светлеет, становится бо­лее солнечной его палитра, эмоциональнее, ди­намичнее — мазок. Большое место наряду с жанровыми картинами и пейзажами («В путь-дорогу», «Возвращение стада») занимают изо­бражения крестьян, деятельных, живых, полных достоинства. Среди них — «Крестьянка из Мус-чела» (1870-е гг., ил, 269) или «Крестьянка в мараме» (ок. 1885 г.), спокойная и задумчивая; светло-зеленый фон оттеняет нежно-розовые тона ее молодого привлекательного лица (все — Бухарест, Музей искусств СРР).

Приняв непосредственное участие в русско-турецкой войне 1877—1878 гг., художник по живым впечатлениям исполнил множество ри­сунков и этюдов, претворенных позже в баталь­ные картины. Выделяются размахом, эмоцио­нальной силой, завершенностью «Штурм Смыр-дана» (1885, Бухарест, Музей искусств СРР), картина, прославляющая мужество и героизм солдат. Понимание роли народа как главной дей­ствующей силы истории сообщает батальным произведениям Григореску правдивость и глу­бину.

Лндрееску. Крестьянская тема остается глав­ной в творчестве Иона Андрееску (1850—1882). Он предпочитает холодные гармонии, построен­ные на сочетании сближенных серовато-сизых,


зеленоватых тонов, передающих грустное раз­думье пасмурных дней — «Дорога по холмам» (1870-е гг.). Изредка слепящее солнце вры­вается на полотно художника, и под лучами его еще контрастнее выделяются убогие избенки и лачуги румынской бедноты — «Дом решетника», «Ярмарка в Бузэу». Тенденции социального об­личения, черты драматизма присущи его кресть­янским образам — «Девочка в зеленом платке», «Девочка с курицей» (все — Бухарест, Музей искусств СРР).

Лукъян. Социальные тенденции находят раз­витие в творчестве Штефана Лукьяна (1868— 1916). В картине «На раздел кукурузы» (1905, Бухарест, Музей искусств СРР) впервые в ру­мынской живописи он показал массовое выступ­ление крестьянства за свои права. В полных лиризма портретах, в многочисленных натюр­мортах, особенно в цветах — огненных маках, сверкающих анемонах,— художник выразил свою страстную любовь к жизни, свету, кра­соте.

Бэнчилэ, Тоница. В первые десятилетия 20 в. среди художников-реалистов работали Октав Бэнчилэ (1872 —1944), написавший серию кар­тин, посвященных крестьянскому восстанию 1907 г., и Николае Тоница (1886 — 1940), мастер острой политической графики, создатель про­никновенных лирических женских и детских образов. Они продолжали развивать тради­ции реалистического национального искусства, которые передали художникам социалистиче­ской Румынии.