МОНГОЛЬСКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА


После победы народной революции 1921 г. и ебразования Монгольской Народной Республи­ки в 1924 г. в отсталой феодальной стране на­чался ряд коренных преобразований. Выросли повые города, такие, как Дархан, Налайха. Но­вый облик приобрела столица Улан-Батор. Вза­мен юрт, окружающих монастыри, были созда­ны жилые кварталы, стадионы, театры, обще­ственные сооружения, парки. В настоящее вре­мя столица МНР продолжает развиваться и со­вершенствоваться. Скульпторы и художники-монументалисты оформляют площади скульп­турными и декоративными композициями, па­мятниками (памятники Сухэ Батору и Чойбал-еану работы Чомбола в Улан-Баторе и др.)

Значительных успехов достигли монгольская живопись и графика. Начало преобразованиям средневековой монгольской живописи положи­ли Балдугийн Шарав (1869—1939) и Маниба-дар (1888—1963), отошедшие от канонов ре­лигиозного искусства. Шарав — создатель пер­вых революционных плакатов и первых порт­ретных образов и эпических монументальных "ытописательных композиций («Один день кизни Монголии», «Праздник кумыса» и т. д.), ■рко рисующих жизнь монгольского народа. . 1950-х гг. расширяется тематика и разнооб­разятся приемы монгольской живописи. В ней ;етко обозначаются два направления: идущее т старых традиций монгол-зураг (станковая ^пвопись гуашью) и живопись маслом, родив-лаяся на базе европейского искусства. К вид-ейшим художникам монгол-зураг примыкают яд живописцев старшего и среднего поколения Дерендорж (р. 1910), Ядамсурэн (р. 1905), Дпнжур (р. 1910), Сэнгэцохио (р. 1917) и мно-


гие другие. Их живопись, выросшая на почве старого религиозного искусства, характеризует­ся узорчатостью, локальностью ярких красок, четкостью контуров, аллегоричностью языка. Вместе С тем живописцы этого направления разнообразны в своих исканиях, способах пе­редачи красоты природы. Используя язык сред­невекового искусства, народные орнаменталь­ные мотивы, они создают неповторимые по сво­ей поэтичности и красочной звучности произведения. Современным живописцам, рабо­тающим в масляной технике, принадлежат не только станковые произведения. Они и мону­менталисты, и декораторы театральных поста­новок. Темы, которые избирают такие крупные мастера, как Цултэм (р. 1923), Гава (р. 1920), Амгалан (р. 1933), Чогсом (р. 1930), Одон (р. 1925) и другие, весьма разнообразны. Это и портреты современников, и историко-револю­ционные мотивы, и пейзажи, и сцены быта мон­гольского народа. К 1970-м гг. особенно обо­стрилось внимание к красоте национальной природы, что нашло отражение в серии поэти­ческих ландшафтов.

Успешно развивается монгольская графика. Созданные Амгаланом и другими мастерами плакаты, станковые гравюры и иллюстрации отмечены своеобразием композиционных реше­ний, плавностью линий, выразительной ясностью контуров. В декоративно-прикладном искусстве МНР наряду с традиционными отра­слями — обработкой металла, резьбой и росписью по дереву, вышивкой и аппликаци­ей — важное место занимают ковроделие, кера­мическое производство.