Декарт как исходный пункт двух линий развития — рационализма и эмпиризма

Если мы проследим вытекающие из философии Декарта линии развития, то одна из них — “рационалистическая” — идет через Мальбранша, Спинозу, Лейбница, школу Вольфа к Канту — поворотному пункту в философии. В этой линии продолжает с воодушевлением развиваться и с энтузиазмом развертываться в грандиозных системах дух новоевропейского рационализма, заложенный Декартом. Здесь господствует убеждение в том, что с помощью метода “mos geometricus” (геометрического — ред.) можно осуществить абсолютно обоснованное универсальное познание мира, мыслимого как трансцендентное “само-по-себе”. Именно реакцией против такого убеждения, против такого значения новой науки, притязающей проникнуть в “трансцендентное”, и был прежде всего английский эмпиризм, хотя эта реакция столь же определена и Декартом. Это была реакция, аналогичная реакции античного скептицизма против существовавших тогда систем рациональной философии. Новый скептический эмпиризм берет свое начало с Гоббса. Но для нас наибольший интерес вследствие ее необычайного влияния в психологии и теории познания представляет критика Локком рассудка и ее последующее продолжение Беркли и Юмом. Эта линия развития наиболее значима потому, что она является важнейшей частью исторического пути, на котором психологически искаженный трансцендентализм Декарта (если мы теперь можем так назвать этот оригинальный поворот к ego) через раскрытие своих следствий пытался осознать свою несостоятельность и обрести истинный смысл осознанного и подлинного трансцендентализма. Исходным и исторически наиболее важным здесь было саморазоблачение нетерпимой более противоречивости эмпирического психологизма (его сенсуалистическо-натуралистического варианта).