Реферат Курсовая Конспект
Михаил Иванович Глинка - раздел Образование, Михаил Иванович Глинка. ...
|
Quot;Борис Годунов".
Пролог: 1 картина - "На кого ты нас покидаешь" (фа минор, вариационный принцип развития, хоровой речитатив, сложная трехчастная форма).
"Хор Калик-перехожих" (также вариационный принцип).
2 картина - сцена коронования (колокола, Уж ты солнцу красному слава - подлинная мелодия, глинкинские вариации).
3 действие (польский акт). Хор сандомирских девушек.
4 действие.
Сцена у Василия Блаженного.
Смерть Бориса - мужской хор, немного женский (первая редакция, конец).
Сцена под Кромами (вторая редакция).
• Подголосочная полифония - гетерофония (Батя, Батя, выйди к нам).
• Интервал - кварта.
Quot;Хованщина".
1 действие - Сцена встреча Хованского.
2 действие - хор раскольников.
3 действие - Сцена в стрелецкой слободе.
4 действие - женские хоры: "Возле речки", "Гайдучок", "Плывет, плывет лебедушка".
5 действие - дух старообрядческих распевов.
Кантата "Весна".
Многие утвержают, что это одночастная форма. Поэмность.
Черепнин
Входил в круг деятелей вокруг Дягилева и Бенуа. Заведовал оркестровым классом в придворной певческой каппелле. Создал первый класс симфонического дирижирования в Петербургской консерватории. Лучший дирижер - рекомендация Римского-Корсакова. Дирижер в Тифлисе. Член Беляевского кружка. Один из основателей русской консерватории в Париже.
Основа творчества - балеты.
КОНЦЕРТ НА ПОЛТАВСКУЮ ПОБЕДУ "РЦЫ НАМ НЫНЕ...".
Концерт "Рцы нам ныне" для двенадцатиголосного хора - это не только вершина музыки на Полтавкую победу, но и одна из вершин в творчестве Василия Титова, приходящаяся на последние годы его жизни.
Текст концерта взят из стихиры "На хвалитех" первой редакции "Службы благодарностей". По структуре стихира диалогична: обращение к Давиду-псалмопевцу с вопрошениями и ответные фразы, для заключения - риторические восклицания - вывод. Все это имело иносказательный смысл, так как описывало победу русских войск, исчезновение шведской армии после Полтавской битвы.
Концерт состоит из 3 частей. Крайние части в размере C, средняя - 3/2. Этот контраст усилен фактурно: гомофония средней части обрамлена имитационными системами крайних частей и сопоставлениями тутти-трио. При этом третья часть равна сумме двух предыдущих.
I часть.Диалогическая структура.
• Тематизм показывается двумя мелодически сходными, но гармонически различными фразами - (T-S; S-T). Уже слышна главная интонация - двухголосный ход на терцию вниз, который будет пронизывать все произведение. Тонико-субдоминантовое соотношение - частое явление для партесных композиций, а симметричное завершение - возросшее чувство тоники.
• На основе той же интонации в субдоминантовом направлении (До мажор) развертывается следующее построение (послеэкспозиционное). Далее оно имитационно разрабатывается. "Где есть, где есть.."
• Далее следует два звена имитационного развития: "превозносящийся", "и высящийся". (До мажор - как субдоминанта к Соль мажору)
• Новый вариант тематической интонации поручен трио (бас и два тенора). "Ты бо видел еси его". Тутти временно возвращает До мажор, но на тексте "кедры ливанские" композитор возвращается в основную тональность.
• Заключительный этап первой части - трио, тесситурно поднятое выше (тенор и два альта), которому отвечают два дисканта, чья интонация все тот же терцовый ход темы. "И где ныне есть?"
Основная тема состоит как бы из двух элементов: терции у дискантов и тутти. Первый элемент выявляет сюжетную линию концерта, связанную с сольными эпизодами. Второй элемент излагается аккордово, представляю простую гармоническую каденцию, еще неотделимую от первого элемента.
II часть. "И мимо идох...". Аккордовая фактура, как образец постоянного многоголосия, характерного для одной из ветвей партесного стиля. Таким образом, Т. обощает обе важнейшие ветви многоголосия своего времени - переменного и постоянного. Здесь впервые появляется минор - ми, ля, ре, оттеняющий мажорность крайних частей. При всей слитности можно выделить два построения. Ощущается влияние канта на музыкальный язык части.
III часть.Вводятся отдельные приемы первой части - избирательная репризность.
Самостоятельное значение получает форма сопоставления трио и тутти. Трио расположены по восходящей лестнице: - 2ой бас, тенора, - 1ый бас, альты, - 1ый бас, альты (с имитациями), - 2ой бас, дисканты.
Общая композиция заключительной части:
Тематическая репризность в финале выражается определенным сходством интонаций и тонально-гармоническом тождестве двух крайних частей ("стояние" в до мажоре).
Тема последнего "стояния" очень интенсивна, она сложилась как вариант темы четвертого трио "О неизглаголанного к нам милосердия".
Плясовые мотивы темы, обыгрывающие До мажор, в полифоническом сплетении создают эффект колокольности.
ХОРОВОЕ ТВОРЧЕСТВО Д.С. БОРТНЯНСКОГО.
ВОКАЛЬНО-СИМФОНИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО ЧАЙКОВСКОГО НА ПРИМЕРЕ КАНТАТЫ "МОСКВА".
– Конец работы –
Используемые теги: Михаил, Иванович, Глинка0.067
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Михаил Иванович Глинка
Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов