Искусство Китая на протяжении 20 столетия прошло сложный путь развития. С середины 19 и вплоть до начала 20 в. страна была на поло-кении полуколонии, а во всех областях культурной жизни наблюдался глубокий застой, благоприятные условия для демократизации китайской культуры создались позднее, под воздействием идей Великой Октябрьской социалистической революции, вызвавшей в Китае огромный подъем духовных сил. Именно в 1920-е гг. появились революционный плакат, равюра нового типа, сформировалась революционная карикатура. Но наиболее широко гра-яора Китая соприкоснулась с жизнью народа -же в 1940-е гг., когда в освобожденных районах 1ыла создана Академия искусств им. Лу Синя и сложился круг таких ведущих мастеров, как
Ма Да, Ли Цюнь, Гу Юань. Их выразительные и лаконичные гравюры на дереве, подчас объединенные в серии (например, Гу Юань. «Жизнь крестьянина в прошлом и настоящем», нач. 1940-х гг.), являлись яркой художественной хроникой тех лет. Острые, дышащие пафосом борьбы гравюры Ван Ци, Ли Хуа, подобные его «Разгону демонстрации», и других мастеров, работавших в гоминьдановских районах, свидетельствовали о том, что новая революционная гравюра Китая утвердилась в своих реалистических позициях.
Образование КНР в 1949 г. создало новые возможности для развития демократической культуры. Значительно возросло число деятелей искусства, расширилась тематика живописи и графики. Широко развернулись градострои-
20 век
Страны социализме
тельные работы. Важным шагом обращения искусства к народу явилось переоборудование императорских дворцов и запретных территорий в музеи и парки. Были созданы жилые и общественные сооружения, расширены улицы и площади. В проектировании и строительстве немаловажную помощь оказывали специалисты СССР и других социалистических стран.
В 1950-х г. живопись КНР вошла как одно из важных явлений в современное мировое искусство. Художники Крхтая обращались как к традиционным приемам гохуа — национальной живописи на свитках тушью и минеральными красками, так и к технике масляной живописи. Творчество мастеров старшего поколения гохуа — Ци Байши, Пань Тяныпоу, Хуан Бинь-хуна и других — оказалось созвучным современности благодаря демократизму обращенности к широкому кругу людей. Не выходя за круг традиционных мотивов пейзажа,' жанра «цветов и птиц», Ци Байши (1860—1957) в картинах «Цикада», «Деревенский светильник», «Тыквы» сумел по-новому раскрыть красоту природы, значительность человеческого труда. Художник следующего поколения Сюй Бэйхун (1895—1953) для создания новых образов современников — рабочих, деятелей культуры — прибегнул к соединению приемов национальной живописи и современного европейского искусства. Новое слово в бытовой и пейзажной живописи сумели сказать Ли Кэжапь, Фу Баогаи, Цзян Чжаохэ, Хуан Чжоу, Чжоу Чангу и другие. В их творчестве, лишенном былой пассивной созерцательности, национальная специфика соединилась с пытливым взглядом на мир нашего современника.
Мастера гравюры в 1950-х гг. также широкс откликались на все события жизни страны, изображая стройки, индустриальные пейзажи, жизнь города, будни деревни. В таких гравюрах Ли Цюня, как «Зима в Пекине», и «Воз сена» Гу Юаня проявилось и новое лирическое восприятие природы. Опираясь на традиции революционного этапа, мастера расширили арсенал художественных приемов, обогатили гравюру новыми цветовыми решениями.
В 1950-х гг. в КНР возродились и многие отрасли прикладного искусства. Помимо ранее существовавших видов большую роль сыграло искусство художественной вырезки (так называемые «Оконные цветы»). Особое место заняли художественное ткачество, вышивка, резьба по камню, дереву, кости.
Поступательное развитие китайского искусства было приостановлено в 1960-х гг. политикой «культурной революции», сказавшейся в сфере художественной не менее пагубно, чем во всех других областях жизни Китая. Характерной чертой искусства этого времени стала жестокая идейно-тематическая регламентация художественного произведения, проводившаяся под знаком идей маоизма. Были разрушены многие бесценные памятники прошлого, Нивелировке подверглась национальная самобытность разных народностей КНР. Китайская культура на длительное время оказалась насильственно вырванной из международного содружества социалистических культур. Тяжелый ущерб, нанесенный китайской культуре событиями «культурной революции», еще не ликвидирован полностью в наши дни.
КОРЕЙСКАЯ НАРОДНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА
После установления в 1945 г. народно-демократической республики на севере страны перед зодчими, скульпторами и художниками КНДР открылись широкие возможности для развития национального искусства. Однако развязанная американскими империалистами при поддержке южнокорейских реакционеров война 1950— 1953 гг. повлекла за собой целый ряд опустошений. Были разрушены города, уничтожены памятники старины. Лишь после восстановления мирной жизни страна смогла приступить к активному градостроительству. Остро встали вопросы реставрации памятников, создания жилых культурных и общественных сооружений. При участии советских специалистов был разработан генеральный план Пхеньяна с обшир-
ными площадями, выделением главных центров. На протяжении 1960—1970-х гг. были выстроены новые здания театров, стадионов, вокзалов.
В годы войны 1950—1953 гг. наиболее действенным видом искусства в КНДР являлись сатирическая графика, карикатура, плакат. Во второй половине 1950-х гг. на первый план выдвинулась живопись. Многие живописцы КНДР успешно продолжают развивать приемы национальной живописи тушью и минеральными красками — чосонхва. Они работают как в привычных жанрах пейзажа («цветы — птицы»), так и обращаются к современной тематике. Большой эмоциональности, тонкости тональных переходов исполнены композиции на
20 век
Страны социализма
ширме Чон Чжон Ё «Помощь фронту», «Танец» Ким Ён Чжуна. Такой известный мастер, как Чон Ен Ман, в настоящее время пробует силы в разнообразных жанрах и темах, создавая пейзажи, портреты современников, бытописательные композиции, наполняя традиционную живопись современными идеями и чувствами. Значительно возросло мастерство художников, работающих и в технике масляной живописи. Работа над большими монументальными композициями, участие в организации
архитектурных ансамблей характеризуют деятельность скульптурных коллективов КНДР. Значительных успехов достигло в КНДР декоративное искусство. Особенно высоким качеством и разнообразием рисунков и форм отмечена керамика, развивающая древние традиции. Тонкость исполнения, понимание особенностей материала свойственны также изделиям из лака, дерева, кости. Изысканной декоративностью отмечена вышивка, сюжетами и стилем связанная с национальной живописью.