СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА ВЬЕТНАМ


Вьетнамскому народу свобода и независи-- >сть достались нелегко. На протяжении не--;ольких десятилетий ему пришлось вести за


них тяжелую и изнурительную вооруженную борьбу. Но о стойкости духа говорили не толь­ко военные подвиги, но и способность вьетнам-



20 век


Страны социализма


 


Растущему с каждым годом отряду молодых мастеров принадлежит будущее искусства во всех странах. Этим объясняется забота о молодежи мастеров старшего поколения, которые передают ей свой опыт и знания. Высокая коммунистическая идейность, убежденность в важности своей работы и верность реализму, мастерство и поиск новых эмоциональных средств выразительности, присущие молодежи, дают уверенность в гряду­щих завоеваниях реалистического искусства. Высокий подъем получили самые различные отрасли художественных ремесел, народного искусства. Многообразное многонациональное искусство социалистических стран взаимно обогащает друг друга, способствует единению лагеря социализма и мира. В обстановке заметного влияния модернизма передовое искусство стран социализма служит надежным оплотом художественного прогресса всего мира.

цев в самых тяжких условиях войны сохранять оптимизм и человеколюбие, ощущать красоту и многообразие природы.

Подлинное рождение вьетнамского искусства произошло лишь вместе с революцией 1945 г. В период начавшейся в 1946 г. войны (против французских империалистов), несмотря на крайне трудные условия, начался период быст­рого созревания вьетнамского художественного сознания. Создавались плакаты, литографии, станковые гравюры, имевшие важное агитаци­онное значение. Именно в графических произ­ведениях выработались первые принципы со­циалистического искусства Вьетнама.

Новый подъем изобразительного искусства Вьетнама начался уже после установления ми­ра в 1954 г. В этот период на первый план вы­двинулась живопись — акварель, масляная жи­вопись и живопись лаком,— зародившаяся еще в 30-х гг.

- Лаковая живопись — национальный шлифо­ванный лак — получила не только широкое рас­пространение. Обращаясь через нее к нацио­нальным приемам и полнее всего выражая че­рез ее яркую декоративность национальное миропонимание, художники Вьетнама сумели наполнить ее новым содержанием. В резуль­тате они добились рождения новых своеобраз­ных форм реалистического искусства. Именно лаковая живопись, более чем какой-либо из ви­дов искусства, внесла замечательный вклад вьетнамского искусства в современную миро­вую культуру. Сложная по технике лаковая живопись выполнялась по слою лака, нанесен­ного на загрунтованную доску. Многие выра­зительные возможности этой техники достига­лись частичным снятием верхнего слоя лака и выявлением фона, инкрустацией поверхности яичной скорлупой и перламутром, присыпкой серебряным и золотым порошками, дающими сквозь лаковую пленку эффект вкрапления дра­гоценных самоцветов. Большую роль играет

*


полировка покрытой лаком поверхности. Так как многие краски, соединяясь с лаком, темне­ют, живописцы ограничивают палитру чисты­ми цветами — киноварно-красным, зеленым, си­ним. С помощью ярких и свежих красочных со­четаний художники Вьетнама создали замеча­тельные картины, необычные и оригинальные своей декоративной нарядностью, поэтичностью. Ведущие мастера Вьетнама Фан Кэ Ан, Чан Ван Кан, Нгуен Дык Нунг, Нгуен Хием и дру­гие отразили в своем творчестве все темы: ге­роику освободительной борьбы, мирную жизнь, красоту природы Вьетнама.

Наряду с лаковой живописью больших успе­хов достигла.и традиционная акварельная жи­вопись на шелке, также воспринявшая мир но­вых идей и образов. Изображая вьетнамских девушек за учебой («Продавщица галантерей­ных товаров, 1957), воинов («Мимо родного до­ма», 1957), Нгуен Фан Тянь, Нгуен Чонг Кием наполняют свои произведения большим эмоци­ональным смыслом, придают персонажам мяг­кость и теплоту. Светлая, слегка приглушен­ная гамма живописи характеризует не только акварельную, но и новую для Вьетнама масля­ную живопись. В годы борьбы за воссоединение Севера и Юга Вьетнама (1965—1976) вновь вышли на авансцену политические и агитаци­онные формы искусства — плакат, станковая графика, близкая по своей декоративной ярко­сти лаку. Тема помощи югу стала ведущей в творчестве северовьетнамских художников.

Завершившееся в 1976 г. воссоединение стра­ны, названной народом Социалистической Рес­публикой Вьетнам, положило начало мирной жизни, сближению художников Севера и Юга Вьетнама, обогащению искусства разнообраз­ными почерками. Молодое вьетнамское искус­ство, развивающее национальные традиции, одухотворенное новым содержанием, прочно стоит на пути реализма и в настоящее время опирается на большой творческий опыт.



СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ


Акватинта (итал. а^иа^^п^а) — вид гравюры, получае­мой травлением металлической пластины сквозь нане­сенную на нее асфальтовую или канифольную пыль. При подогревании порошок закрепляется мельчайши­ми точками. Поверх образовавшегося таким образом гравюрного грунта наносится рисунок. Кислота разъ­едает металл в промежутках между частицами по­рошка, в результате в оттиске получаются пятна раз­личной силы тона. Акватинта появилась в 60-х гг. 18 в. во Франции '.

Акведук (от лат. а^иа — вода и аисо — веду) — соору­жение для перевода воды над пониженными участ­ками местности, имеет вид арочного моста или эста­кады. 64.

Алла прима (итал. а11а рпта) — живопись по-сырому в монументально-декоративных произведениях; раз­новидность масляной живописи, требующая оконча­ния работы до подсыхания красок (без подмалевка и лессировок — см.).

Алтарь (от аНиз — высокий) — у древних народов ме­сто (в виде возвышения) для жертвоприношений на открытом воздухе: в Древней Греции и Риме — от­дельные сооружения; в христианских храмах — столы для совершения таинств и богослужения; алтарем называют также всю восточную часть храма, отделен­ную алтарной преградой (в православных храмах с 15 в.—иконостас). 24, 100, 148, 170, 189, 190.

Ансамбль (франц. епзетЫе — совокупность, стройное целое) — в архитектуре единая гармоничная компо­зиция, включающая здания, инженерные сооружения (мосты, набережные) и зеленые насаждения. В архи­тектурный ансамбль обычно входят произведения различных видов искусства. 30, 54, 94, 130, 189, 190, 326, 328.

Антропоморфизм (от греч. ап1гороз — человек и греч. ~югрпе — форма, вид) — уподобление человеку, наде-ение человеческими свойствами явлений природы, небесных тел, животных, мифических существ. 81.

Цифры, набранные курсивом, обозначают номера траниц, на которых употребляется данное понятие. Отсутствие цифр указывает на то, что пояснение от-осится к списку иллюстраций или к библиографи­ческому списку литературы. Полужирным шрифтом :абраны номера иллюстраций.


Апокалипсис (греч. арока1урз13 — откровение)—часть Библии, одна из книг Нового завета, содержащая мистические откровения о судьбах мира и человека, пророчества о «конце света». 181, 313.

Апокрифические сказания (греч. арокгурпоз — тайный, сокровенный) — произведения иудейской и раннехри­стианской литературы, не включенные в каноническую Библию (см.). Часто служили , источником сюжетов для произведений искусства. 106.

Апсида (греч. Ьарз13 — свод) — алтарный выступ в христианских церковных зданиях, полукруглый или многоугольный в плане. 85, 93, 173, 193.

Арабески (франц. а^аЬез^ие, букв.— арабский) — вид сложного орнамента, основанного на переплетении растительных и геометрических стилизованных форм. Сложился в арабском искусстве. 109, 195, 261, 304.

Аркада (франц. агсайе)—ряд равных по величине арок, опирающихся на столбы или колонны.

Аркатура (нем. Агка1иг) — ряд декоративных ложных арок на фасаде здания или на стенах внутренних по­мещений. 100.

Аркбутан (франц. агсЬои!ап1) — наружная каменная арка, передающая распор свода главного нефа (см.) опорным столбам-контрфорсам (см.). 99, 101, 103. Аскетизм — религиозно-этические воззрения, пропове­дующие ограничение или подавление чувств, жела­ний, потребностей человека во имя достижения нрав­ственного совершенства. 80.

Атлант — в греческой мифологии титан, держащий на своих плечах небесный свод в наказание за участие в титаномахии — борьбе титанов против олимпийских богов. 47, 193.

Атрибут (от лат. аКпЪио — придаю, наделяю) — су­щественный признак, неотъемлемое свойство предме­та, в искусстве вещественно определяющий признак героя-бога, персонажа.

Аттик (от греч. аШсоз — аттический)—стенка над венчающим архитектурное сооружение карнизом, ча­сто украшенная рельефами и надписями. 146, 163, 164, 189, 226.



Словарь терминов


Базилика (от греч. ЬазШкё — царский дом) — здание вытянутой прямоугольной формы, разделенное внутри рядами колонн или столбов на продольные части (не­фы); средний (главный) неф при этом обычно выше боковых. В Древнем Риме в форме базилики строили здания для суда, торговли (базилика Максенция), поз­же — это один из распространенных типов христиан­ского храма. 82, 86, 90, 100, 108, 243, 69.

