Щщщншитшшшшштттт


 


Словарь терминов


Лессировка (от нем. Ьаз1египд) — нанесение тонких слоев прозрачных и полупрозрачных красок поверх высохшего плотного слоя. 196.

/ «Малъге голландцы» — голландские живописцы 17 в., называемые так из-за камерного характера их твор­чества и небольшого размера картин в отличие от крупнейших голландских художников Рембрандта, Хальса и др. Представители этой группы — Питер де Хоох, Терборх, Метсю, Стен — заняли в истории ис­кусства значительное место. 206.

Машикули (франц. тасЫсоиПз) — навес в верхней части крепостной стены с бойницами для стрельбы, метания камней и стрел. 103.

Медресе (араб. Мадраса, от дараса — изучать) — с 9 в. мусульманская средняя и высшая школа, готовящая служителей культа, учителей, а также служащих го­сударственного аппарата в странах Ближнего и Сред­него Востока. Медресе включает мечеть, аудиторию, кельи, расположенные вокруг прямоугольного двора. 108, ПО.

Минарет (от араб, манара, букв.— маяк) — башнеоб­разное сооружение при мечети, служащее для созыва мусульман на молитву. 108, 110112, 119.

Миннезингеры (старонем. Мтпезш^ег -г певцы люб­ви) — придворные рыцарские поэты и певцы в гер­манских странах средневековой Европы.

Мистерия — жанр средневекового религиозного театра. Представления на библейские сюжеты разыгрывались на площадях городов с огромным числом участников и продолжались часто несколько дней. 98, 99, 131, 138.

Михраб — молитвенная ниша в стене мечети, обра­щенная к Мекке, обычно богато украшенная орнамен­тальной резьбой, инкрустацией, росписью.

Моделировка (от итал. тоаеПаге — лепить) —пере­дача объемно-пластических свойств предметного ми­ра путем светотеневых и цветовых градаций в жи­вописи и соответствующими средствами пластики в скульптуре. В творческом процессе моделировка подчиняется общим идейно-образным задачам худож­ника. 119.

Наос (греч. паоз) — восточное, главное помещение (святилище) античного храма, где находилось скульп­турное изображение божества; то же, что целла. 47.

Некрополь (от греч. пекгоз — мертвый и роНз — го­род) — античный комплекс погребений. 236.

Нервюра (франц. пегуиге) — арка из тесаных клинча­тых камней, укрепляющая ребра свода. Система нер­вюр образует каркас, облегчающий кладку свода. 99.


Неф (корабль) (франц. пе! от лат. пау13 — корабль) — в западноевропейских храмах часть архитектурног пространства (например, базилики), ограниченна? с одной или с обеих продольных сторон рядами ко­лонн или столбов. 84, 92, 99, 100, 102, 115, 188.

Номарх (греч. потагсЬёз) — правитель дома (админи­стративного округа), наместник фараона в Древне!: Египте (возглавлял административный аппарат, су; и войско нома, ведал ирригацией, контролировал сбор налогов).

Обсидиан — стекловатая вулканическая горная породе (красная, черная, серая). 32, 33.

Ордер (нем. Огаег, франц. огаге — ряд, порядок)—е архитектуре система со строгим соотношением опре­деленных элементов и пропорций — несущих (колон­на) и несомых (антаблемент). В классической архи­тектуре различаются ордера: дорический, ионический, коринфский, тосканский и композитный (сложный). 47, 227, 279.

Пагода (португ. ра§оаа, от санскр. бхагават — свя­щенный) — буддийское мемориальное сооружение п хранилище реликвий (мощей, особо чтимых предме­тов, некогда якобы принадлежавших богам, святым, пророкам), возводимое в честь деяний святых, а так­же в память о важном событии. 104.

Пазуха — угловое пространство над перекрытием зда­ния, образующееся между двумя соседними сводами или между сводом и стеной.

Палетка (от франц. репте йоисе — пластинка, план­ка) — тонкая каменная плитка, используемая в Древ­нем Египте для растирания красок. В форме палеток делались победные стелы (см.).

Пандус (от франц. репге иоисе — пологий склон) — наклонная плоскость, заменяющая лестницу. 39.

Пантеон (лат. Рап(Ьеоп, от греч. Рапгпеоп) — место посвященное всем богам, в Древнем Риме «храм всех богов», место захоронения выдающихся людей. _Ш. 236.

Парус — в архитектуре конструкция в форме сфери­ческого треугольника, создающая переход от подку-польных арок к основанию купола. 84, 87.

Пеласги (Ре1аз§01) — согласно античным преданиям догреческое население Древней Греции, населявше-юг Балканского полуострова, острова Эгейского моря Фессалию, западное побережье Малой Азии. 41.

Перегородчатая эмаль — техника изготовления изделии из прочного стеклообразного покрытия (эмали), зь-полняющего промежутки между металлическими пе­регородками, напаянными на поверхность металла. 3?



Словарь терминов


Периптер ■— основной тип древнегреческого храма пе­риодов архаики и классики: прямоугольное в плане здание, с четырех сторон обрамленное колоннадой. 47, 54, 261,

Перистиль (от греч. реп — вокруг, около и 51у1оз столб, колонна) — прямоугольный двор, сад, площадь, окруженные с четырех сторон крытой колоннадой. Перистильный двор — составная часть многих антич­ных жилых и общественных домов.

Петроглифы (от греч. рётхоз — камень и ^1урЬё — резь­ба) — то же, что наскальные изображения. 22, 331.

Пилон (от греч. ру1бп, букв.— ворота, вход) —массив­ные устои, служащие опорой перекрытий либо стоя­щие по сторонам входов или въездов. 34, 108, 110, 112, 226, 296.

Пилястра (итал. рПазгго от лат. рПа — столб) — конст­руктивный или декоративный вертикальный плоский выступ на поверхности стены, оформленный ордерны­ми элементами. 67.

Пинакли (франц. ртас1е) — завершенные остроконеч­ными пирамидками декоративные башенки, увенчи­вающие контрфорсы (см.) или другие архитектурные части (позднероманских и готических) церквей.

Полис (греч. роНз, лат. сЫхаз) — город-государство в античном мире. Полис составляли полноправные граж­дане. 50.

Портал (нем. Рог1а1, от лат. рогта — вход, ворота) — декоративно оформленный вход в здание. 92, 93, 100, 103, 105, 110, 112, 188.

Портик (от лат. рог^сиз) — галерея перед фасадом Дания с перекрытием, опирающимся на колонны или толбы, чаще всего оформляет вход в здание. 66, 146,

."•56, 196, 226, 236, 291.

