Широко распространена скульптура в социалистической Венгрии. Большую роль в ее развитии сыграл почетный член Академии художеств СССР Жигмонд Кишфалуди Штробль (1884—1975), автор памятника Освобождения на горе Геллерт, высящегося над Будапештом (1947). Издалека видна величественная женская фигура с пальмовой ветвью в поднятых руках — аллегория Свободы, Мира, Благоденствия. Строго и размеренно спокойны ритмы складок ее одежды, обобщены реалистические формы, четок и ясен плавный силуэт, легко воспринимаемый на расстоянии.
Последовательно развивает традиции реализма Кишфалуди Штробль в отточенных, пластически ясных формах портретов («Бернард Шоу») и скульптурных композициях («Работа все же началась»).
Много сил воспитанию молодежи отдает Пал Пацаи (р. 1896), один из первых в венгерской пластике воплотивший образ В. И. Ленина. Чувство монументальности не покидает скульптора и при работе над мелкой пластикой («Разрезающая хлеб», 1950, Будапешт, Венгерская национальная галерея). Революционная романтика одухотворяет образы борцов Иштвана Киша (р. 1927), почетного члена Академии художеств СССР, автора памятника Венгерской Советской Республике 1919 года (1970). Более декоративны скульптурные произведения Йоже-фа Шомодьи (р. 1916), автора монумента миру в Шалготорьяне (1967) и Йене Кереньи (1908— 1975). Свежестью образных решений овеяны пространственные композиции («Демонстранты», 1953, статуя перед зданием фармацевтиче-
ского центра в Веспреме). В них воплощень образы светлой юности, чистоты, смелого по рыва.
Острое чувство современности одухотворяет монументальные росписи и станковые картинь Эндре Домановского (1907—1975). Для сельскохозяйственной выставки он создал панно большого размера (4X3,5 м каждое), для металлургического комбината в Дунауйвароше — фреску, в которой проявился его дар монументалиста В картине «Перед выплавкой» (1954, Будапешт Венгерская национальная галерея) художнш передал динамику, героизм труда сталеваро? живописными средствами, гармонией холодных сизо-зеленых и серебристо-синих тонов, широкой эмоциональной манерой письма. Доманов-ский — достойный продолжатель реалистических традиций Мункачи.
Для искусства последних двух десятилетий характерно многообразие художественных исканий. Живописцы ходмезевашархейской группы (И. Д. Куруц, Й. Немет, Я. Сурчик), отражая жизнь современной деревни, стремятся к обобщению реальных впечатлений. Их картинам свойствен лаконизм, четкая построенность. сдержанная гамма. Усилился интерес и к эмоционально-экспрессивным решениям (живопись Т. Дураи, Ф. Салаи, И. Кокаша, скульптура Й. Шомодьи, А. Макриса, графика Б. Кондора. А. Вюрца). В монументальной скульптуре заметно влечение к поэтической образности, сочетающейся с почти документальной достоверностью (памятники и скульптурные композиции И. Варги, Э. Шаар, И. Киша).