АЛЕКСАНДР СУББОТИН

 

Субботин Александр Леонидович (род. 24.01. 1927 г.) — доктор философских наук, ведущий научный сотрудник Института философии РАН. Работает в области логики и истории европейской философии. Автор книг: “Традиционная и современная формальная логика”, “Фрэнсис Бэкон”, “Бернард Мандевиль” и многих статей. Отв. редактор ряда русских изданий сочинений классиков философии (Ф. Бэкона, Д. Локка, Лейбница). Переводчик английской поэзии (поэм Поупа, Мандевиля, Батлера, лирики Геррика). Публикации стихов: А. Субботин. Поздние цветы. Лирика. М.: Фонд “Новое тысячелетие”, 1994; А. Субботин. Ливень. Стихи разных лет. М., 1996.

 

 

* * *

Отшумели восторги, тревоги, волненья,

За узорчатой пеной возникла волна;

То, что было, уже не имело значенья,

В том, что стало, едва ли есть наша вина.

 

Умирает надежда, которой не сбыться,

И ушедшему не возвратиться опять;

Что случилось, того не могло не случиться,

Просто этого мы не хотели понять.

 

 

 

* * *

Ну зачем убеждать, тратить время напрасно:

Дурака не пронять, умный знает и сам;

Есть такие, которым настолько все ясно,

Что готовы не верить своим же глазам.

 

Каждый видит лишь то, что способен увидеть;

Каждый знает лишь то, что способен узнать;

Так же трудно любить, как уметь ненавидеть;

Так же трудно творить, как уметь понимать.

 

 

 

ЛЕОПАРДИ

 

Певец тоски, певец печали,

Невольник скорби мировой,

Не лавр, а терния венчали

Недолговечный гений твой.

 

О, как близка мне, как знакома,

Непринужденна и строга,

Твоя тревожная, Джакомо,

Проникновенная строка!

 

И всякий раз в душе волненье,

Когда прочитываю вновь

“Воспоминанья”, “Пробужденье”,

“Сон” или “Первую любовь”.

 

 

ЭЛЕГИЯ

 

Вот вечер наступил, и я опять

Хочу, уединившись, помолчать;

В предчувствии ночных безмолвных снов,

Внять шёпоту невысказанных слов;

Вернуться в те ушедшие года,

Которых уж не будет никогда.

Года, года, которых больше нет,

Но на душе рубцом лежит их след.

В каком же вихре окаянных сил

Наш век три поколенья закружил!

Какие же бесовские дела

Риторика его произвела!

Года, года, которых больше нет,

Я вспоминаю их на склоне лет...

А за окном идет и тает снег.

Свой доживает век двадцатый век.

 

1997

 

С Первого российского философского конгресса

 

Эволюция студента философского факультета:

1-й курс — существую только Я.

2-й курс — Я и Гегель.

3-й курс — Гегель и Я.

4-й курс — А может быть и Я?

5-й курс — А все-таки бытие определяют еда и питье.

В передаче Анатолия Матвеева (СПб)

 

Армянское радио на вопрос о соотношении категорий “форма” и “содержание” отвечает, что по его мнению, если форма хороша, то ее можно брать на содержание.

В передаче Анатолия Матвеева (СПб)

 

В суде разводится пожилая пара.

Судья спрашивает у мужа о причинах развода.

Муж отвечает, что причины чисто философские и поясняет, что он материалист, а жена идеалистка.

В разговор вступает жена: “Я отдала ему всю свою романтическую возвышенную душу, а он говорит, что ему нужно молодое тело”.

В передаче Анатолия Матвеева (СПб)

 

Пока нас не перестанут спасать, будем погибать

Прусский Дмитрий (аспирант из Спб)

 

В заключительной речи на секции по культуре проф. М.С. Каган сказал: завершая работу секции я Вам расскажу философский анекдот:

У фермера, разводившего кур, начался падеж. Ветеринары не могли его остановить. Посоветовал ему обратиться к мудрому раввину. Раввин спросил: “А чем вы кормите их?” Фермер сказал — пшеном. “Тогда,- сказал ребе,- поливайте пшено постным маслом и посыпайте солью”. На следующий день фермер пришел к ребе и говорит: “Еще 50 кур сдохли”. “Тогда,- сказал ребе,- изменим их питание — не пшено, а рис, и поливайте молоком и посыпайте перцем”. На следующий день фермер снова пришел и говорит: “Ребе, еще 50 кур сдохли”. “Тогда,- говорит ребе,- перейдите на кормление их хлебным мякишом и посыпайте его сахаром”. Еще через день фермер пришел к раввину и говорит: “Сдохли последние куры...” — “Как жалко, — сказал ребе.- Ведь у меня еще столько идей!”