1ронаос (греч. ргопаоз) — полуоткрытая часть антич­ного храма между входным портиком (см.) и наосом

:м.).

~унчхон — тип корейской керамики, известной так--:е на Дальнем Востоке под названием миссима, по­учивший большое распространение в 14—16 вв. Для ■судов этого Типа характерны светлосерые и золоти-:ые оттенки и мелкий штампованный подглазурный юр из белых точек, спиралей, цветов, а также узор, ыполненный в эскизной манере, близкой каллигра-: ии. 136.

' 1тти (итал. риШ)—изображения мальчиков (обыч-=> крылатых), излюбленный декор, мотив в искусстве -альянского Возрождения.


Ракурс (от франц. гассига, букв, сокращение)—пер­спективное сокращение фигур или предметов, сильно изменяющее их привычные очертания.

Ратуша (польск. га{изг от нем. КаШаиз) — в феодаль­ной Западной Европе здание городского самоуправле­ния, обычно с залом на втором этаже, часовой баш­ней. 102,103.

Регулярный (французский) парк — парк с геометриче­ски правильной планировкой.

Ризалит (от итал. пзаШа — выступ) — часть здания, выступающая за основную линию фасада. 226.

Рокайль (франц. госаШе, букв.— осколки камней, ра­ковины) — элемент декоративного орнамента, имити­рующий форму причудливой раковины. 226.

Рустовка (от лат. гизНсиз — простой, грубый) — обли­цовка поверхности стены крупными, грубо отесанны­ми камнями. 146.

Сангам — техника инкрустации керамических сосудов цветными глинами, распространившаяся в Корее на протяжении периода Коре. 136.

Сёин — тип японской храмовой и жилой архитектуры, отличительная черта которой — окно в интерьере со специальным столом для чтения и письма (сёин); в японском искусствознании употребляется для обозна­чения архитектурного стиля (сёин-дзукури) и соот­ветствующего ему стиля сада. 130.

Синдэн — тип японской жилой архитектуры, в которой главное здание (синдэн) соединяется крытыми гале­реями с расположенными на запад и восток от него флигелями (тай-но-я); в японском искусствознании употребляется для обозначения архитектурного стиля (синдэн-дзукури) и соответствующего ему сада. 130.

Стела (от греч. з1ё1ё — столб) — вертикальная плита с рельефными изображениями или надписью.

Субурган — ламаистское мемориальное сооружение бу-тылеобразной формы, хранилище священных релик­вий, восходящее в своей основе к ступам Индии, Не­пала, Тибета. 138.

Суйбоку-га — японская живопись тушью, воспринятая из Китая. Тушь для живописи и письма получают капая на гладкий камень воду и растирая в ней спрес­сованную палочку черной туши, которую изготовляют из сажи и особого клея; сажу собирают, сжигая сос­новую древесину и рапсовое или павлопиевое мас­ло. 131.

Терракота (итал. 1егга соИа, букв, обожженная зем­ля) — неглазурованные керамические изделия кз цвет­ной (желтой или красной) глины пористого строения.



Словарь терминов


Тимпан (греч. тутрапоп) — внутреннее поле фронто­на; плоскость между проемом арки и лежащим на ней антаблементом, углубленное пространство над дверью или окном. 96, 103.

Трансепт (позднелат. 1гапзер1ит) — в европейской церковной архитектуре поперечный неф (см.) или несколько нефов, пересекающих продольный объем крестообразных по плану зданий. 92, 93.

Треченто (итал. т.гесепт.0 — букв, триста) — наименова­ние 14 века на итальянском языке. Имеется в виду период в культуре и искусстве Италии этого времени.

Триглиф (греч. 1пд1урпоз) — прямоугольная верти­кальная каменная плита с продольными врезами. Че­редуется с метопами во фризе дорического ордера. 48.

Тромп (франц. хготр) — свод в форме части конуса, половины или четверти сферического купола, исполь­зуемый как переход от квадрата основания к много­гранной или круглой венчающей части.

Трубадур (франц. 1гоиЬааош", от прованс. т.гоЪас1ог; от хгоЬаг — находить, слагать стихи) — средневековый провансальский странствующий поэт и певец (11— 13 вв.), исполнявший свои лирические куртуазные (см.) произведения под аккомпанемент. Лирика тру­бадуров оказала большое влияние на поэзию соседпих стран. Трубадуры, как правило, жили при дворах знатных сеньоров, но и сами сеньоры в 11—13 вв. могли выступать в этой роли. 79, 98.

Укие-э — направление в японской живописи и графи­ке 17—19 вв., характеризовавшееся интересом к по­вседневной жизни городского населения, использовав­шее в качестве сюжетов спектакля театра Кабуки пейзажи. 131.

Фан — городские средневековые кварталы, огорожен­ные стенами с воротами, расположенные между осе­выми магистралями китайского города. 124.

Фарисеи (греч. рпапгаМ от др.-евр. нерушим — отде­лившиеся) — члены религиозно-политической секты в Древней Иудее, выражавшей интересы зажиточных слоев населения; фарисеи отличались фанатизмом в следовании внешним правилам благочестия. Поэтому в переносном смысле фарисейство тождественно хан­жеству, лицемерию. 204.

Фарс (франц. {агсе) — сатирический игровой жанр средневековых театральных представлений па быто­вые и народные сюжеты. Фарс беспощадно разрушал здание феодальной и религиозной морали. 91, 98.

Фаюмский портрет (от названия оазиса Фаюм в Егип­те) — связанные с заупокойным культом портреты на дереве или ткани в захоронениях 1—4 вв. н. э. на


территории Среднего Египта. Портреты исполнялись в технике энкаустики (см.) и темперы. 75.

Фриз (франц. 1пзе) —- средняя часть антаблемента, де­коративная полоса, расположенная по верху стены часто с рельефным изображением. 62, 102.

Хан, уни, тоно — детали конструкции монгольское юрты. Ханы — раздвижные решетки стен, определяю­щие размер помещения. Уни — жерди, лучеобразно прикрепленные к решеткам стен. Тоно — верхний об­руч. 137.

Хуре — тип кольцевой планировки средневекового монгольского монастыря, а затем и города, идущий от древнего порядка размещения юрт вокруг жилища предводителя. 137.

Цоколь (от итал. госсо1о) — нижняяя часть стены от верха фундамента до уровня пола первого этажа или нижняя часть сооружения, покоящаяся непосредст­венно на фундаменте. 103, 117, 118, 135, 226.

Цокчин — тип монгольского соборного храма прямо­угольного в плане с разборной деревянной конструк­цией и расположенными по квадрату в интерьере многочисленными колоннами. 137.

