Хорватия

По сравнению с сербским искусством хор­ватское несколько запаздывает в своем разви­тии.

На протяжении 19 в. в Хорватии, отсталой австрийской провинции, все шире распростра­няются идеи национального освобождения.

Карас. Среди сторонников движения за на­циональную независимость и сближение с дру­гими славянскими народами был выдающийся хорватский художник Векослав Карас (1821 — 1858). Он получил художественное образование в Италии, где познакомился с русским худож­ником А. Ивановым. В картине «Девушка с лютней» (1845—1847, Загреб, Галерея Югослав­ской Академии) выявляются зрелое мастерство Караса, его внимание к внутреннему миру чело­века, точность рисунка и некоторая жесткость ярких насыщенных красок. Карасу принадле­жит ряд портретов передовых деятелей хорват­ской культуры.

К концу 19 в. в искусстве Сербии, Хорватии и Словении распространяются влияния импрес­сионизма. В это время усиливаются тенденции


к взаимосвязи искусств народов Югославии, готовится почва к объединению страны, проис­шедшему в 1918 г.

Мештрович. В первое десятилетие 20 в. скла­дывается искусство самого выдающегося юго­славского скульптора хорвата Ивана Мештро-вича (1883—1962). Сын крестьянина, он полу­чил образование в Сплите, а затем в Вене и Париже; испытав влияние французских скульп­торов Родена и Бурделя, он вырабатывает свой стиль, строго монументальный, возвышенный, усложненный поисками ассоциативных образов и символов, характерных для эстетики модерна.

Лучшие из созданных им образов полны му­жественной силы, героики, монументальности. Широко использовал он народный эпос, почерп­нув в нем дух патриотизма, отваги и стойкости. Мештровичу принадлежат проект масштабного величавого монумента на Косовом поле (1908), памятники славянским деятелям Марко Мару-личу, Григорию Нинскому, неизвестному сол­дату в Белграде (1934—1938), а также глубоко правдивые портреты, среди которых выделяется особой драматичностью и суровостью портрет матери (1908, Белград, Народный музей, ил. 292).

В этом обобщенном, красивом по бережной, тонкой пластике образе далматинской крестьян­ки словно нашли выражение мудрость народа, пережитые тяготы и страдания. Замечателен портрет матери, исполненный в рельефе (1926— 1930).

Драматизм, повышенная экспрессия, а подчас и стилизация характеризуют поздние произве­дения Мештровича, созданные им вдали от ро­дины, в США, где поселился и работал юго­славский скульптор.


США


Мощный патриотический подъем, объединив­ший весь американский народ, способствовал победоносному завершению войны за независи­мость и образованию в 1776 г. нового государ­ства — Соединенных Штатов Америки. С этого


времени американское искусство развивается со всеми его сложными и противоречивыми тенденциями, с ясно выраженной реалисти­ческой линией в наиболее прогрессивных про­явлениях.