Пролетарская и крестьянская темы, так же как история румынского народа, — главные в искусстве Румынии. Образы крестьян, работающих на полях, преобразующих природу, привлекают в произведениях многих художников. Крестьяне — герои ряда капитальных картин кивописца Корнелиу Баба (р. 1906), почетного члена Академии художеств СССР, одного из самых одаренных колористов современной яшво-1иси Румынии. Его мощное, глубоко идейное, реалистическое искусство раскрывает мир румынского крестьянина-труженика с его горе-тями, радостями, надеждами. В картинах «Отдых в поле» (1954) и «Крестьяне» (1958, гл. 308, обе — Бухарест, Музей искусств СРР) .удожник моделирует форму широкими пастозными мазками. Сумрачные и насыщенные коло-пстические гармонии способствуют воплощению сложной гаммы чувств и самой жизни в ее шогообразии.
Глубиной психологических характеристик, стротой и цельностью образных решений от-лчаются написанные Корнелиу Баба много-асленные портреты представителей румынской нтеллигеиции: писателя Михаила Садовяну 1953), актрисы Лучии Стурдзы Буландра 1953), поэта Тудора Аргези (1963), женский штрет (1957, все — Бухарест, Музей искусств РР).
Более лиричен и экспрессивен в своем твор-стве Александру Чукуренку (1903—1977), торическая картина которого «Анна Ипэтес->> (1948) овеяна романтической взволнован-стью. Приметы нового времени передает ху-жник в бытовых сценах и пейзажах («1 Мая», [ом газеты «Скынтейя», все — Бухарест, Му-л искусств СРР). Заметен вклад молодого по-ления живописцев Иона Пача (р. 1924), Сана Бэлшиа (р. 1932).
Развивается в Румынии монументальное искусство — росписи дворцов культуры, домов отдыха, а также скульптура, органически включаемая в архитектурные ансамбли. Площадь перед домом «Скынтейи» — монументальным зданием полиграфического комбината в Бухаресте г- завершает памятник В. И. Ленину, воздвигнутый Борисом Караджа (р. 1906). Декоративные скульптуры, монументы Корнела Медря (1888—1964), Иона Жаля (р. 1887), Иона Иримеску (р. 1903) украшают современные города, черноморские курортные ансамбли Мамайя, Эфории и другие.
Здесь, на песчаном берегу Черного моря, прекрасно вписываясь в окружающий пейзаж, высятся светлые комфортабельные сооружения из стекла и бетона: гостиницы, рестораны, театры. Украшенные росписями, мозаиками из стекла и керамики, они составляют единое целое с декоративными скульптурами — «Солнце», «Материнство», «Сирена» и другими, исполненными Медря и его учениками.
Значителен вклад в развитие румынской пластики Иона Жаля, всю жизнь воспевающего силу и энергию, трудолюбие и талант румынского народа. Лишившись еще в первую мировую войну руки, Жаля не оставил трудную профессию скульптора. Одна из поздних его работ — монумент композитору Джордже Энеску, одухотворенный образ которого раскрыт с присущими скульптору глубиной и психологизмом.
Разносторонность творческих исканий отличает Иона Иримеску, создателя портретов и монументов, суровых и полных лиризма образов румынского народа. Таковы «Сталевар» (1954) и «Крестьянка» (1961, обе — Бухарест, Музей искусств СРР); цветок в руке крестьянки воспринимается как олицетворение народного искусства, прекрасного и вечно живого.
20 век
Страны социализм