Часослов — сборник молитв, читавшихся в разное вре­мя суток. 171, 313.

Чинквеченто (итал. с^иесепго— букв, пятьсот) — наименование 16 века на итальянском языке. Обычно имеется в виду период Высокого Возрождения в куль­туре Италии.

Шеду— добрый гений-хранитель, обычно имеющий облик животного; статуи человекоголовых крылатых львов и быков, охраняющих входы во дворцы асси­рийских и иранских царей. 40, 16.

Экзальтация — восторженное, возбужденное состоя­ние. 75.

Экседра — в античной архитектуре полукруглая ниша с расположенными вдоль стены сиденьями.

Энкаустика (от греч. опкаизИкё епка1б— выжигаю) — живописная техника, основанная на применении воска в качестве связующего вещества. Античная энкаусти­ка выполнялась разжиженными при нагревании крас­ками по подогретой основе и обрабатывалась огнем. 75, 76, 88.

Ямато-э (японская живопись) — направление в Япо­нии в 10—12 вв. Для него характерно использование сюжетов из национальной истории и литературы, а в стилевом отношении — преобладание яркого цветового пятна, выразительности колористического решения. Термин ямато-э противопоставляется термину кара-э (китайская живопись). 131.



ЛИТЕРАТУРНЫЕ, ИСТОРИЧЕСКИЕ И МИФОЛОГИЧЕСКИЕ СЮЖЕТЫ. УКАЗАТЕЛЬ


Авраам — мифический родоначальник израильского народа, главное действующее лицо цикла библейских легенд. По одной из них, бог, решив испытать веру Авраама, повелел ему принести в жертву единствен­ного сына. Авраам собрался исполнить волю бога, но ангел удержал руку старца, указав на заблудившего­ся в' кустарнике ягненка, которого Авраам и возло­жил вместо сына на жертвенный костер. 203'.

Адам и Ева — согласно библейскому мифу, бог, создав первых людей: Адама из земли, а Еву из ребра Ада­ма,— поселил их в райском саду. Ева, поддавшись уговорам змея-искусителя, сорвала запретный плод с древа познания добра и зла, съела сама и дала отве­дать его Адаму. Разгневанный бог изгнал первых лю­дей из сада эдемского и обрек их на тяжкое земное существование: Адам должен был «в поте лица добы­вать хлеб свой», а Ева «в муках рожать детей». 148, 172, 181, 278, 79.

Амон — «сокровенный» или «незримый», впервые упо­минается в «Текстах пирамид». Со времени XI дина­стии культ Амона начинает распространяться в Фивах, где Амон отождествлялся с богом плодородия Мином и с богом солнца Ра. Изображался он в короне из двух высоких перьев, с телом голубого цвета, что указы­вает на связь Амона с небом. В эпоху нового царства стал универсальным богом. 34, 35, 36, 12.

Амур и Психея — по античному мифу, Венера, зави­дуя красоте юной царевны Психеи, приказала сыну Амуру — крылатому богу любви — вызвать в душе со­перницы любовь к самому ничтожному человеку на земле. Пленившийся красотой Психеи, Амур упросил зефиров перенести ее в свои чертоги, куда являлся во тьме, чтобы она не могла его видеть. Побуждаемая любопытством, красавица однажды зажгла светильник и увидела Амура. Масло из светильника капнуло на плечо Амура. Разгневанный, он покинул царевну. Долго искала возлюбленного Психея. Венера послала ее к владычице подземного царства Прозерпине за волшебным ящиком. Психея заглянула в него и по-

(1 Цифры, набранные курсивом, обозначают номера страниц, на которых названы данный мифологический или литературный персонаж, сюжет, говорится об ис­торическом событии. Отсутствие цифр указывает на то, что персонаж или сюжет упоминается в списке иллюстраций. Полужирным шрифтом набраны номера иллюстраций.


грузилась в глубокий сон. Амур поцелуем пробудил ее. 235.

Амфитрита — по античным мифам, дочь морского ца­ря Нерея, супруга бога морей Посейдона, владычица морской стихии. Изображалась в колеснице, запря­женной морскими конями — гиппокампами, в окруже­нии ее сестер-нереид, обитавших в волнах наяд, три­тонов. 244, 217.

Анубис— в древнегреческой мифологии бог умерших, изображаемый в виде черного животного — собаки или шакала, либо в виде человека с головой шакала. Бог, совершавший бальзамирование, один из судей царства мертвых, покровитель некрополей.

Аполлон — по античным мифам, один из наиболее почитаемых богов Греции, сын Зевса и Латопы, бо­жество света и солнца, покровитель искусств. Главным центром культа Аполлона в древности считались Дельфы. 58, 62, 26, 42.

Апостол Павел — в христианской традиции «апостол язычников», не знавший Иисуса Христа во время его земной жизни и не входивший в число двенадцати апостолов, но почитавшийся как «первопрестольный апостол». 212.

Апостол Петр — согласно евангельской легенде, рыбак Симон, став учеником Христа, главным среди двена­дцати апостолов, принял имя Петра (Петр в переводе с греческого — камень). В христианской литературе указывается, что апостолы Петр и Павел горячо спо­рили по вопросам религии. 212.

Ассур, Аман и Эсфирь — см. Эсфирь.

Арахна — героиня античного мифа, славившаяся ис­кусством ткать. Она вызвала Афину на состязание. Разгневанная Афина превратила гордячку в паука, сказав, что отныне Арахна будет вечно ткать. 218.

Афина (греч., римск.— Минерва) — согласно античным мифам, одна из наиболее почитаемых богинь Греции, хранительница городов, покровительница наук. 62, 27, 36, 44.

Афродита (греч., римск.— Венера)—по античным мифам, первоначально богиня неба, посылавшая дождь. Постепенно Афродита становится богиней любви. 58, 61, 28, 37, 47, 132, 145.



Литературные, исторические и мифологические сюжеты. Указатель


Благовещание— по евангельской легенде, эпизод, пред­шествующий появлению на свет Христа. К деве Марии (мадонне), обрученной с Иосифом, явился ангел с вестью о том, что ей предстоит быть матерью Мес­сии — спасителя человечества. 144.

Блудный сын — по евангельской притче, ради праздной жизни покинул отца один из его сыновей. Промотав свою долю наследства, он нанялся свинопасом и пи­тался остатками пищи свиней. Раскаявшись, он вер­нулся к отцу, тот, простив его, встретил с любовью. 205, 179.

Брак в Кане Галилейской — по евангельскому мифу, первое из чудес, якобы совершенных Христом, про­изошло на свадьбе в Кане Галилейской. Во время пи­ра, на который был приглашен Христос, за столом не хватило вина. Христос велел наполнить водой со­суды и «претворил» воду в вино. 168, 149.

Вакх, Дионис (греч., римск.— Бахус) — покровитель растительных сил природы, бог виноградарства и ви­ноделия. Сын Зевса и фиванской царицы Семелы. В честь бога вина и веселья в Греции устраивали празднества — дионисии (вакханалии). Особенно тор­жественно они отмечались в Афинах, так как вино­делие здесь было одним из главных занятий. 195, 216, 40.

Вацлав Святой (ок. 907—935 или 936) — чешский князь с 924 г., из рода Пржемысловичей. Способствовал рас­пространению христианства. Объявлен церковью свя­тым, патроном Чехии. 287.

Введение Марии во храм — по библейским легендам, вступление мадонны (девы Марии, матери Христа) в храм, куда родители отдали ее на воспитание. 166, 168.

Венера см. Афродита

Вирсавия — согласно библейской легенде, любимая же­на библейского царя Давида (начало 10 в. до н. э.), мать царя Соломона. Купающуюся Вирсавию увидел с террасы своего дворца Давид. Царь полюбил ее и, желая избавиться от соперника, послал ее мужа, своего подданного Урию, на войну. Урия пал в сра­жении, и Давид взял Вирсавию в жены.

Вознесение — по христианским легендам, возвраще­ние Иисуса Христа по завершении им земной жизни на небо. По новозаветным рассказам, вознесение произошло через 40 дней после воскресения (см.) в присутствии апостолов.

Воскресение — в христианских религиозно-мифологи­ческих представлениях возвращение Иисуса Христа к жизни после его смерти на кресте и погребения. Ма­рия Магдалина сначала принимает его за садовника; ученики, которым он явился на пути в Эммаус, пройдя


с ним долгую часть пути, вдруг узнают его, после чего он становится невидимым.

Георгий — согласно христианскому мифу, победитель дракона, которому была предназначена в жертву цар­ская дочь. В период средневековья во многих странах Георгия почитали как покровителя рыцарства. 147.

Геракл см. Геркулес

Геркулес (римск., греч.— Геракл) — герой эпоса, на­деленный необыкновенной физической силой, храб­ростью и благородством. Отцом Геркулеса был Зевс, а матерью — смертная женщина Алкмена. 224. Рим­ская копия известной скульптуры Лисиппа когда-то находилась в коллекции итальянской семьи Фарнезе и получила название «Фарнезский Геракл». 59.

Гермес (греч., римск.— Меркурий) — один из древней­ших богов Греции, первоначально бог, покровитель стад (его иногда изображали с бараном в руках), бог торговли, путешественников, юношества, атлетов. Впоследствии (конец 4 в. до н. э.), после завоеваний Александра Македонского, Гермес отождествляется с египетским богом науки и магии Тотом. 58, 59, 40.

Гигантомахия — по античным мифам, битва богов и гигантов. Гиганты — дети бога неба Урана и богини земли Геи — восстали против власти олимпийцев. Они стали забрасывать жилища богов обломками скал и горящими деревьями. Побежденные в упорной борьбе, они были погребены под вулканами. 62.

Гор — в египетской мифологии бог солнца, сын Оси­риса и Исиды. Покровитель фараона, который считал­ся земным воплощением Гора. Изображался в виде со­кола, человека с головой сокола, крылатого солнца. 29.

Давид — древнеизраильский царь (нач. 10 в. до н. э.), полулегендарная история царствования которого под­робно изложена в Библии (см.). Сын незнатных ро­дителей, в юности пас отцовские стада. Пророк Саму­ил, пришедший в дом отца Давида, увидев юношу, предсказал, что он станет царем. Много лет спустя, после гибели на войне царя Саула, Давид завладел его царством. 204, 139, 162.

Даная — по античному мифу, дочь царя Аргоса Акри-сия. Ему оракул предсказал смерть от руки внука. Царь заточил единственную дочь Данаю в башню, куда никто не имел права доступа, кроме служанки. Прослышавший о красоте Данаи Зевс проник к ней в виде золотого дождя. У Данаи и Зевса родился сын Персей (см.). 204, 177.

Диана — согласно античному мифу, дочь Юпитера (верховного божества римского пантеона) и Латоны, почиталась как богиня охоты, владычица зверей; оли­цетворение Луны. В произведениях искусства изобра-



Литературные, исторические и мифологические сюжеты. Указатель


жалась обычно с луком и колчаном, в сопровождении собак или лани. 209.

Ева см. Адам и Ева

Зевс , (греч., римск.— Юпитер) —по античным мифам сын Крона и Реи, восставший против отца и титанов в борьбе за власть над миром и победивший их. Зевс-громовержец с Олимпа рассылает людям свои дары и утверждает на земле порядок и законы. 62, 73.

Иероним — причисленный католической церковью к святым богослов, автор религиозных сочинений (око­ло 340—420). Одна из легенд повествует, что Иероним, ведший в пустыне жизнь отшельника, однажды услышал доносящийся с небес звук трубы, который должен был ^напоминать о дне страшного суда (см.). Традиционное изображение — в виде старца, погру­женного в размышления или склонившегося над кни­гой, со львом, лежащим у ног. 104, 157, 182, 213.

Избиение младенцев — по евангельской легенде, волх­вы (см. поклонение волхвов), узнав о рождении Хри­ста, пошли на поклон к младенцу, оповестив Ирода (см.) о том, что в Вифлееме родился ребенок, который будет властелином земли. Боясь лишиться престола, Ирод приказал уничтожить в Вифлееме и его окрест­ностях всех мальчиков в возрасте до двух лет. Мария с мужем Иосифом и младенцем Христом бежала в Египет. 178.

Ионафан — по библейской легенде, сын царя Саула (И в. до н. э.), предупредивший друга Давида (см.) о том, что ему грозит опасность: его задумал убить Саул, заподозривший Давида в стремлении захватить престол. Ионафан посоветовал Давиду бежать. Тайно встретившись за городом, они крепко обнялись на прощание. 204.

Ирод I Великий (ок. 73—4 гг. до н. э.) —царь Иудеи с 40 г., овладел троном с помощью римских войск. Жестокий и властолюбивый, уничтожал всех, кто ему казался соперником; в христианской мифологии ему приписывают избиение младенцев (см.) при известии о рождении Христа.

Карагеоргий (настоящее имя и фамилия Георгий Петрович 1768—1817), руководитель I сербского вос­стания 1804—1813 гг. против османского ига. Основа­тель (1808) династии Карагеоргиевичей. 289.

Клеопатра (69—30 гг. до н. э.) — последняя царица Египта (с 51 г.), из династии Птолемеев; в ходе ди­настической борьбы лишилась трона. Очарованный красотой юной царицы, Юлий Цезарь восстановил ее на престоле. Цосле смерти Цезаря Клеопатра пользо­валась поддержкой римского полководца Марка Анто­ния, ставшего затем ее мужем. Во время пира царица,


стремясь поразить полководца своим богатством, раст­ворила в кубке с уксусом драгоценную жемчужину. 244.

Лаврентий — один из деятелей раннехристианской об­щины, отказавшийся выдать римским властям цер­ковное имущество. Был сожжен на железной решетке, которая стала атрибутом Лаврентия при его изобра­жении в памятниках искусства. 166.

Манна — согласно ветхозаветному преданию, пища, которую «сыны Израилевы» получали с неба во вре­мя сорокалетнего странствования по пустыне на пути в «обетованную землю», после того как возроптали на Моисея (см.), выведшего их из Египта в Синайскую пустыню. Каждый, кто собирал манну, мог собрать только одну меру. 169.

Милон Кротонский — полулегендарный греческий ат­лет, живший в конце 6 в. до н. э., победитель в беге на шести олимпиадах и на других общегреческих соревнованиях. Уже в преклонном возрасте, желая до­казать, что он еще полон сил, Милон Кротонский пы­тался руками расщепить ствол, в который он вогнал клин. Герой почти достиг цели, но неожиданно выско­чил клин, он не успел выдернуть руку, а на беспомощ­ного атлета набросился дикий зверь. 227, 204.

Моисей — по библейским легендам, пророк, который вывел израильтян из египетского плена в Палестину, «землю обетованную», и дал им законы. Личность ми­фическая: научные данные свидетельствуют о том, что израильтян в Египте не было. Та часть Библии, ав­торство которой приписывается Моисею, представляет собой сказания и законы, многие из которых записа­ны жрецами много столетий спустя после того време­ни, к которому Библия относит его жизнь и дея­ния. 162.

Неверие Фомы — по христианским преданиям, Фомы (одного из двенадцати апостолов) не было с учени­ками, когда к ним приходил воскресший Иисус Хри­стос, и Фома отказался поверить в воскресение Хри­ста (см.), пока сам не увидит ран от гвоздей и не вло­жит в них перста (имя «неверного», т. е. неверующе­го, Фомы стало нарицательным). 191.

Обращение Савла — по христианской легенде, иудей Савл, направляясь после смерти Христа в город Да­маск, неожиданно услышал голос, укорявший его за преследования христиан, в небесах засиял яркий свет, и ослепленный Савл упал на землю. Один из учени­ков Христа сотворил чудо, вернув ему зрение. После этого Савл уверовал в Христа и стал апостолом, при­няв имя Павла. 192.

Осирис (Озирис) — в древнеегипетской мифологии один из главных богов, царь умирающей и воскресаю-



Литературные, исторические и мифологические сюжеты.


УказаТедь


 


щей природы, брат и супругИсиды, отец Гора, покро­витель и судья мертвых. Изображался в виде мумии. 29, 75.

бтдых на пути в Египет — эпизод евангельской леген­ды: Иосифу, супругу девы Марии, явился ангел, ко­торый велел ему с Марией и младенцем Христом бе­жать от преследований царя Ирода.

Персей и Андромеда — по античному мифу, Персей после убийства Медузы Горгоны пролетал над морем на крылатом коне Пегасе и увидел скалу, к которой была прикована дочь царя Эфиопии прекрасная Анд­ромеда. К ней направлялся огромный дракон, чтобы растерзать девушку. Дракона послал Посейдон в от­местку царице Кассиопее, превозносившей красоту своей дочери Андромеды. Персей вступил в единобор­ство с чудовищем, победил его и взял в жены Андро­меду. 196, 169.

Поклонение волхвов — согласно христианским преда­ниям, волхвы (мудрецы-звездочеты) по явлению чу­десной звезды узнали, что родился Иисус Христос. Волхвы поклонились ему и принесли в дар золото, ла­дан и благовонную смолу-мирру. 149.

Полифем — согласно античному мифу, одноглазый циклоп, внушавший ужас своим безобразием. Он по­любил Галатею, но прекрасная нимфа отвергла его любовь. Тоскующий циклоп, уединившись на горе, изливал свои чувства, играя на флейте. 224, 200.

Помона — в римской мифологии богиня плодов. 309, 279.

Посейдон (греч., римск.— Нептун)—согласно антич­ным мифам, брат Зевса, бог морской стихии, покро­витель мореплавания и коневодства. Трезубцем он вызывал и укрощал бурю. 51.

Прибытие царицы Савской к царю Соломону — со­гласно библейскому мифу, к израильскому царю Со­ломону из Южной Аравии прибыла царица Савская, пожелавшая убедиться в великой мудрости царя. Она задала ему множество трудных загадок и, когда он их разгадал, вручила ему богатые дары. 152, 129.

Ра — в древнеегипетской мифологии бог солнца, стран­ствующий в ладье по небосклону, создатель богов и людей. Изображался в виде сокола или человека с головой сокола, с атрибутами царской власти, в двойной короне Нижнего и Верхнего Египта. 34.

Распятие — согласно евангельской легенде, Христос в ночь под праздник пасхи был взят стражей и при­говорен иерусалимскими жрецами к распятию, на кресте за то, что якобы называл себя царем иудей­ским. 169.

Рождение Христа — евангельский миф, согласно ко­торому Христос родился в городе Вифлееме, куда


пришли его мать, дева Мария, и ее супруг Иосиф. Они не могли найти ночлег, и Мария, спеленав но­ворожденного, уложила его в ясли для скота. По од­ному и» вариантов мифа, неподалеку были пастухи со стадами. Им явились ангелы и возвестили о рож­дении Христа. Ведомые звездой пастухи пришли в Вифлеем поклониться младенцу.

Святое семейство — Мария, Иосиф и младенец Хри­стос. Этот библейский сюжет получил широкое рас­пространение в западноевропейском искусстве 15— 17 вв. 204.

Себастьян — по библейскому мифу, римский воин, ко­торый за тайную принадлежность к христианству был подвергнут пытке: легионеры стреляли в него из лука. 166, 148, 197.

Снятие с креста — согласно библейскому сказанию, после смерти Христа его последователи, получив у иерусалимских властей разрешение, ночью сняли тело казненного с креста и похоронили. В соответ­ствии с церковными правилами, художники традици­онно изображали шесть фигур: Христос, мадонна, Мария Магдалина, Иоанн, Никодим, Иосиф Арима-фейский. 195, 223.