Балюстрада ('франц. Ьа1и5тгаде) — ограждение балко­нов, лестниц, крыши и т. п.; часто в виде перил с балясинами (столбиками). 226, 39.

Баухауз (Ваипаиз) — институт строительства и худо­жественно-промышленного конструирования. Основан в 1919 г. архитектором В. Гропиусом в Веймаре, в 1925 г. переведен в Дессау, в 1933 г. ликвидирован фашистами. Ставил задачу выработать новый стиль в архитектуре и прикладном искусстве, соответствую­щий веку техники. 316.

Библия (от греч. ЫЬПа, букв.— книга) — сборник раз­новременных разнохарактерных сочинений 8 в. до н. э.— 2 в. н. э. (мифы о сотворении мира, религиозно истолкованные, повествования о событиях истории, религиозные гимны, моральные законы, поучения и т. п.). Состоит из Ветхого завета (считается свя­щенным писанием и для иудейской, и для христиан­ской религий) и Нового завета, который признается только христианством. Библейские сюжеты широко применялись многими художниками, которые, ис­пользуя привычные мотивы, разрабатывали вполне реальные, нередко остроактуальные проблемы, реша­ли сложные морально-философские вопросы. 91, 95.

Буддизм — одна из трех (наряду с христианством и исламом) мировых религий, возникшая в Древней Индии в 6—5 вв. до н. э. Основатель ее — Гаутама, получивший впоследствии имя Будды (просветлен­ный). Буддизм распространен в Юго-Восточной и Центральной Азии, на Дальнем Востоке. 78, 114, 115, 123, 133, 137.

Вимперг (нем. М^трегц) — высокий, остроконечный щипец, завершающий порталы и оконные проемы го­тических зданий. 103.

Витраж (франц. уЛга^е, от лат. уИгшп — стекло) — декоративная композиция из цветного стекла или других материалов, пропускающих свет. Может быть орнаментальным, сюжетным и т. д. Декоративный эф­фект рассчитан на игру окрашенного света в окне, двери и т. д. 106, 327, 331.

Волюта (итал. уо1и!а, букв.— завиток) — архитектур­ная деталь в форме завитка или спирали, например, на ионической капители. 48, 188.


Гемма (лат. §егпта) — драгоценный или полудраго­ценный камень с врезанными (инталии) или выпук­лыми (камеи — см.) изображениями.

Герма (греч. пегтез) — четырехгранный столб, увен­чанный скульптурным изображением головы или бю­стом; в античности герма первоначально изображала бога Гермеса, отсюда ее название. 226, 227.

Глиптика (греч. &1урШсё от ^1урпо — вырезаю) — ис­кусство резьбы на твердых и ценных породах кам­ня. 38.

Горельеф (франц. Ьаиг-геПе!) — разновидность выпук­лого рельефа, где скульптурное изображение высту­пает над плоскостью фона более чем на половину своего объема.

Грифон — в древневосточной мифологии фантастиче­ское животное с туловищем льва, орлиными крыльями и головой орла или льва.

Доугун — система деревянных ярусных кронштейнов и изогнутых балок, являвшаяся непременным связую­щим звеном и амортизирующим элементом между кровлей и каркасом здания в китайском храмовом и дворцовом зодчестве периода средневековья. Служит своеобразной капителью столба, важным декоратив­ным элементом. 124.

Евангелия (от греч. еиапдеНоп — букв, благая весть) — раннехристианские сочинения, повествующие об Иисусе Христе: канонические, то есть включенные в Новый завет (сложились в конце 1 — начале 2 в. н. э.), и апокрифические. Евангелисты, согласно цер­ковной традиции,— авторы евангелий (авторами кано­нических евангелий считаются Лука, Матфей, Марк и Иоанн). 91, 95.

Замок — укрепленное жилище феодала, окруженное стенами, валами, рвами. С 13—14 вв. замки превра­щаются в сложные комплексы построек и, наконец, в дворцовые ансамбли. 91.

Зиккурат (аккадское) — в архитектуре Древней Ме­сопотамии многоярусное (чаще всего семиярусное) культовое сооружение из сырцового кирпича. 3941.

Зодиак (греч. хбсНакоз, от хооп — животное) — сово­купность созвездий, расположенных вдоль эклипти­ки — большого круга небесной сферы, по которому Солнце, совершает свой видимый путь в течение года. Зодиакальных созвездий 12, каждый месяц обознача­ется знаком созвездия, в котором Солнце в этот месяц находится.

Иератическое письмо — разновидность древнеегипет­ского письма (скорописная форма), возникшая из иероглифов.



Словарьтерминов


"-:поглифы (от греч. Ыегбз—священный и ?гурЬё — . что вырезано) — система рисуночных знаков, сло--пвшаяся в Египте на рубеже 4—3 тыс. до н. э.

