ЮГОСЛАВИЯ


В конце 18 — начале 19 в. с разложением во­енно-феодального режима и зарождением капи­талистической системы в недрах Османской им­перии усиливается национально-освободитель­ное движение в завоеванных южнославянских землях.

Сербия

Благодаря вмешательству России после Ад-рианопольского мира 1829 г. получает самостоя­тельность Сербское княжество, сохраняя лишь вассальную зависимость от Турции. С этого вре­мени быстрым темпом идет процесс становле­ния сербской культуры и искусства. Наряду с деятелями просвещения за создание националь­ной культуры выступили художники.

Данил. Одним из зачинателей сербской жи­вописи был Константин Данил (1798—1873), автор портрета Павла Кенгельца (ок. 1830 . г., Панчево, Сербская церковная община), видно­го историка того времени, сурового, умного, юлног.о сознания собственного достоинства человека.

Абрамович. Страстным поборником нацио­нального?* искусства был Дмитрий Аврамович 1815—1855), который много путешествовал по одной стране в целях изучения старого йскус-тва. В портрете писателя Вука Караджича 1840, Белград, Народный музей) он создает лубокий, вдохновенный образ ученого, борца и бщественного деятеля, мужественного и реши­тельного.


В 1860—1870 гг. в Сербии распространяются идеи русских революционных демократов. В ре­зультате русско-турецкой войны 1877—1878 гг. Сербия получила государственную независи­мость. Выдающееся значение крестьянских масс в освободительном движении народа вы­звало обращение писателей и художников к крестьянской теме. Наряду с портретом разви­ваются историческая картина и пейзаж.

Якшич. К темам истории обращается худож­ник-романтик и поэт Джура Якшич (1832— 1878), участник революционно-демократическо­го движения. Ему принадлежат исторические полотна, проникновенно рассказывающие о борьбе сербского народа за освобождение: «Убийство Карагеоргия» и «На страже» (ил. 268, обе — Белград, Народный музей). Взвол­нованно воссоздает художник эпизоды восста­ния сербов, укрупняя масштабы изображения, пользуясь резкими светотеневыми контрастами. Измученные, но сильные духом повстанцы оли­цетворяют героизм и стойкость сербского наро­да, сражающегося за независимость.

Крстич. Крестьянская тема занимает видное место в творчестве Джордже Крстича (1851 — 1907). Сын бедного крестьянина, ценой боль­ших усилий получил он художественное обра­зование в Мюнхенской академии. Значительное воздействие оказало на него искусство Курбе. В своих правдивых, несколько сумрачных по ко­лориту картинах Крстич подчеркивал нацио­нальные характеры героев, своеобразие родной природы. Таковы образы крестьянок в карти­нах «Под яблоней» (1882), «У источника»


 


- 19 Заказ 1322



Г9 век


Центральная и Юго-ТЗосточная Европа


 


(1883). В пейзажи, свободно и широко напи­санные, художник включал старинные сербские постройки — «Монастырь Студеница» (1884, все — Белград, Народный музей).

Тенкович. В области жанровой и пейзажной живописи работал и Милош Тенкович (1849— 1890), создатель ряда проникновенных образов людей труда («Продавщица цветов», 1877, Бел­град, Народный музей) и полных лиризма пей­зажей.