Страшный суд — по христианским легендам, пред­стоящий «в конце времен» суд Иисуса Христа над людьми, воскресающими во плоти для этого суда и получающими в зависимости от свершенных дел веч­ное блаженство в раю или вечное наказание в аду. Искусство зрелого средневековья создало многофи­гурные композиции, где Христос восседает в центре на престоле, по обеим сторонам от него двенадцать апостолов, также участвующих в свершении суда; дева Мария и Иоанн Креститель — перед престолом Христа, а Адам и Ева (см.) припадают к его стопам, ангелы трубят в трубы, апостол Петр впускает пра­ведных в рай, бесы ввергают грешников в ад и т. д. Сформировалась эта схема в И в. в Византии, затем распространилась на Западную Европу, южнославян­ский мир, Русь. 163, 283, 78.

Тайная вечеря (последний ужин) — по христианской легенде, последняя совместная трапеза Иисуса Хри­ста и двенадцати апостолов в канун страстной пят­ницы, дня смерти Христа. Во время праздничной трапезы, приготовленной учениками, Христос заявил, что один из них предаст его. Опечаленные ученики спросили Христа «Не я ли, господи?» Иуде он отве­тил утвердительным «ты сказал», остальным указал знак, по которому они могут узнать предателя. В христианской иконографии мотив Тайной вечери появляется около 5 в. К этому мотиву художники об­ращались довольно часто (Джотто, Фра Беато Ан-желико, Леонардо да Винчи, Веронезе, Тинторетто и др.), так как он давал возможность показать слож-



Литературные,исторические и мифологические сюжеты. Указатель


ные человеческие отношения, нарисовать яркие ха­рактеры. 104, 149, 157, 168, 135, 150.

Танкред и Эрминия — герои поэмы Торквато Тассо «Освобожденный Иерусалим». Храбрый рыцарь Танкред одержал победу над правителем Антиохии Кассаном, взяв его в плен вместе с дочерью Эрминией. Девуш­ка полюбила Танкреда и, уже будучи на воле, упро­сила его оруженосца взять ее с собой в лагерь кре­стоносцев, осаждавших Иерусалим. Они нашли. Тан­креда на поле битвы умирающим от ран после пое­динка с великаном Аргантом. Спасая жизнь рыцаря, Эрминия не пощадила прекрасных волос, обладав­ших чудесной силой исцеления — мечом она отсек­ла их и перевязала раны истекающего кровью ге­роя. 223, 199.

Сципион Африканский Старший— известный полко­водец Древнего Рима (ок. 235 — ок. 183 г. до н. э.). Во время второй Пуническрй войны возглавляв­ший римскую армию Публий Корнелий Сципион за­хватил Новый Карфаген в Испании. Легенды расска­зывают, что полководец мог взять в наложницы самую красивую и знатную девушку города, но он не воспользовался этим правом, а вернул пленницу жениху, за что благодарные жители поднесли Сци­пиону блюдо золотых монет. Позднее, когда Сципион разбил армию Ганнибала (2Й2 г. до н. э.), он полу­чил почетное звание Африканского и был награж­ден триумфом.


Фарнезский бык — скульптурная композиция на сю­жет античного мифа. Зевс полюбил дочь фйванского царя Антиопу. У них родились сыновья Зет и Ам-фион. Узнав об этом, правитель Фив Лик заключил Антиопу в темницу, а ее детей отдал на воспитание пастухам. Жена Лика Дирка возненавидела царевну. По ее велению Антиопа была привязана к рогам бы­ка. Сыновья ее, узнав от пастухов, что обреченная — их мать, вместо нее привязали к рогам быка Дирку. Приобретенная знатной итальянской семьей Фарнезе римская копия греческого оригинала Аполлония л Тавриска (2 в. до н. э.), изображающая казнь Дирки, получила название «Фарнезский бык». 62.

Эсфирь — по библейской легенде, жена персидского царя Артаксеркса. Любимец Артаксеркса царедворец Аман возненавидел царского привратника — иудея по имени Мардохей — за то, что тот не оказывал ему желаемых почестей. Аман задумал уничтожить всех иудеев, живших в персидской державе. Узнавшая об этом Эсфирь, пригласив на пир царя и Амана, разоб­лачила перед Артаксерксом коварные замыслы царе­дворца. 205.

Юдифь — согласно библейской легенде, молодая вдо­ва отправилась в стан врагов к ассирийскому воена­чальнику Олоферну, воины которого осаждали кре­пость, где укрылись ее соотечественники. После пи­ра, оставшись наедине с Олоферном, Юдифь отрубила голову уснувшему полководцу. Гибель военачальни­ка внесла замешательство в ряды ассирийцев, и они были разбиты. 165.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ОБЩИЕ ТРУДЫ


Ленин В. И. О государстве.— Поли. собр. соч., т. 39.

Ленин В. И. О культуре. М., 1980.

Ленин В. И. О литературе и искусстве. М., 1976.

Ленин В. И. К вопросу о диалектике.— Поли. собр. соч., т. 29.

Ленин В. И. Философские тетради.— Поли. собр. соч., т. 29.

Маркс К. Введение (Из экономических рукописей 1857—1858 годов).— Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 12.

Маркс К., Энгельс Ф. Об искусстве. Сб. статей. М., 1976, т. 1, 2; М., 1983, т. 1.

Энгельс Ф. Бруно Бауэр и первоначальное христиан­ство.— Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд!, т. 19.

Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собствен­ности и государства. Соч., 2-е изд., т. 21.

Энгельс Ф. Анти-Дюринг.— Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 20.

В. И. Ленин и изобразительное искусство. Доклады, письма, воспоминания. Авт.-сост. В. В. Шлеёв. М., 1977.

Виткин М, А. Восток в философско-исторической кон­цепции К. Маркса и Ф. Энгельса. М., 1972.

Всеобщая история архитектуры. М., 1970—1975, т. 1—2.

Всеобщая история искусств. М., 1956—1966, т. 1—6.

Искусство стран и народов мира. Краткая художест­венная энциклопедия. М., 1962—1981, т. 1—5.

История искусства зарубежных стран. М., 1980, т. 1—2.

Мастера искусства об искусстве. М., 1965—1969, т. 1—5.

Памятники мирового искусства. М., 1967—1982, вып. 1—7.

Алпатов М. В. Всеобщая история искусств. М.— Л., 1948—1955, т. 1—3.

Алпатов М. В. Этюды по всеобщей истории искусств.

Западноевропейское искусство. Русское и совет­ское искусство. Предисл. Д. В. Сарабьянова. М., 1979.

Алпатов М. В. Этюды по истории западноевропейского искусства. М., 1963.

