Характеристика одного из 35 концертов для смешенного хора.

(1751-1825)

Бортнянский - единственный русский композитор 18 века, чья музыка не была забыта после его смерти и продолжала пользоваться популярностью.

Список сочинений Бортнянского, насчитывающий около 200 названий, включает 6 опер, более 60 хоровых концертов, 8 сонат для клавесина и клавесина со скрипкой, ряд камерных инструментальных ансамблей, кантат и т.д. Почвой, на которой сформировалось творчество Бортнянского, был русский классицизм. Классицистская стройность и уравновешенность формы сочетаются в ней часто с мелодикой сентиментального типа. Можно говорить о своеобразном взаимопроникновении классицизма и сентиментализма у Б. Искусство его глубоко национально. Даже в духовных композициях у него встречаются самые простые мелодические обороты песенно-романсного типа.

Родился в Глухове в семье мещанина, приехавшего на Украину из Польши. В семилетнем возрасте был взят на воспитание в ППК, с которой оказалась связана вся дальнейшая его жизнь. Об учителях юного Б. Мы ничего не знаем. Обладая прекрасным голосом и артистизмом, он уже в отроческие годы выступал в придворных оперных спектаклях и дворцовых концертах. По настоянию Галуппи, состоявшего в 1765-1768 гг. капельмейстером при дворе, Б. был направлен для совершенствования в Италию в 1768 году. Начался итальянский период его жизни (1769-1779). К этому времени относятся его первые крупные сочинения в оперном жанре ("Креонт", "Алкид", "Квинт Фабий"), Ave Maria для дуэта женских голосов с сопровождением струнных и двух валторн, Salve Regina для контральто соло.

Следующий период начинается по возвращению на родину с 1779 году. Это время его работы в ППК в качестве капельмейстера и одновременно служба при дворе наследника Павла. В этот период были написаны все камерные инструментальные произведения, а также три его оперы на французские тексты.

Последний период - от середины 90х годов до конца жизни, когда Б. возглавил капеллу, почти всецело посвятил себя работе в области церковной музыки.

В этой области Б. оставил обширное наследие. Собрание его духовных сочинений включает:

- 35 однохорных концертов.

- 10 двухорных концертов.

- 14 "Хвалебных".

- 2 литургии.

- 7 четырехголосных и 2 восьмиголосных "Херувимских".

- около 30 других песнопений, ряд обработок старинных распевов.

Часть сочинений не вошла в этот список.

Наиболее крупными по масштабу и значительными являются КОНЦЕРТЫ. Структура классического хорового концерта имеет общие черты с сонатно-симфоническим циклом. Наиболее типично для него последование трех частей по принципу быстро-медленно-быстро. При этом первая часть и по масштабу, и по своей весомости занимает главное место в цикле. Часто она содержит некоторые черты сонатности, но после проведения контрастной темы в тональности доминанты или параллельного мажора - ПП, происходит возвращение в основную тональность, без тематической репризы.

Форма хорового концерта отличается большей текучестью, постепенностью переходов, чем в инстр. сочинениях. Она складывается из нанизывания ряда самостоятельных тематических построений - черты барочного мышления.

Главным формообразующим принципом остается чередование tutti и небольших концертирующих групп голосов, которые обозначаются solo, но собственно к сольному пению он не прибегает, сохраняя верность древним традициям церковно-певческого искусства. В таких эпизодах голоса группируются по 2-3, иногда возникают переклички парами голосов. Б. не придерживается обязательного трехголосия, которое было нормой для партесного концерта.

У него есть ряд четырехчастных циклов с чередованием частей: медленно - быстро - медленно - быстро. При таком построении вторая часть выполняет функцию скерцо в сонатно-симфоническом цикле.

Гомофонно-гармонические по фактуре, концерты содержат довольно развитые элементы полифонии, от небольших имитационных построений до фуги, достигающей масштабов самостоятельной части. Как правило, это финалы концертов. Но у Б. нет ни одной строгой фуги, написанной с соблюдением всех композиционных правил. Возможно, композитор заботился о ясном донесении текста, поэтому голоса вступают один за другим иногда с большими промежутками. При повторении этого же текста, композитор прибегает к стреттным построениям.

Новый и интонационный строй его музыки, в концертах встречаются порой черты оперности, мелодика кантов и псальм, народно-песенные обороты, особая роль украинской песни. Все эти компоненты образуют особый интонационный сплав, имеющий мало общего с древней церковной традицией.

Условно концерты можно разделить на ранние (1-15) и поздние (16-35). Ранние концерты отличаются светлым гимническим характером, в них часто слышатся отголоски жанров марша, канта, различных танцев, трехчастные композиции. В поздних - ведущая роль переходит к лирико-филосовским образам, четырехчастные циклы.

 

Двухорные концерты Б. по своей структуре аналогичны однохорным, но их образный строй более однообразен.: преобладает торжественный тон. Добивается особого эффекта с помощью приемов антифонного изложения. Создает различные контрасты между группами голосов, солистов. Строгая аккордовая фактура одного хора иногда расцвечивается фигурациями другого. Но полифонии в двухорных композициях меньше.

 

"Хвалебные" следует отнести к торжественным концертам, одинаковы по структуре и музыкальному материалу.

В "Херувимской" Б. возвращается к простой строфической форме, характерны возвышенная простота, спокойствие, разнообразны по тематизму и форме изложения.

2 литургии на 3 и на 2 голоса предназначались для сельских и небольших городских церквей. Несложные по фактуре произведения.

Особое место занимают Б. занимают обработки старинных распевов - знаменного, киевского, болгарского и греческого. Композитор стремился сделать их близкими и доступными для слушателей, воспитанных на современном мелодико-гармоническом мышлении. Мелодия распева помещалась вверху и обычно удваивалась в терцию альтом, что сближает обработки с псалмами и кантами. Строгая аккордовая фактура с ритмически синхронным движением всех голосов.

Также Б. принадлежат несколько светских кантат, гимнов и песен.