Основы научного теизма

В нашем представлении научным представляется подход, основанный на фактах и логических выводах на их основе, религиозный — на непререкаемых догматах. Но тогда оказывается, что тот метод, который мы считаем научным, по сути дела религиозен, ибо он основан на непререкаемом догмате, что существует только материя с имманентно присущими ей законами. С истинно же научной точки зрения должны быть рассмотрены две исходно равноправные гипотезы: первая — “научная”, вторая — говорящая о наличии Творца. Поэтому мы начнем свое рассуждение с того, что история всех народов полна предсказаниями событий, которые сбывались, несмотря на то, что они, казалось бы, никак не вытекали из жизненных фактов и логики, и вероятность их случайного угадывания была совершенно ничтожна. Ими полна и Библия. В частности, подробные исследования порядка нескольких сот сбывшихся библейских предсказаний, приведены в книге Макдауэлла [1].

Однако люди, искренне сомневающиеся или просто сознательно или подсознательно не желающие обременять себя соблюдением библейских заповедей, объясняли подобные факты произвольной интерпретацией предсказаний или случайными совпадениями. Но вот к выводу о том, что считается в науке однозначно случайным (случайно выбранная величина из таблицы случайных величин), как установлено профессиональными физиками и опубликовано в научных изданиях, достоверно предугадывается человеком, имеющим определенные способности [2, 3]. Болгарским институтом Суггестологии во главе с его директором Г.Лозановым было роздано 7000 анкет людям, побывавшим у знаменитой болгарской пророчицы Евангелии (Ванги). 80% опрошенных через 1–2 года после посещения ее сообщили о полном совпадении высказываний пророчицы в отношении как прошлого, так и настоящего и, что самое главное, будущего. Эти пророчества были сделаны не в туманных выражениях, допускающих разные толкования, а в конкретной форме [4 С. 105–109].

Очевидно, что судьба каждого человека миллионами нитей соединена с судьбами других людей, как знакомых, так и незнакомых. На нашу судьбу могут повлиять и “случайные” встречи, и решения администраторов и политиков и не только своей страны. В свою очередь, поведение всех людей зависит от изменения природных условий. Они же, как было показано А.Л.Чижевским, решающим образом зависят от переменного характера появления пятен на Солнце (числа Вольфа) [5]. Состояние же Солнца зависит не только от внутренних процессов, но и от процессов в нашей галактике, а те — от процессов в Метагалактике. Из предсказания судьбы человека, сделанного в явной форме, в неявной форме следует, что существует Программа судеб всех людей во взаимосвязи их друг с другом, с природой Земли, Солнцем, нашей галактикой и всем Космосом. Но, что подобная Программа может быть создана лишь Разумом, такое утверждение, по-видимому, не рискнет оспаривать ни один разумный материалист. Не случайно, по-видимому, в Библии сказано: “Скажите, что произойдет в будущем, и мы будем знать, что вы боги” (Ис. 41:23). Более того, все более и более подтверждаемая фактами теория Большого взрыва говорит о том, что материя и ее законы были созданы фактически из ничего [6]. Отсюда с неизбежностью вытекает,что под силу создать Космос и разработать Программу для него и обладать волей и возможностями для ее реализации может только Тот, кого мы называем Богом [7].

Но за одним “вечным вопросом” возникает другой “вечный вопрос”: если будущее человека расписано до деталей, то где же место для свободы воли, за что, как говорят мировые религии, человек несет столь тяжелую ответственность? Начнем его решение с предположения, что зачастую детали событий будущего, о которых говорят нам как провидцы, так и эксперименты, не являются законом — они даются нам Высшим Разумом, чтобы наглядно довести до упрямого человеческого ума, что он не является властителем Мира. В то же время, в Библии о человеке говорится как об “образе и подобии” Божием (Быт. 1:26). Первая характеристика Бога дана в первой строке Библии: “Вначале сотворил Бог...” (Быт. 1:1). Отсюда очевидно, что первая обязанность человека быть творцом. Но как же совместить творчество и свободу воли с предопределенностью? Представим себе для уяснения этого кажущегося парадокса некое большое учреждение, например конструкторское бюро, разрабатывающее какое-либо сложное изделие, допустим самолет. Творчество сотрудника, занятого некоторым узлом этого изделия, предположим шасси, будет всячески поощряться, но при одном условии: если оно будет согласованно с идеей Главного Конструктора. В случае же особо удачного решения Главный Конструктор может даже изменить что-то в своем замысле, но, естественно, не в цели, для которой конструкция предназначена. Но если человек будет бездельничать на работе или заниматься своими делами, то на этот случай в любой организации есть писаные и неписаные законы, которые определяют последствия как делового, так и этического отношения к производственным обязанностям, так и к коллегам. С ними человечество в целом и наша страна, в особенности, знакомится уже не первое столетие [8].