Британский музей. Лондон. Альбом. Авт.-сост. Б. И. Ривкин. М., 1980.

Буслович Д. С, Персианова О. М., Руммель Е. Б. Ми­фологические, литературные и исторические сю­жеты в живописи, скульптуре и шпалерах Эрми­тажа. Л., 1978.

Бялостоцки Я. Пять веков мыслей об искусстве. М., 1980.

Виппер Б. Р. Английское искусство. М., 1945.

Виппер Б. Р. Статьи об искусстве. М.,. 1970.

Волков Н. Н. Композиция в живописи. М., 1970.

Галерея Питти. Авт.-сост. И. А. Смирнова. М., 1971.

Галерея Уффици. Авт. А. Губер. М., 1968. . Голъдштейн А. Ф. Зодчество. М., 1979.

Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Альбом. Авт.-сост. И. А. Антонова, И. Е. Данилова. М., 1981.

Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Каталог картинной галереи. Живопись. Скульптура. М., 1961.

Государственный Эрмитаж. Авт. вступ. ст. Б. Б. Пиот­ровский; авт.-сост. И. С. Немилова. М., 1975, 1981.


Государственный Эрмитаж. Акварели. Рисунки. Аль­бом. Авт.-сост. М. В. Доброклонский. Л.— М., 1965.

Данилова И. Е. История итальянской монументальной живописи. М., 1970.

Дмитриева Н. А. Краткая история искусств. Очерки. Вып. I, II. М., 1968, 1975.

Дмитриева О. В. Искусство Франции XV—XX вв. М., 1957.

Живопись Великобритании. 1700—1960. Каталог. М., 1960.

Завадская Е. В. Культура Востока в современном за­падном мире. М., 1977.

Западноевропейская и американская живопись из музеев США. Каталог. М., 1978.

Западноевропейская живопись в Музее зарубежного искусства Латвийской ССР. Рига, 1977.

Западноевропейская живопись. Каталог (Гос. Эрми­таж). М., 1976, т. 1; 1981, т. 2.

Западноевропейская живопись. Эрмитаж. Авт. текста Ю. И. Кузнецов. Л., 1976.

Западноевропейская живопись XIV—XVIII веков. Авт.- сост. Л. Н. Сак; Е. К. Школяренко (Мировое искусство в музеях Украины). Киев, 1981.

Западноевропейская живопись в Государственном ху­дожественном музее им. М. К. Чюрлениса. Виль­нюс, 1978.

Западноевропейская мозаика XIII—XIX веков в со­брании Эрмитажа. Авт.-сост. Е. М. Ефимова. Л., 1968.

Западноевропейский и австралийский рисунок XVI— XX веков из музеев Австралии. Каталог выстав­ки. Л., 1978.

Западноевропейский натюрморт. Альбом. Авт.-сост. Ю. И. Кузнецов. Л.- М., 1966.

Зарецкая 3. В., Косарева Н. К. Французская скульп­тура VII—XX веков. Л., 1963.

Из истории классического искусства Запада. Сб. ста­тей. Под ред. М. Я. Либмана. М., 1980.

Искусство Востока. Путеводитель. Музей зарубежного искусства Латвийской ССР. Рига, 1981.

Искусство ^Востока и античность. Сб. статей. Отв. ред. М. А. Коростовцев. М., 1977.

Итальянское искусство XVI—XX веков. Из собрания музеев Милана. Каталог выставки. Л., 1978.

Каталог живописи. Государственный Эрмитаж. Отдел западноевропейского искусства. Л.— М., 1958, т. 1, 2.

Каталог произведений западноевропейского искусства. Живопись,,графика (гравюра). Горьковский худо­жественный музей. Горький, 1977.

Лазарев В. Н. Старые европейские мастера. М., 1974.

Лазарев В. Н. Старые итальянские мастера. М., 1972.

Лифшиц М. Мифология древняя и современная. М., 1980.

Лувр. Париж. Авт.-сост. Ю. К. Золотов. М., 1971.

Мифы народов мира. Энциклопедия. М., 1980, т. 1; М., 1982, т. 2.

Михалъская Н. П. Взаимодействие литературы и жи­вописи в истории культуры Англии.— В кн.: Тра­диция и история культуры. М., 1978.



Список литературы


Музеи Ватикана. Рим. Авт. 3. Г. Борисова. М., 1974.

Музеи Рима. Галерея Боргезе. Национальная галерея. М., 1971.

Музей Прадо. Мадрид. Авт.-сост. К. М. Малицкая. М., 1971.

Национальная галерея. Лондон. М., 1971.

Немецкая живопись в музеях Советского Союза. Л., 1972.

Полевой В. М. Искусство стран Латинской Америки. М., 1969.

Портрет в европейской живописи XV •— начала XX ве­ка. Альбом. Вступ. ст. И. Е. Даниловой. М., 1975.

Проблема стилей в западноевропейском искусстве 15— 17 веков. М., 1966.

Произведения западноевропейских художников в Ом­ском областном музее изобразительных искусств. Л., 1978.

50 кратких биографий мастеров западноевропейского искусства XIV—XIX веков. Л.— М., 1966.

Роуленд Б. Искусство Запада и Востока. М., 1958.

Румянцева О. В. Государственный музей искусства на­родов Востока. Краткий обзор коллекций. М., 1982.

Три столетия французского плаката. Каталог выстав­ки. Авт. вступ. ст. Л. Жокс. М., 1977.

Французская живопись XVII—XX веков в Государст­венном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Авт.-сост. Е. Б. Георгиевская, И, А. Кузнецова. Ленинград, Стокгольм, Ленин­град, Париж, 1982.

Французский рисунок XV—XVI веков в собрании Го­сударственного Эрмитажа. Л., 1969.

Чегодаев А. Д. Мои художники. Избранные статьи об искусстве от времен Древней Греции до XX в. М., 1974.

Чегодаев А. Д. Статьи об искусстве Франции, Англии, США 18—20 веков. М., 1978.

Шахова К. А. Творчество великих европейских худож­ников XV—XVIII вв. Киев, 1980.


Шедевры живописи в зарубежных собраниях. М., 1973.

Шедевры мировой живописи в музеях СССР. I— XIX века. М., 1964.

Эфрос А. М. Мастера разных эпох. Избранные исто-рико-художественные и критические статьи. Клас­сическое искусство Запада. Русское искусство. М., 1979.

Юному художнику. Книга для чтения по истории искусства. М., 1962.

Введение

Алексеева В. В. Что такое искусство. М., 1973, 1979, вып. 1, 2.

Взаимодействие и синтез искусства. Л., 1978.