 

* * *

Анекдот

У Мартина Хайдеггера берут интервью.

Журналист: д-р Хайдеггер! Занимаетесь ли Вы философией?

Хайдеггер: я не могу заниматься философией, так как заниматься, значит, стоять за ним, за именем философии. Я имаюсь философией.

Журналист: д-р Хайдеггер, как Вы имаетесь философией?

Хайдеггер: И имаюсь, и имаюсь...

В передаче Алексея Петяева 11.12.97.

 

 

* * *

Чанышев А.Н.

 

Зачем философу жена?

Ведь не субстанция она!

 

Ты, философ, истину скрываешь -

И за это денежки гребешь.

Ты преподаешь чего не знаешь,

А что знаешь — не преподаешь.

 

О Канте

Был когда-то я юным студентом.

Не блистая особым талантом,

Я провел свои лучшие годы,

Подыхая от скуки над Кантом.

Я хотел бы начать все сначала:

Не полез бы тогда я в науку,

Уходил бы я в синее море

От пропахшего рыбой причала.

 

 

* * *

Приходит еврей к раввину и спрашивает его:

- Рабби, в чем смысл бытия?

- Сын мой, отвечает раввин, этот вопрос сложный.

Если мы обратимся с ним к одному из первых евреев — Моисею, — то он показал бы на небеса: именно там надо искать смысл бытия.

А если спросим самого мудрого еврея — Соломона, — то он показал бы на лоб: смысл бытия — в разуме человеческом.

Если обратимся к одному очень известному еврею — Иисусу, — то он показал бы на сердце. Именно в нем, по его мнению, надо искать смысл бытия.

Еще один известный еврей — Маркс — показал бы на живот.

Если же мы спросим Зигмунда Фрейда, то он сказал бы, что смысл бытия надо искать между животом и коленками.

Но, сын мой, есть еще один известный еврей — Альберт Эйнштейн, который ответил бы: “всё относительно”.

 

В передаче Н.З. Ярощука

 

 

* * *

 

ЕГОР ШУГАЕВ

 

КТО (ЧТО) ПОЯВИЛОСЬ РАНЬШЕ:

КУРИЦА ИЛИ ЯЙЦО?[115]

(на соискание Нобелевской премии)

 

Человечество на протяжении многих столетий билось над проблемой генезиса курицы и яйца в их соотношении.

Мне удалось решить эту проблему постановкой нескольких вопросов и нескольких ответов.

 

Вопрос первый. В историческом развитии (в филогенезе) кто (что) появилось раньше?

Ответ первый. Очевидно, что птицы возникли позднее ящериц, а ящерицы размножились посредством яиц. Ergo, яйцо как таковое возникло раньше курицы.

 

Вопрос второй. В индивидуальном развитии (в онтогенезе) кто (что) появилось раньше?

Ответ второй. Очевидно, что в одно и то же время, в одном и том же месте связь между курицей и яйцом:

а) может отсутствовать;

б) имеется, ибо курица могла снести яйцо, ergo, курица могла появиться на свет раньше яйца.

Иными словами, только очень испорченное яйцо при сопоставлении с конкретной курицей может возникнуть раньше.

 

Вопрос третий. А какого рода курица?

Ответ третий. Если курица женского рода, то смотри ответ второй, а если мужского, т.е. петух, то он, как известно, яиц не несет.

Таким образом, яйцо как таковое возникло раньше курицы как таковой, но любое конкретное яйцо лишь в потенции может стать курицей (петухом).

 

Замечание редактора: соискателю не светит Нобелевская премия, поскольку он допустил грубые ошибки в ответе первом и вопросе третьем.

1. Ответ первый несоразмерен означенному в заголовке вопросу в части яйца. Ведь изначально речь идет о курином яйце и никаком другом! Вопрос родился из наблюдения над тем, что курица появляется из куриного яйца, а куриное яйцо появляется из курицы.

2. Вопрос третий вообще неуместен, поскольку изначально речь идет о курице-самке. См. третье предложение п. 1.