Более чем вековой турецкий гнет, а затем австрийское владычество, установившееся в Венгрии с конца 17 в., наложили отпечаток на •е экономическое и культурное развитие. Венгерское население неоднократно поднимало восстания, подавлявшиеся с крайней жестокостью. Борьба за национальную независимость усиливается в конце 18 — начале 19 в., когда страна вступает на путь капиталистического развития. Укрепление экономики вызывает рост горо-юв, в первую очередь Пешта и Буды, тогда еще 1е объединенных в один город. В стиле клас-ицизма здесь строится здание Национального музея (1837 —1847) архитектором М. Поллаком 1773—1855), оформленного монументальным юсьмиколонным портиком — своего рода выражение чаяний набирающей силы нации.
Барабаш. Первые успехи делают живописцы-пейзажисты и портретисты. В реалистически точной, несколько суховатой манере пишет портреты выдающихся деятелей Венгрии Миклош Барабаш (1810—1898), среди них—портрет композитора Листа (1847, Будапешт, Венгерская национальная галерея), Полного творческой энергии, воли, значительности.
Подъем национально-освободительного движения вызывает обостренный интерес к национальной истории, способствуя зарождению исторического жанра. Революция 1848 г. всколыхнула творческие силы народа, пробудила общественное и политическое сознание венгров.
Мадарас. Пафосом революционной борьбы, романтической взволнованностью овеяны исторические картины Виктора Мадараса (1830—
19 век
Центральная и Юго-Восточная Европа
1917) «Оплакивание Ласло Хуньяди» (1859) и «Зриньи и Франгепан» (1864, обе — Будапешт, Венгерская-национальная галерея). Художник выступает против монархической тирании Габсбургов, с искренним сочувствием изображая ее жертвы. Несмотря на то что в картинах Мада-раса есть элементы театральной эффектности, он подходит к постижению исторической правды и этим пролагает пути реализму.
Мункачи. Наиболее передовые устремления венгерского народа выражал Михай Мункачи (1844—1900) в своем правдивом, эмоциональном, социально-насыщенном творчестве.
Мункачи прошел суровую жизненную школу, он был подмастерьем у столяра, учился у странствующего художника, бродя вместе с ним в поисках заработка. С огромным трудом удалось ему получить образование в академиях Вены и Мюнхена.
С огромной эмоциональной силой писал Мункачи сцены крестьянского быта, обращая особое внимание на передачу душевных состояний героев. Острый социальный конфликт эпохи находит отражение в картине «Камера смертника» (1870, Филадельфия, Академия изящных искусств; повторение — 1878, Будапешт, Венгерская национальная галерея, ил. 265), где образ осужденного на смерть бетьяра (народного героя) достигает высокого обобщения и силы.
Общественный характер приобрели и другие жанровые картины Мункачи — «Щипательницы корпии» (1871), посвященная эпизоду национально-освободительной войны, «Ночные бродяги» (1873, обе — Будапешт, Венгерская национальная галерея), изображающая группу бедняков, которые шагают по улице в свете холодного раннего утра. Остроты и эмоциональности своих полотен художник достигает сложным гармоничным колоритом, напряженными кон-т.растами света и тени, свободным владением
всеми средствами мастерства. Реализм, глубина разработки образных характеристик, обращение к темам современности социального звучания сообщают его картинам огромную силу воздействия. Созданная Мункачи к концу жизни картина «Забастовка» (1895) дает образы поднимающихся на защиту своих классовых интересов рабочих — растущую общественную силу Венгрии.
Громадное влияние оказало искусство Мункачи на распространение бытовой, и прежде всего крестьянской темы, а также на пейзажную живопись.
Синеи-Мерше. Свежестью и тонкостью живописных приемов, несущих следы воздействия импрессионизма, обогатил венгерское искусство Пал Синеи-Мерше (1845—1920). В «Майской прогулке» (1873, Будапешт, Венгерская национальная галерея) светлое голубое небо и свежая зелень тонко сочетаются' с чистыми яркими красками одежд молодых людей. Пронизанная солнцем и светом, картина вызывает впечатление радости и красочности бытия, непосредственности и живости восприятия натуры.
Холлоши. С конца 19 в. и в первые десятилетия 20 в. в венгерском искусстве усиливаются влияния формализма. Но и в эти годы реалистическая линия развития находит свое продолжение в творчестве Шимона Холлоши (1857 — 1918). Его оптимистические бытовые картины на сюжеты из крестьянской жизни («Очистка кукурузы», 1885, Будапешт, Венгерская национальная галерея), иллюстрации к поэмам Петефи, работа над исторической композицией «Марш Ракоци» свидетельствуют о тяготении к искусству больших идей и чувств. Воздействие Холлоши сказалось в творческих исканиях его учеников, в устремлениях к реализму ряда передовых художников Венгрии 1920—1930-х гг.