'". тоборчество — социально-политическое и религи-ное движение в Византии в 8 и 1-й половине 9 в., : правленное против культа икон! 86.

монография (от греч. еОсбп — изображение, образ и _--:-рпб—пишу)—строго установленная система юражения (или совокупность изображений) каких-:"'0 персонажей или сюжетных сцен. Канонизирован-ле иконографические системы были связаны с рели-:-.-й, ритуалом. 83, 84, 89.

'/пост (франц. 1гпроз1:)—профилированная иногда
ульптурно обработанная архитектурная деталь над
•лбом, лопаткой, капителью колонны, служащая
юрой для пяты арки. 84. >

крустация (позднелат. шсшзШю, букв.— покрытие рой) — украшение изделий вставками, рисунками,

•сражениями, выполненными из камня, дерева, рламутра, слоновой кости и т. п., врезанными в по-рхность декорируемого предмета и отличающимися - нее по цвету и материалу. 39, 40,, 94, 334.

.чей — небольшие резные камни с рельефным изо-ажением, преимущественно из ценного твердого, "ычно слоистого материала. 62, 45.

чнелюры — (франц. саппе1игез) — в архитектуре ртикальные желобки на стволе кблонны или пиляст-I (см.). 104.

нон ; система точных правил, предписаний, про-рций, стилистических, иконографических норм, гос-лствующих в искусстве какого-либо периода или правления. 29, 257, 263, 303.

челла — католическая или англиканская часовня, ■ковный придел: небольшое отдельное сооружение I помещение в храме (в боковом нефе — см., в об-;е хора) для молитв одной семьи, хранения релик-■I и Т. д. 92, 93, 146, 162, 163, 172.

аваджизм — направление, получившее свое назва­ло имени его главы Микеланджело Меризи Кара­ло и представленное его многочисленными после--ателями (О. Джентилески в Италии, X. Тербрюгген Нидерландах, X. Рибера в Испании). В искусстве ■аваджо и его последователей обращение к дейст-ельности, натуре сочетается с монументализацией ужающего мира. Живописная система караваджи--; характеризуется резкостью светотеневых контра-з. 212, 213, 215.

шомбы (итал., ед. ч. са{асотЪа) — системы подзем-помещений искусственного или естественного

-2 Заказ 1322


происхождения, использовавшихся в древности для совершения религиозных обрядов и захоронений. 84.

Кватроченто (итал. ^иа{^осето, букв.— четыреста) — 15 век по-итальянски, в широком значении — италь­янская культура этого времени. 144.

Кентавр — в греческой мифологии получеловек, полу­конь. 161, 33.

Кессон (от франц. са13зоп— ящик)—углубление па поверхности потолка или свода, имеющее форму квадрата или другой геометрической фигуры.

Кондо — главное строение буддийского японского хра­мового комплекса или монастыря, содержащее основ­ной объект поклонения (обычно статую). Название «кондо» (золотой зал) употребляется в смысле «важ­ный», «священный». В иных случаях главное строе­ние называется «хондо».

Консоль (франц. сопзо1е) — жестко закрепленная од­ним концом часть балки или опоры, поддерживающая карниз, балкон, фигуру, вазу и т. д. 103, 317.

Контрфорс (франц. согйге — Гогсе — противодействую­щая сила) — устой, поперечная стенка, вертикальный выступ, укрепляющий основную несущую конструк­цию. 84.

Корабль (от греч. кагаЬоз) — в архитектуре то же, что неф (см.). 92.

Корпусная живопись (от лат. согриз — тело)—испол­ненная плотным, непрозрачным, сравнительно толстым слоем краски в отличие от тонкослойной, просвечи­вающей полупрозрачной живописи (см. лессировка). 186.

Крестовый свод — конструкция покрытия в виде двух цилиндрических сводов одной высоты, пересекающих­ся под прямым углом в плане. 83, 92.

Кронштейн (от нем. Кга§з1ет) — деталь такого же конструктивного характера, как консоль (см.), но бо­лее массивной формы и более сложной конфигура­ции. 124, 129.

Куртуазная литература — придворпо-рыцарское тече­ние в европейской литературе 12—14 вв. Рыцарский куртуазный кодекс выработался в 12 в. в лирической поэзии трубадуров Франции, миннезингеров Герма­нии, рыцарском романе. Куртуазная литература про­славляла воинские подвиги, ритуалы рыцарской чести, служение даме.

Кэсы (резаный шелк) — тип многоцветных тканых китайских панно, выполнявшихся по мотивам картин известных живописцев путем нанесения на натянутую основу отдельно узора и фона.