ЧЕХОСЛОВАКИЯ


Зарождение капиталистических отношений в землях Габсбургской империи, в том числе в Чехии и Словакии, способствовало развитию чувства национального самосознания чешского и словацкого народов. С ростом национально-освободительного движения распространяется борьба за создание национальной культуры и искусства.

Становление светского искусства в Чех-ии охватывает период с конца 18 в. до 40-х гг. 19 в. и связано с основанием в 1799 г. Пражской ака-


демии художеств. Здесь утверждаются тенден­ции классицизма, позже переплетавшиеся с ро­мантическими. В период подготовки революции 1848 г. формируется творчество поколения ху­дожников, обратившихся к темам крестьянского быта, национальной истории.

Манес. Страстным патриотом был Иосеф Ма-нес (1820—1872), разносторонне одаренный художник, поэт, музыкант. Во время революции 1848 г. он расписывал знамена национальных гвардейцев, рисовал выдающихся политических



19 век


Центральная и Юго-Восточная Европа


 


деятелей Чехии. После 1848 г. Манес обращает­ся к изображению жизни крестьянства в роман­тическом поэтизированном плане. Ему принад­лежат двенадцать медальонов часов «Орлой» (1865—1866, ныне — Прага, Музей города), по­священных «трудам и дням» крестьянина в раз­личные времена года. Здесь и прививка моло­дого деревца, и жатва, и покое. Каждая компо­зиция вписана в круг медальона; точный рису­нок фиксирует характерные позы, движения работающих крестьян; насыщенны и гармонич­ны нарядные краски.

В народной жизни, фольклоре, истории, в род­ной природе Манес нашел неисчерпаемый ис­точник вдохновения.

Чермак, Историческое прошлое Чехии и Чер­ногории, национально-освободительные движе­ния южнославянских народов, поднявшихся на борьбу против турецких поработителей, состави­ли главную тематику живописи Ярослава Чер-мака (1830—1878). В картинах «Гуситы, оборо­няющие перевал» (Прага, Национальная гале­рея), «Раненый черногорец» (1873, Загреб, Га­лерея Югославской Академии) проявился ро­мантический эмоциональный характер его ис­кусства.

Пуркине. В области бытовой живописи рабо­тал Карел Пуркине (1834—1868), создатель де­мократического образа рабочего-мастерового — «Кузнец Йех» (1860, Прага, Национальная га­лерея) . Это первое изображение сознательного пролетария в чешском искусстве, обратившемся к прогрессивной проблематике того времени.

Косарек. Значительных успехов к середине 19 в. достигает пейзажная живопись. Стремле­ние передать реалистический образ родной при­роды характеризует творчество Адольфа Коса-река (1830—1859), пейзажи которого отмечены зоркой наблюдательностью, большой внутрен­ней правдой — «Пейзаж с ветряной мельницей» (Брно, Музей).

Маржак. Поэзию лесных чащ тонко чувствует Юлиус Маржак (1832—1899). Его пейзаж «Утро в лесу» (Прага, Национальная галерея) словно пронизан солнечными лучами, освещаю­щими густую листву деревьев. Маржаку при­надлежит и ряд декоративных пейзажей исто­рических мест Чехии, например «Гора Ржип» (1882—1883), картина, украшающая Нацио­нальный театр в Праге.

В конце 1870-х гг. выступает целое поколе­ние художников, которые стремятся к возрож­дению традиций национальной культуры, к утверждению самосознания народа.

Алеш. С наибольшей полнотой идеи нацио­нального Возрождения были претворены в твор­честве Миколаша Алеша (1852 —1913), вышед-


шего из народа и связавшего свое искусство с народом, его историей, фольклором. Особенно привлекали его «гуситкая эпоха и крестьян­ские бунты», которым посвящены картины «Гу­ситский лагерь» (1877) и «Встреча Йиржи из Подебрад с Матьяшем Корвином» (1878, обе — Прага, Национальная галерея). Эмоционально насыщенные, они раскрывают сущность собы­тий, характеров людей. В золотистой красочной гамме написана сцена драматического столкно­вения Йиржи из Подебрад с Матьяшем Корви­ном, в которой внимание сосредоточено на конт­растных характеристиках, психологических со­стояниях героев.

К разработке исторической темы обращается Алеш при создании самого значительного свое­го монументального произведения — цикла ком­позиций для росписи фойе Национального теат­ра, воплощавшего устремления к национальной независимости страны. Центральное место среди фресок занимает композиция «Родина» (нач. 1880-х гг.), своеобразный героический сказ — изображение прекрасной и строгой женщины, указывающей путь молодому всаднику. Насы­щенные глубокими чувствами, философскими раздумьями, декоративные композиции Алеша были исполнены в обобщенной манере и стро­гими ритмами хорошо связаны с архитектони­кой здания.

Мыслбек. Увлечение национальной героикой прошлого чувствуется в скульптуре Иосефа Вацлава Мыслбека (1848—1922). Для фойе На­ционального театра он исполнил аллегориче­скую статую «Музыка» (1907 — 1912, ил. 264), монументальную, пластичную, величавую.

Мыслбеку принадлежит конный памятник св. Вацлаву — основателю чешского средневе­кового государства (1888—1924), установлен­ный на Вацлавской площади в Праге после смерти скульптора (этюд, 1898—1899, Прага, Национальная галерея). Много и плодотворно работал Мыслбек в области скульптурного порт­рета (бюст композитора Сметаны, 1894, Збра-слав, Музей чешской скульптуры).

Штурза. Традиции реалистического нацио­нального искусства Мыслбека были развиты Яном Штурзой (1880—1925), пластика которо­го проникнута большим внутренним напряже­нием и драматизмом. В известной мере она не­сет следы воздействия модерна и символизма. К числу самых значительных произведений чешской скульптуры относится полная трагиз­ма статуя «Раненый» (1920—1.921, Прага, На­циональная галерея). Динамичность компози­ционных построений Штурзы предвосхищает достижения скульпторов свободней Чехосло­вакии.



19 век


Центральная и Юго-Восточная Европа