Подготовительные процедуры

Для устояния человека в бытии человеком, то есть в неразрывности тела и души, вырабатывались процедуры, готовящие его к последнему пределу жизни и учитывающие, с одной стороны, его природную слабость, идущую от “ничто”, а с другой — его природную крепость, идущую от благого творения.

Можно выделить три вида таких тесно связанных между собой процедур, которые я назвала терапевтическими: интеллектуальные, пневматические и медикаментозно-диетические.

К первым — интеллектуальным — процедурам относятся упражнения памяти, обучение, развивающее способности рассуждения и воображения, вырабатывающее стиль и образ жизненного поведения. Способности интеллекта, не в последнюю очередь абстрагирующая способность, открывающая как бы “третий глаз”, позволяющий посмотреть на себя от- и остраненно, а также внутреннее зрение позволяют отделить внешнее выражение поступка от его интенционального смысла, обеспечивают возможность принятия ответственности за деяния.

К пневматическим процедурам относятся исповедь, раскаяние, покаяние и готовность к принятию возмездия, настраивающая на боль и страдание.

Медикаментозно-диетические, те самые “питание, лечение и украшение”, о которых говорил Августин, позволяют облегчить и даже уничтожить страдания, но не ради безразличного существования, предполагаемого “современным” бессмертием, а, напротив, приуготовляя сознательное очищение души. Ибо, как следует из анализа христианско-средневекового мышления истинно радостным делает бессмертие именно отличимость людей друг от друга.