СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ ФЕДЕРАТИВНАЯ РЕСПУБЛИКА ЮГОСЛАВИЯ


Фашистская оккупация нанесла огромный урон экономическому и культурному развитию Югославии. В период национально-освободи-


тельной народной войны 1941—1945 гг. значи­тельная часть городов и сел Югославии была уничтожена оккупантами. В 40-х гг. окрепло



20 век


Страны социализма


 


антифашистское направление в югославском ис­кусстве, усилилось духовное сплочение худож­ников различных национальностей. Многие ху­дожники приняли участие в национально-осво­бодительной борьбе и оставили выразительные зарисовки отдельных ее эпизодов, портреты бой­цов Народно-освободительной армии Югосла­вии.

Победа в национально-освободительной на­родной войне, установление в стране народно-демократического строя (1945) открыли перед народами Югославии широкие перспек­тивы. После восстановления разрушенных окку­пантами городов и сел зодчие Югославии при­ступили к строительству промышленных пред­приятий, к благоустройству и реконструкции городов и поселков. К освещению событий на­циональной истории, национально-освободитель­ной борьбы, темам социалистического строи­тельства и образам современников обращались многие живописцы и скульпторы. Творчество художников различных республик отличалось стилистическим многообразием. В конце 1940-х — начале 1950-х годов возводятся мону­менты, создаются станковые композиции и гра­фические циклы, посвященные яародно-освобо-


дительной борьбе 1941 —1945 годов, воинам Со­ветской Армии (А. Августинчич, почетный член Академии художеств СССР, ил. 306, К. Хегеду-шич).

В 60-е годы в Югославии создавались наибо­лее значительные мемориальные ансамбли. Сре­ди тех, кто наиболее ярко воплотил в своем творчестве национальные традиции, следует вы­делить работы архитектора Богдана Богдано­вича.

Богданович стремится вынести ансамбли за пределы городской среды: мемориал в Травни­ках находится в горах, в Белой Церкви — на фоне лугов. В мемориале Князевац Богданович отвел специальное место, где дети кормят птиц. Мемориальный ансамбль-парк в городе Мостар (1965) посвящен памяти югеславских парти­зан. Ансамбль развернут на холме, у подножия которого находится город. Богданович исполь­зовал здесь в качестве главного художествен­ного элемента сложную систему естественных и искусственных водных источников.

В Югославии постоянно проводятся выставки самодеятельных художников, конкурсы и фести­вали народного искусства.