Номинализм Ст.Лесьневского

Эволюцию философско-логических идей, выдвинутых выдающимся польским математиком и логиком Ст.Лесьневским (1886–1939), можно расчленить на три этапа. На первом (до 1917) этапе разрабатываются проблемы мереологии. На втором (с 1921) — проблемы онтологии, а на третьем — проблемы протетики. В работах до 1916 г. Лесьневский говорил о существовании отношений, свойств и т.д. как самостоятельных сущностей. Затем, очевидно под влиянием Т.Котарбинского, он отказался от признания их самостоятельного существования и утвердился в позиции, согласно которой существуют только индивидуальные объекты. В 1913 г. выходят его статья “Krytyka logicznej zasady wylaczonego srodku”, — “Przeglad Filozoficzny, 1913. Vol. l6. Str. 315–352) и книга “Логические рассуждения” (СПб., 1913), где доказывается несуществование общих предметов. Мереология Лесьневского — это учение, существенно расширяющее понятие объекта и вводящее понятие коллективной целостности, в которой выделяются определенные составные части, также считающиеся объектом. В мереологии проводится позиция, в которой отрицается существование общего объекта. Существуют только индивидные объекты, а общий объект — это объект, обладающий общими для всех конкретных объектов свойствами. У Лесьневского идет речь не о классах, а о целостностях, элементы которых (в его терминологии — ингредиенты) могут существовать в разное время и в различных местах пространства. Целое состоит из предметов и его надо понимать дистрибутивно, а не совокупно. Антиномии, возникшие в “Principia mathematica” Рассела и Уайтхеда, Лесьневский объясняет смешением дистрибутивного и коллективного понимания класса. Пустой целостности не существует и целостность может относиться и к нематериальным объектам. Отношение между элементами и целым транзитивно. Мереология включает в себя функтор, который можно определить как имя индивидуального объекта “универсум”. Онтология в трактовке Лесьневского представляет собой исчисление имен, в котором имя относится к разным объектам, только к одному объекту или не к одному объекту. Характеризуя онтологию Лесьневского, Г.Кюнг отметил, что она является “теорией различных форм предложений, или возможных отношений, существующих между именами, входящими в предложение, с учетом их экстенсионалов” (Кюнг Г. Онтология и логический анализ языка. М., 1999. С. 143). Онтология, согласно Лесьневскому, характеризует семантическое отношение между именами и конкретными индивидными объектами, а квантор существования относится лишь к существованию имен, а не объектов. По Лесьневскому, все экзистенциальные предложения ложны. Протетика же представляет собой пропозициональное исчисление с кванторами и переменными, “пропозициональные переменные относятся к области значений предложений, но сами квантифицированные предложения, в которые они входят, являются предметами объектного, а не метаязыка” (Там же. С. 149).