Огромный урон нанес фашизм польскому народу, и в частности его столице Варшаве. Поистине героический труд по восстановлению города из руин и пепла вызвал прилив творческой энергии архитекторов, скульпторов, возрождавших исторические памятники, дома, улицы. В честь непокоренного народа Польши и Советской Армии-освободительницы польский народ соорудил монументы.
Начиная со второй половины 60-х гг. в польском монументальном искусстве назреваю но-
вые тенденции большего обобщения, лаконизма, образной выразительности. Отражением этого процесса явился Памятник героям Варшавы Марьяна Конечного (1964), ставший символом Возрожденной из пепла польской столицы и непокоренного народа Польши. С его решением перекликается Памятник жертвам фашизма в Лещинах (1964, скульпторы М. Сова, И. Молин-Сова).
Поиски новых форм в области синтеза искусств нашли свое выражение в создании ме-
20 век
Страны социализма
мориальных ансамблей на месте или рядом с бывшими фашистскими лагерями смерти — Освенцимом, Треблинкой, Майданеком, Штут-хофвом.
В оформлении мемориальных зон на местах бывших лагерей смерти польские архитекторы применили новые приемы: они включили сюда остатки документальных свидетельств и большие природные зоны, сделав мемориальные ансамбли органической частью окружающей среды. Таков мемориал в Треблинке (1964, архитекторы Ф. Душенко, А. Хаупт), получивший широкую известность. По-новому решены мемориалы в Майданеке (1969) и Штутхофве (1968), созданные архитектором В. Толкиным. Бараки, лагерные вышки, зловещие печи крематориев — все это вошло в ансамбль как главный обвинительный документ эпохи. .Скульптурно-архитектурные сооружения сознательно отделены от них. В Майданеке памятник поставлен на возвышении, и чтобы подняться к нему, следует пройти всю мемориальную зону. Подобным образом решен блок-стела в Штутхофве (скульпторы Т. Лодзяна и С. Слонима). Каждому компоненту мемориала приданы ар-хитектоничность и символическое звучание. Одно из наиболее интересных решений—«Дорога-памятник» в Освенциме, создана по коллективному проекту архитекторов О. Хансена, С. Хансена, Е. Ярнушкевича, Я. Палка, Л. Ро-шнского (1965—1967).
В создании польских мемориальных ансамблей применена система открытых форм: смысловой образ мемориала складывается у зрителя в процессе свободного движения внутри мемориальной зоны и дает возможность индивидуального лрочтения скульптурно-архитектурного замысла.
По проекту Ксаверия Дуниковского (1875— 1964) воздвигнут в Олынтине монументальный памятник силезским повстанцам на горе св. Анны (1949-1952).
Синтетичность, чувство декоративной целостности ансамбля нашли выражение в работах Дуниковского по восстановлению Вавельского амка в Кракове: для потолка Зала посланников он исполнил из дерева портреты актрисы Хелены Моджеевской, писателя Яна Коханов-кого и других, раскрывающих чувства живых < ярких личностей. Своеобразная характер-ость, декоративная раскраска в сочетании с
реалистической формой сближают их с творениями старых мастеров, и в то же время большая свобода исполнения и эмоциональность выдают руку нашего современника. В строго реалистических традициях работает Марьян Конечный (р. 1930), автор монумента В. И. Ленину, почетный член Академии художеств СССР. Острота восприятия и чувство современности отличают станковую пластику Станислава Горно-Поплавского (р. 1902), исполнившего портреты сурово-скорбной матери Белоянниса (1953), полной лиризма и обаяния женственности— «Янели» (1957).
Больших успехов добились мастера польского плаката, откликающиеся на важнейшие проблемы современности. Высокая идейность общественно-политических плакатов сочетается, с острой лаконичной формой исполнения, неожиданными приемами использования отдельных деталей, насыщенного цветом пространства фона, предметов-символов, разнообразных шрифтов. Таковы плакаты Тадеуша Трепковского (1914— 1954) «Нет!» (1952) и «Варшава» (1952). Гневным «Нет!», изображая бомбу, художник протестует против войны, сеющей смерть и разрушения. Возрождающуюся к мирной жизни Варшаву олицетворяют строительный кран и сидящий на нем белый голубь.
Среди мастеров польской станковой графики выделяются Тадеуш Кулисевич (р. 1899), в совершенстве владеющий острой линией, художник сложный и во многом противоречивый. Его графические циклы разнообразны и несут в ряде случаев следы повышенной экспрессии.
Лучшие из них — «Варшава» (1945—1946, пейзажи разрушенной Варшавы), «Солдаты мира и революции» (1952, среди них особенно живо исполнен портрет Ф. Э. Дзержинского) — проникнуты глубиной чувства и раскрывают образы, полные взволнованности и правды.
Погоня за оригинальностью формальных приемов иногда уводит некоторых польских живописцев в сторону от реализма. Однако выставки абстрактной живописи не получили поддержки народа. А наиболее талантливые художники Фелициан Щенсны-Коварский (1890— 1948), Войцех Вейс (1875—1950), а вслед за ними и мастера более молодых поколений Вес-лав Гарболиньский (р. 1927), Бенон Либерский (1926—1983) в поисках жизненной правды обратились к национальной традиции.
20 век
Страны социализма