ГЕРМАНСКАЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА


После разгрома фашизма художественная культура ГДР складывалась, развивая тради­ции немецкого революционно-пролетарского ис-


кусства 1920-х гг. и публицистического искус­ства, связанного с антифашистским Сопротив­лением. Важнейшей задачей художников рес-



20 век


Страны социализма


 


публики после установления народной власти стала борьба за искоренение пережитков фа­шизма.

Немецкие художники воздвигают памятники жертвам фашизма, борцам за свободу Германии. Один из самых значительных — Памятник бор­цам Сопротивления фашизму в Бухенвальде (1952—1958, ил. 303) Фрица Кремера (р. 1906), почетного члена Академии художеств СССР. У подножия высокой башни-колокольни уста­новлена скульптурная группа — это узники ла­геря, герои Сопротивления, изможденные те­лом, но не сломленные духом. Как призыв к от­мщению, как предупреждение грядущим поко­лениям воспринимаются их трагические образы, полные решимости и мужества.

Политическая насыщенность отличает графи­ку. Освобождаясь от трагического надрыва, при­сущего графике экспрессионизма, оказывав­шего значительное влияние на развитие куль­туры ГДР начала 1950-х гг. немецкие графики создают произведения оптимистического звуча­ния. Таковы работы Макса Лингнера (1888— 1959), поздние произведения Леа Грундиг (1906—1979), активных борцов-антифашистов, развивающих лучшие традиции прогрессивной графики.

Лингнеру принадлежит одна из значитель­ных монументальных росписей — двадцатипя­тиметровый фриз Дома министерства в Берли­не. В композиции «Крестьянская война» (1952— 1955), обратившись к исторической теме, ху­дожник сумел раскрыть героический характер великой эпопеи немецкого народа, сочетая эмо­циональное напряжение и правду истории с ла­коничной конкретной формой выражения.

Неразрывно был связан своей творческой деятельностью с коммунистической партией Отто Нагель (1894—1967), один из инициаторов вместе с Кете Кольвиц установления друже­ских связей с художниками Советского Союза в 1920-е гг., организатор Выставки немецкого искусства в СССР в 1924—1925 гг., почетный член Академии художеств СССР. Им созданы образы трудящихся свободной Германии («Мо­лодой строитель-каменщик», 1950).

Современная тема преобладает в творчестве Рудольфа Бергандера (1909—1970). Светлые,


чистые образы молодежи ГДР с ее разнообраз­ными интересами создает Вальтер Вомака (р. 1925). Картины «Девочка с голубем» (1957), «На пляже» (1962) он наполняет красочными гармониями, звучными и напряженными.

Значителен вклад в развитие немецкой гра­фики ровесника Великого Октября Вернера Клемке (р. 1917), крупнейшего мастера книги, почетного члена Академии художеств СССР, создателя проникновенного образа В. И. Лени­на, которым открывается сюита иллюстраций художника к поэме В. Маяковского «Хорошо!»

В изобразительном искусстве ГДР 1960— 1970-х гг. получили развитие сложные жанро­вые формы: многочастиая картина, повествова­тельный рельеф. Художники стремятся осмыс­лить историческое прошлое в соотнесении с про­цессами современной социальной действитель­ности, становлением личности человека социа­листического общества. Это полные символиче­ского подтекста полотна Вольфганга Маттойера (р. 1927); посвященный трагическим событиям Великой Крестьянской войны 1525 года семи-частный полиптих Хайпца Цандера (р. 1939); многочастная картина Бернарда Хайзига (р. 1925) «Парижская Коммуна» (1971—1972); исполненные пафоса обличения реакционных сил современного империализма художествен­ные произведения Вилли Зитте (р. 1921) «Сонг-ми» (1971) и «Каждый человек имеет право па жизнь и свободу» (1974).

В художественной культуре ГДР все большее место занимает градостроительство с широким включением в городскую среду монументальных и декоративных форм пластического искусства (новые жилые кварталы города Галле, 1960— 1970-е, гг.; жилой квартал- Марцан в Берлине, 1970—1980-е гг. и др.).

Изобразительное и декоративное искусство широко входит в оформление интерьеров об­щественных зданий: настенная роспись конфе-репц-зала Дома статистики в Берлине «Хвала коммунизму!» по мотивам стихотворения Бер-тольта Брехта, исполненная Рональдом Пари­сом (р. 1933)в 1970 г.; картинная галерея Двор­ца республики в Берлине, 1970-е гг.; новое зда­ние концертного комплекса Геваидхауза в Лейп­циге, 1981 и другие.