Волков И. Ф. Творческие методы и художественные системы. М., 1978.

Ермонская В. В. Что такое скульптура. 2-е изд., испр. и доп. М., 1977.

Зисъ А. Я. Виды искусства. М., 1979.

Кеменов В. Сила реализма.— Культура и жизнь, 1978, № И, с. 32-33.

Ковтун Е. Что такое эстамп. Л., 1963.

Краткий словарь терминов изобразительного искусст­ва. 4-е изд., доп. и перераб. М., 1965.

Левидова М. Жанр натюрморта.— Художник, 1980, № 1, с. 59—64.

Шурина Е. Б. Проблемы синтеза пространственных ис­кусств. Очерки теории. М., 1982.

300 слов по изобразительному искусству. Сост. Л. А. Ма-тевосян. Ереван, 1978.

Турова В. В. Что такое гравюра. М., 1977.

Советы мастеров. Живопись и графика. Сост. и авт. примеч. А. С. Зайцев. Л., 1979.

Социальные функции искусства и его видов. Отв. ред. А. А. Карягин. М., 1980.


ПЕРВОБЫТНОЕ ИСКУССТВО


Абрамова 3. А. Палеолитическое искусство на терри­тории СССР. М.— Л., 1962.

Абрамова 3. А. Изображение человека в палеолитиче­ском искусстве Евразии. М.— Л., 1966.

Андроникова М. И. Портрет от наскальных рисунков до звукового фильма. М., 1980.

Вадер О. Н. Капова пещера. Палеолитическая живо­пись. М., 1965.

Бозуноеа И. В. Искусство доклассового общества. Учеб­ное пособие для студентов факультета теории и истории искусств. Институт им. И. Ё. Репина Ака­демии художеств СССР. Л., 1975.

Турина Н. Н. Мир глазами художника Карелии. Л., 1968.

Мириманов В. Б. Первобытное и традиционное искус­ство. Л., 1973.

Окладников А. П. Утро искусства. Л., 1967.

Окладников А. П., Мартынов А. И. Сокровищница томских писаниц. М., 1972.

Окладников А. П. Петроглифы Ангары. М.— Л., 1966.


Первобытное искусство. Сб. статей. Отв. ред. Р. С. Ва­силевский. Новосибирск, 1976.

Пещера Ласко. Спасение сокровищницы доисториче­ского искусства,— Курьер ЮНЕСКО, 1981, апр., с. 6-7.

Пластика и рисунки древних культур. Первобытное искусство. Отв. ред. Р. С. Василевский. М., 1983.

Плетнева Г. С. Первобытное искусство в собрании Эрмитажа. Л., 1963.

Ранние формы искусства Сб. статей. Сост. С. Ю. Не­клюдов. М., 1972.

Савватеев Ю. А. Рисунки на скалах. Петрозаводск, 1967.

У истоков творчества: Первобытное искусство. Отв. ред. Р. С. Василевский. М., 1978.

Формозов А. А. О некоторых задачах и спорных про­блемах в исследовании памятников первобытного искусства.— Сов. археология, 1979, № 3, с. 5—15.

Формозов А. А. Очерки по первобытному искусству. Наскальные изображения и каменные изваяния эпохи камня и бронзы на территории СССР. М., 1969.


ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА


Египет, Передняя Азия

Авдиев В. И. История Древнего Востока. М., 1953, 1970.


Афанасьева В., Луконин В., Померанцева Н. Искус­ство Древнего Востока. М., 1976. [Малая история искусств]



Список литературы


Блэк В. Б. Монументальные росписи Средней Азии конца 4 — первой половины 1 тысячелетия до п. э. Проблемы развития зарубежного искусства. Сб. научных трудов Института им. И. Е. Репина. ■Л., 1974, вып. IV.

Вулли Леонард. Ур халдеев. М., 1961.

Искусство Древнего Востока. Альбом. Авт.-сост. С. И. Ходжаш. М., 1973 [Страницы истории ис­кусств].

Картер Говарди. Гробница Тутанхамона. М., 1959.

Керам К. Боги, гробницы, ученые. Роман археоло­гии. М., 1960.

Кинк X. А. Как строились египетские пирамиды. М., 1967.

Крамер Самюэл Н. История начинается в Шумере. М., 1965.

Культура Востока: Древность и раннее средневековье. Сб. статей. Гос. Эрмитаж. Науч. ред. В. Г. Луко­нин. Л., 1978.

Ланда Н. Б., Лапис И. А. Памятники искусства Древ­него Египта в Эрмитаже. Л., 1974.

Лапис И. А., Матъе М. Э. Древнеегипетская скульпту­ра в собрании Государственного Эрмитажа. М., 1969.

Луконин В. Г. Искусство Древнего Ирана, Кавказа и Средней Азии. Л., 1971.

Луконин В. Г. Искусство Древнего Ирана. М., 1977.

Матвеев К. Г., Сазонов А. Л. Когда заговорила кли­нопись. М., 1979 [Древняя Ассирия].

Матъе М. д. Во времена Нефертити. М., 1965.

Матъе М. Э. Древнеегипетские мифы. М.— Л., 1956.

Матъе М. Э. Искусство Древнего Египта. М., 1958, 1970.

Матъе М. Э., Афанасьева В. К., Дьяконов И. М., Лу­конин В. Г. Искусство Древнего Востока.— Памят­ники мирового искусства. М., ,1968, вып. 2.

Матъе М. Э., Павлов В. В. Памятники искусства Древ­него Египта в музеях Советского Союза. М., 1958.

Михаловский К. Карнак. Варшава, 1970.

Михаловский К. Луксор. Варшава, 1972.

Михаловский К. Фивы. Варшава, 1974.

Павлов В. В. Египетский портрет I—IV веков. М., 1967. (Из истории мирового искусства.)

Павлов В. В., Ходжаш С. И. Художественное ремесло Древнего Египта. М., 1959.

Памятники мирового искусства, т. 1. Искусство Древ­него Востока. М., 1968.

Проблема канона в древнем и средневековом искусст­ве Азии и Африки. М., 1973.

Флиттнер П. Д. Культура и искусство Двуречья и со­седних стран. Л.— М., 1958.

Ходжаш С. И. Египетское искусство в Государст­
венном музее , изобразительных искусств име­
ни А. С. Пушкина. М., 1971. '

Шуринова Р. Искусство Древнего Египта. Живопись, скульптура, архитектура, прикладное искусство. М., 1972 [Искусство стран и народов мира].

Эпос о Гильгамеше («О все видавшем»). Пер., ком-мент, и др. прил. И. М. Дьяконова. М.— Л., 1961.