ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА

ЕГИПЕТ

ПЕРЕДНЯЯ АЗИЯ

ЭГЕЙСКОЕ ИСКУССТВО

ГРЕЦИЯ

ЭЛЛИНИЗМ

ДРЕВНИЙ РИМ


 

ШУШИШШШ


Древний мир '


Введен


ВВЕДЕНИЕИскусство первобытного общества в поздний период своего развития

подошло к разработке композиции, к созданию монументальной архитектуры и скульптуры. В древнем мире искусство впервые достигло цельности, единства, завершенности и синтеза всех форм, служа выражение больших, всеобъемлющих идей: на всех произведениях искусства, имеющего общественный характер, лежит отпечаток эпичности, особой значительности и торжественности. Эти качества привлекали внимание последующих поколений. Даже тогда, когда глубокие противоречия привели к гибели древний мир.

Рабовладельческий строй, пришедший на смену общинно-родовому, был исторически закономерен и имел, по сравнению с предшествующей эпохой, прогрессивное значение. Он стал основой дальнейшего роста производительных сил и культуры. Эксплуатация рабов породила разделение труда физического и умственного, что создало почву для развития ра личных форм духовного творчества, в том числе и искусства. Из безымянной среды ремесленников выдвигаются крупные зодчие, ваятели, резчик литейщики, живописцы и т. д.

Если в доклассовом обществе искусство являлось частью материально трудовой деятельности человека, то с возникновением классового государства оно стало своеобразной формой сознания и приобрело важное значение в общественной жизни и классовой борьбе. Художественное творчество в своей основе сохраняло народный характер, формируясь в сфере мифологического мышления. Усложнение общественной жизни способствовала расширению образно-познавательного диапазона искусства. Магические обряды, погребальные ритуалы первобытного человека преобразовались в торжественные церемониалы. Погребальные холмы заменялись гробницами, ковчеги — храмами, палатки — дворцами, магические наскальные росписи — изобразительными циклами, украшавшими храмы и гробниц! они увлекательно повествовали о жизни людей древнего мира, сохранив застывшими в камне народные легенды, сказания и мифы. Вместо наивных ритуальных статуэток появились монументальные, иногда гигантские статуи и рельефы, увековечивавшие образы земных владык и героев. Различные виды искусства, архитектура, скульптура, живопись, прикладное искусство вступали друг с другом в содружество. Синтез искусств — важнейшее завоевание художественной культуры древнего мира.

В исполнении произведения начинает сказываться различие между ремеслом и искусством. Достигаются совершенство формы, утонченность орнаменте, изящество в обработке дерева, камня, металла, драгоценных камней и т. д. Острая наблюдательность художника теперь сочетается умением мыслить обобщенными понятиями, что находит отражение в возникновении постоянных типов, в укреплении чувства художественного порядка, строгих законов ритма. Художественное творчество в этот периода, по сравнению с доклассовым обществом, становится более целостны; оно объединяется едиными принципами и идеями эпохи. Возникают большие монументальные стили.

В религии совершаются сложные процессы перехода от поклонения зверю к представлениям о богах, подобных человеку. Одновременно и в искусстве все более утверждается образ человека, прославляются его деятельная сила, его способность к героическому подвигу.

При всем разнообразии исторического развития рабовладельческих обществ древнего мира для них были характерны две формы.

Первая— восточная, где долго сохранялся общинный строй с его патриархальпыми устоями. Здесь рабовладение развивалось в замедленных тег пах; гнет эксплуатации ложился и на рабов, и на большую часть свободного населения. Рабовладельческие деспотические государства возникай между 5 и 4 тыс. до н. э. в долинах и дельтах больших рек — Нила (Еп пет), Тигра и Евфрата' (древнейшие государства Двуречья) и др. Иде)


Введение

ное содержание искусства древних деспотий определялось главным обра­зом требованием прославления власти богов, легендарных героев, царей, увековечения общественной иерархии. Художники черпали также сюжеты из современной жизни, уделяя особое внимание сценам коллективного труда, охоты, празднествам (Египет), военным историческим событиям (Передняя Азия), воспроизведенным в монументально-эпическом плане. Длительное сохранение общинных отношений тормозило развитие инте­реса к отдельному человеку, его личным качествам. Искусство Передней Азии подчеркивало в образе человека общие родовые начала, иногда за­остряло этнические черты. В Египте, где личность человека приобрела большое значение, портрет впервые в истории получил совершенное худо­жественное воплощение, в значительной мере определив путь дальней­шего развития этого жанра. В искусстве древневосточных деспотий живое наблюдение натуры сочетается с народной художественной фантазией или условностью, оттеняющей социальную значительность изображаемого персонажа. Эта условность медленно преодолевалась в истории развития древней восточной культуры. Искусство все еще не до конца отделилось от ремесла, творчество оставалось большей частью безымянным. Однако в искусстве древневосточных государств уже ярко выражена устремлен­ность к значительному и совершенному.

