Реферат Курсовая Конспект
Дедуктивное обобщение и принцип абстракции. Статья первая - раздел Образование, ...
|
ФИЛОСОФСКИЙ ЖУРНАЛ
1997
U К характеристике системного мышления
U Дедуктивное обобщение и принцип абстракции. Статья первая.
U Сущность и существование
U Синергетика и принципы коэволюции сложных систем
U Категории “хаос” и “организованность” как средства рефлексивной организации
И саморганизации в игромоделировании
U Философия истории: направленность и основные фазы общественного развития
U Что такое философия?
u Сущее и должное. Платон, Аристотель,
Современность.
U Понятие a priori в докантовской философии
КАТЕГОРИИ
ФИЛОСОФСКИЙ ЖУРНАЛ
1997
Октябрь, ноябрь, декабрь
МОСКВА
The philosophical life
For the seventy fifth anniversary of Avenir Uyomov.
About the Second Philosophical Congress of Russia.
About the "Herald of Russian Philosophical Society".
The philosophers' poetry and/or the philosophical poetry
'At any rates' (philosophers joke too)
Платон
Эмпиризм и платонизм — вот два беспримесных типа философской методологии науки, которые завещал нам античный гений. Эмпирики верят в наблюдение и опыт, платоники — в рассуждение и логику. Платоники видят в отдельных единичных вещах (в особенном) лишь тени абстракций. Эмпирики, напротив, в абстракциях видят лишь тени отдельных единичных вещей. Перефразируя, можно сказать, что “преодоление изнуряющей неопределённости этой альтернативы превращает философию в более высокое занятие, чем наука или религия”[10].
Возможно, Платону одному из первых принадлежит осознание несовершенства индуктивных доказательств и сократовского метода познания путём анализа наводящих примеров. Правда, понятия чисто дедуктивного доказательства, основанного на законах и правилах логики, Платон не имел. Но его основная концепция “познания в понятиях”, применённая к математике, уже формировала определённую философию математики (не случайно в наше время названную платонизмом), резко противопоставленную эмпиризму и даже более поздним вариантам концептуализма.
Согласно Платону, учение о доказательстве, то есть о том, как наши суждения должны связываться между собой и как они вытекают “сами собой одно из другого”[11] — это труднейшая часть философии. Платон называет эту часть диалектикой. Её область — мышление в двух формах его пути к познанию истины (всеобщего) : научной — от гипотез к понятиям (к относительному знанию о всеобщем) и философской — в движении мысли в сфере чистых понятий (к абсолютному знанию о всеобщем).
Хотя в науке речь не идёт об эмпирическом (частном) как таковом, поскольку предмет науки — данное в общих понятиях, всё же Платон полагает, что возможности всякой науки ограничены допущениями (гипотезами) о существовании эмпирических объектов низшего уровня. Поэтому научная мысль “не в состоянии выйти за пределы предполагаемого и пользуется лишь образными подобиями, выраженными в низших вещах, в особенности тех, в которых она находит и почитает более отчётливое выражение[12]. Например, при доказательстве теоремы о сумме внутренних углов треугольника (на плоскости) любой геометр, конечно же, использует чертёж, так как он даёт ясное и наглядное представление о содержании теоремы. Однако именно в силу этой наглядной и очевидной для наших чувств предпосылки геометрическая общезначимость объявленного результата доказательства остаётся необоснованной, пока мы эту предпосылку не исключили. По существу все общие результаты науки (в том числе и математики) имеют вид номологических условных суждений, в которых посылками служат гипотезы ad discendum et ad demonstrandum.
Неоспоримо, что бремя перехода от аксиом к теоремам лежит на самой науке. Но также неоспоримо, что бремя обоснования истинности аксиом лежит на философии. И определённый философский ответ на вопрос о том, каким образом частное может оказаться эквивалентом общего, даёт только теория идей. Именно она позволяет Платону сказать, что когда геометры “пользуются чертежами, их мысль обращена не на чертёж, а на те фигуры, подобием которых они служат. Выводы свои они делают только для четырёхугольника самого по себе и его диагонали, а не для той диагонали которую они начертили. Так и во всём остальном”, конкретные эмпирические объекты “служат лишь образным выражением того, что можно видеть не иначе как мысленным взором”[13].
Конечно же, Платон, как ученик Сократа, принимал его метод индукции. Но он не видел логического пути от частного к общему. Место логики у него заступает механизм воспоминания (анамнез), возвращения к тому, что было, есть и будет до всякого познания, и для чего частное служит лишь побудительным мотивом. Поэтому Платон не стремится к упрочению абстракций за счёт примеров. Доказательство на примере — это формальный акт в постижении общей истины, которая заключена в общих понятиях, а не в том, чего можно коснуться “при помощи того или иного из чувств”[14].
Создавая свою “методологию доказательства” Платон не отвергал конструктивный метод, основанный на построении фигур (пусть даже и идеальными циркулем и линейкой), но и не поощрял занятия этим методом, поскольку считал, что здесь нет восхождения к познанию геометрических истин “самих по себе”, то есть восхождения к идеям. В наше время эту мысль Платона повторил А. Пуанкаре, говоря, что конструктивный метод не позволяет нам подняться вверх, к свойствам родовых понятий, “а оставляет всё на том же уровне” абстракции[15].
СИНЕРГЕТИКА И ПРИНЦИПЫ
ДОЛЖНОЕ И СУЩЕЕ.
НОВЫЕ КНИГИ, СТАТЬИ, ДИССЕРТАЦИИ
Поправки автора
Во 2-м номере журнала в статье А.Н. Чанышева “Трактат о небытии”:
1) на стр. 5 в п. 20 “Предварительных тезисов” вместо слова “призрачным” следует читать “прозрачным”.
2) на стр. 9 в последней строке вместо слова “преходя-щее” следует читать “преходяще”.
С осени 1996 г. издается новый журнал:
CONTENTS
The history- philosophical studies
F.Kh. Kessidi. The due and the substantivity. Plato, Aristotle, the present.
A.A. Zalyotny. The problem of God's being proof in Descartes' metaphysics.
A.N. Kruglov. 'A priori' conception in the prekantian philosophy.
Discussion, polemics
The philosophical life
About the Second Philosophical Congress of Russia.
For the seventy fifth anniversary of Avenir Uyomov.
About the "Herald of Russian Philosophical Society".
The philosophers' poetry and/or the philosophical poetry
'At any rates' (philosophers joke too)
– Конец работы –
Используемые теги: Дедуктивное, обобщение, нцип, абстракции, Статья, первая0.096
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Дедуктивное обобщение и принцип абстракции. Статья первая
Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов