ХОРОВОЙ КОНЦЕРТ НА ДУХОВНЫЕ ТЕКСТЫ М.С. БЕРЕЗОВСКОГО "НЕ ОТВЕРЖИ МЕНЕ". ИТАЛЬЯНСКИЙ ПО ФОРМЕ, РУССКИЙ ПО СОДЕРЖАНИЮ.

 

(~1745-1777)

Наследие Максима Созонтовича Березовского невелико по объему, но весомо по историческому и художественному значению. (Сверстник Пашкевича и Андошкина, старший современник Бортнянского и Фомина). Его творчество относится к 60-70 гг. 18 века. Б. Асафьев назвал Березовского предвестником "нарождавшегося русского хорового стиля эпохи екатерининского классицизма" - композитор выдвигается в перелом от позднего барокко к классицизму.

Б. создал ряд выдающихся произведений; среди них истинный шедевр русского искусства 17 века - концерт "Не отвержи мере во время старости".

Б. - первооткрыватель, основоположник нового стиля православного церковного пения: класицистский подход к гармонии, тематизму и хоровой фактуре, органичное соединение такой музыки с традиционными старославянскими текстами. Первый отечественный музыкант, пытавшийся освоить оперный жанр ("Демофонт"), поднялся до уровни европейского композитора (звание члена Болонской академии).

 

Трудности в исследовании жизненного пути начинаются с выяснения года рождения. По одним источникам - это 1745 год (Болховитинов, Беликов), а по другим - 1743 год (Гаррас). Родился Б. в городе Глухов Черниговской губернии (Украина), который известен своими профессиональными певческими традициями - там была основана в 1738 голу хоровая школа, регулярно поставлявшая певчих Петербургской капелле. 1753-1758 гг. - Б. прошел полный курс обучения в духовной академии в Киеве. В 1758 году Б. покинул Киев и был зачислен в качестве певца в штат музыкантов и танцоров престолонаследника Петра Федоровича, где и начал свою придворную службу. Капельмейстер Летнего театр Цоппис заметил одаренность нового певчего и давал ему уроки композиции, вокальному искусству учился у Нугциани. Вокальные успехи стали настолько заметными, что ему было поручено выступать в нескольких спектаклях (Раупах "Альцеста").

Близкое знакомство с итальянской оперой-сериа оказалось вдвойне важным для Б. Одновременно с обучением и выступлениями в операх Березовский пел в придворном хоре, который был в 1763 году переименован в Придворную певческую капеллу (ок. 100 хористов, 12 В, 13 Т, 13 А, 15 Д).

Нет сомнений, что Б. уже сочинял хоровую музыку.

В первый доитальянский период: "Вси языцы восплещите руками", "Приидите и видите", "Тебе Бога хвалим", "Господь воцарися", (самый ранний доя отечественного музыкального искусства примар классицистского цикла и фуги баховского типа), "Хвалите Господа с небес", "Не отвержи мене во время старости" (др, концерт).

 

В 1766 году было принято решение отправить композитора для совершенствования своего мастерства в Италию, возможно не без содействия Галуппи (который в 1765 году был приглашен в качестве придворного капельмейстера при Екатерине II). Б. был первым из России, кто поехал в Болонскую академию (Dei Filarmonici). Как гласит предание, Б. учился у самого Дж. Мартини (или у кого-то из его ближайших помощников - Маттеи). Обучение было платным, занятия проводились только индивидуально, каждый, кто желал получить академическое звание должен был пройти низшее и среднее звенья, а затем в течение года показывать себя в творческой деятельности. И лишь потом его допускали к экзамену. В 1771 году Б. подал прошение о принятии его в члены академии. На испытании предлагалась мелодия григорианского хорала для полифонической обработки по правилам строгого письма на 4 голоса. Хорал помещался в T или В как cantus firmus. Полугодом раньше Б. экзамен держал Моцарт, а одновременно - Мысливечек. Оба получила звание члена болонской академии.

Находясь в Италии, композитор писал духовные концерты и отсылал их в Петербург, среди сочинений - Литургия Иоанна Златоуста для 4хголосного мужского хора. В 1772 году впервые обратился к крупному инструментальному жанру - соната для скрипки и чембало до мажор. Одновременно Б. совершенствовался в жанре опера-сериа (изучал оперные формы и инстрментовку самостоятельно) - опера "Демофонт" для Ливорно по заказу гр. Орлова. Опера знаменует собой завершение итальянского периода.

Б. вернулся в России в расцвете сил и таланта. Но его не продвигают по службе. Но тем не менее композитор продолжает активно сочинять хоровую музыку: "Во всю землю", "Творяй ангелы", "Хвалите Господа с небес".

Именно во второй петербургский период был создан шедевр отечественной музыки 18 века - концерт "Не отвержи мене во имя старости".

Время создания концерта противоречиво. С одной стороны, все данные говорят о сочинении его в последние годы жизни Б. (композиторская техника, образны строй). С другой стороны упоминание Штелином концерта в списке сочинений для придвоной капеллы не позднее 1768 года. Но на самом деле Б. было создано два концерта - один 8миголосный, другой 4голосный.

• Известный нам концерт относится к классицизму в отечественной музыке 18 века. Но он отражает многие тенденции отечественного и западноевропейского искусства, например впитал украинскую и русскую песенность: Главная тема - классична по структуре, близка и украинским думам, и русским лирическим и некоторым историческим песням, разновидностям покаянных стихов. Начальная интонация - русская протяжная песня "Не шуми, мати, зеленая дубровушка", украинская дума - "Гей, як на славни Украини". Есть связь и с партесными барочными творениями (Титов), также использует риторические фигуры - Возшествие, Низшествие, Колесо (Дилецкий " Грамматика мусикийская").

• Есть связь концерта с заподноевропейским мотетным пассионом - хоровой, широко распространенный в Италии до 19 века. Хоровые номера таких пассионов обычно составляют 4 хоровых жанра: introitus (вступительный хор), turbae (хор толпы), choralis ( молитвенный хорал), chorus madrigalis (обобщающий хор). Существует и общность драматургическая. Текст 70 псалма исполняется в православной службе в последнюю неделю перед страстной, в то время, когда в католических соборах исполняют Страсти.

• Музыкальная форма - образец классицистской стройности: порядок расположения частей, закономерность смены темпов и размеров (схема Галлуппи).

• Б. развивает идею интонационного единства сочинения: проводит тему непрерывной линией, преобразовывая ее, но сохраняя интонационную основу. Пример 1.

• Применяет принцип modus ostinato. Б. избегает механичности, хроматизмы то ощущаются на расстоянии, то в мелодическом движении, то в гармонической вертикали. Пример 2.

• Принципы соотношения текста и музыки очень многообразны.

•- Нормой служит - интонационное соответствие подъемов, ударений и спадов в старославянском тексте и в мелодии.

•- Вводит целый ряд приемов, которые потом широко распространились в хоровой и вокальной отечественной музыке: повторение и переинтонирование одинаковых слов, в результате - фраза высвечивается с разных сторон и получает объемность.

• эмфазис - нарочитое смещение музыкального акцента.

 

Прототипом русского хорового цикла является псалмовый мотет a cappella венецианской и болонской школы, на это указывает сходство структуры концертов, быстрота приспособлениям иностранных композиторов к традициям русского церковного пения a cappella. Галуппи по приезду в Россию творчески применил традиционную форму мотета к старославянским текстам, и его нововвдение удачно совпало с тенденциями развития русской хоровой музыки.