Интенциональность” у Декарта

Тем самым первые основополагающие главы “Размышлений” были частью собственно психологии, причем был резко подчеркнут в высшей степени значимый момент, оставшийся совершенно неразвитым: интенциональность, составляющая сущность эгологической жизни. Иными словами, “cogitatio”, например, некое осознание, осуществляющееся в опыте, мысли, чувстве, воле и т.д., ведь любая мысль (cogitatio) имеет свое cogitatum (мыслимое). Каждое из них в широком смысле мнится и каждому из них свойственен какой-то из модусов достоверности — просто достоверность, предположение, подсчет вероятности (Fьr-wahrscheinlich-halten), сомнение и т.д. В связи с этим можно провести различие между подтверждением и опровержением, и соответственно между истинным и ложным. Уже из этого видно, что понятие интенциональности связывает проблемы рассудка и разума. Конечно, здесь нет речи о действительном развитии и обсуждении темы “интенциональность”. Но, с другой стороны, все предполагаемое обоснование универсальной философии нового времени, исходящее из ego, следует охарактеризовать как “теорию познания”, т.е. как теорию о том, как ego в интенциональности своего разума (через акты разума) достигает объективного познания. Конечно, у Декарта это называется метафизически трансцендирующим пониманием ego.