Вторая форма рабовладельческого общества — античная — характери­зуется быстрой сменой примитивной эксплуатации развитой, вытесне­нием деспотий греческими государствами-полисами, общественной ак­тивностью свободного населения, занимающегося трудом. Относительно демократический характер античных государств, расцвет личности, тен­денции гармоничного развития обусловили гражданственность и человеч­ность античного искусства. Развиваясь на основе мифологии, тесно свя­занной со всеми сторонами общественной жизни, греческое искусство было самым ярким проявлением реализма в древнем мире. Мироздание переста­ло быть для греческих мыслителей чем-то неведомым, подчиненным не­одолимым силам. Ужас перед грозными божествами сменился стремлением постичь природу, использовать ее на благо человека. В искусстве Древней Греции был воплощен идеал красоты гармонично развитой личности, ут­верждавший этическое и эстетическое превосходство человека над сти­хийными силами природы. Античное искусство периода его расцвета в Греции в Риме обращалось к массам свободных граждан, выражая основ­ные гражданственные, эстетические и этические представления общества.

В эпоху эллинизма — следующий этап развития античной художествен­ной культуры — искусство обогатилось новыми разнообразными аспекта­ми восприятия жизни. Оно стало эмоционально напряженным, проникну­тым драматизмом и динамикой, но утратило гармоническую ясность. На последнем этапе своего развития, в эпоху Римской республики и империи, античное искусство пришло к утверждению значения индивидуально не­повторимой личности. Искусство эпохи поздней империи — эпохи упадка античной культуры — содержало в зародыше то, что принесло плоды впо­следствии. Мыслители и художники обращались к внутреннему миру че­ловека, намечая пути развития европейского искусства средних веков и Возрождения.

Исторически обусловленная ограниченность античного искусства заключалась в том, что оно прошло мимо социального быта, социальных противоречий. Античное искусство обращалось главным образом к свободным гражданам. Ни в Греции, ни в Риме нельзя найти в виде сложившейся системы искусства угнетенного класса — рабов. Материально и духовно задавленные рабы редко могли развить свои способности. ' I


Древний мир


Египет


ЕГИПЕТ


Египет — одно из древнейших государств мира, а его искусство — один из самых ранних вкладов в историю культуры стран Древнего Во­стока. Шесть тысяч лет тому назад в плодород­ной долине Нила, изолированной от внешних врагов песками пустынь, возникли первые госу­дарства, объединенные в конце 4 — начале 3 тыс. до п. э. в централизованную деспотию. К этому же времени относятся величайшие произведения древнеегипетского изобразительного искусства и архитектуры, до сих пор поражающие своим ве­личием, грандиозностью и мощью. Нигде и нико­гда до этого времени пе было создано столь зре­лых и совершенных скульптурных портретов, столь ясных и монументальных архитектурных форм. Никогда еще человек и его жизнь не игра­ли в искусстве такой важной роли, не привлека­ли такого пристального внимания художников, а тема человеческого труда не была так акцеп­тирована.

Хотя в искусстве Древнего Египта образ че­ловека был связан с религиозным культом, с прославлением и обожествлением правителя, мастера сумели выразить в своих произведе­ниях внутреннюю значительность и силу чувств, остро и смело обрисовать характеры.

Египетские пирамиды, храмы с рельефами и росписями, ставившие целью прославление зем­ных и небесных владык, свидетельствовали о большой художественной одаренности одного из древнейших народов мира, увлекательно и ярко рассказывали о его жизни, о красоте при­роды и людей, которых искусство обессмертило. Особенности величественной природы Египта: дыхание засушливых и грозных ветров пустыни, пепельный цвет песчаных равнин, обилие в нед­рах гор различных пород камня и отсутствие


леса — во многом определили суровую красоту родившегося на этой почве искусства.

Египетская культура развивалась медленно. Сложившиеся в древности каноны, правила и традиции, сохраняясь тысячелетиями, переда­вались из поколения в поколение. Это объясня­лось застойным характером древневосточных общин, деспотической властью фараонов, пре­дельно ограничившей свободу личности, и пере­житками первобытнообщинного строя, сохра­нившимися до позднего времени. Устойчивость религиозных представлений и культовое назна­чение памятников искусства определили веками установленные строгие правила выбора тем, расположения сцен в рельефах и в живописи, поз и жестов в круглой скульптуре. На протяжении веков в египетском искусстве отбирались наи­более совершенные способы изображения и вы­разительные средства. В пределах канонов ма­стера сумели передать сложный и величавый образ человека, отразить богатство мифологиче­ских представлений.

Историю Древнего Египта, как и историю культуры, принято делить на следующие большие периоды: 1) Додинастический период (4 тыс. до и. э.); 2) Древнее царство (30—23 вв. до н. э.); 3) Среднее царство (21 —18 вв. до и. э.); 4) Новое царство (16—11 вв. до н. э.); 5) Позднее время (11 в.— 332 г. до н. э.). Каждый из этих периодов явился значительным этапом в развитии древнеегипетского искусства, которое имело свои спады и подъемы, связанные с историческими судьбами, переживаемыми страной. Завершающим в истории Древнего Египта считается 332 г. до и. э., когда страна была завоевана войсками Александра Македонского и включилась в орбиту эллинистического мира.