НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИСТОКИ В МУЗЫКЕ М.И. ГЛИНКИ ("Иван Сусанин").

Оперы Глинки определили собой пути развития оперного жанра в России. От "Ивана Сусанина" и "Руслана и Людмилы" исходят две ветви русской оперной классики: история и эпос, народная музыкальная драма и опера-сказка.

Основой " отечественной героико-патриотической оперы", как называл свою оперу "Иван Сусанин" Глинка, явилось обобщение образа народа в его нравственной позиции: народ - носитель духовных ценностей, воплощение мужества, добра и справедливости. Либретто - Егор Розен (исторические события 1612 года).

Строение оперы отличается классической стройностью. Композиция опирается на два мощных хоровых раздела - интродукцию и эпилог, и движется к главной кульминации, к сцене подвига Сусанина.

И.С. - первая русская опера, основанная на сквозном развертывании музыки, без разговорного диалога. В опере господствует единая образно-музыкальная система, развивающая ГЛАВНУЮ ГЕРОИКО-ПАТРИОТИЧЕСКУЮ ИДЕЮ, таким образом композитор закладывает основы лейтмотивного метода.

Два принципа тематических связей:

1.Выразить идею в темах народно-песенного характера, путем сквозного проведения двух тем: темы запева из интодукции (повтор: увертюра 3д Сусанин "Страха не страшусь!", вступление эпилога), темы хора "Славься" (3д Квартет, 4д Сусанин "Румяная заря"). Секундовая попевка составляет интонационную основу обеих тем (4 - 1).

2.Линия борьбы противодействующих сил. Контрастное сопоставление тем польского ритма с русским песенным тематизмом, с преобразованиями.

Важную основу оперы составляют хоровые сцены, которые ярко определяют национальный стиль оперы Глинки. Важнейшей основой их служит русская песня во всех ее жанровых разновидностях (тем не менее он избегает прямого цитирования (за некоторым исключением)). Г. объединяет особенности народного подголосочного стиля с принципами классической полифонии. Использует вариационный метод, почерпнутый также в народных традициях.

Основными народными сценами в опере являются пролог и эпилог.

Пролог - монументальная интродукция. В основе ее - две темы: протяжная и хороводная. Первая - тема бесконечного канона Зигфрида Дена. Развертывая интродукцию в форме двойных вариаций, Глинка заканчивает ее мужественной энергичной фугой. Героический запев тенора и характерные интонации, заимствованные из женского хора, с самого начала объединяются в главной теме, причем экспозиция заканчивается энергичной плясовой темой, имеющей характер припева.

Свободно сочетая в народном хоре принцип запева и припева с классической структурой фуги, Глинка создает новую форму "песни-фуги", основанную на народных традициях. Глинка впервые поставил форму классической полифонии на русскую народную основу. Римский-Корсаков справедливо отмечал о том, что свою задачу "связать фугу западную с условиями нашей музыки узами законного брака", сформулированную им уже на склоне лет, Глинка выполнил уже задолго до этих слов. Темп: Allegro пол=88. Ощущение медленного темпа приходит за счет того, что дирижерская и счетная доли равны половинке, а метрическая равна четверти, также за счет строения фразы-несколько тактов. Фактура близка канту - два тенора и бас, следовательно - кантовая основа. Соответственно, это ближе к военной песне, запевает воин, не же ли чем, к протяжной песни.

Хор "Славься" - народный "гимн-марш", сочетающий в себе черты распевности и движения. Неторопливая поступь народного шествия. Истоки мелодики лежат в знаменном распеве, в виват-кантах Петровской эпохи, воинских песнях 1812 года. Также переданы черты партесного стиля 17-18 века: голоса движутся плотной массой, с преобладающим параллельным движением баса и мелодии, с обилием терцовых удвоений. Господствует диатоника, плагальность, тема в до мажоре приобретает миксолидийский оттенок с опорой на доминанту лада. Типично русский склад подчеркивается приемами полифонического варьирования: юбиляции верхних голосов.

Общая форма сцены - вариации с акцентом на подголосочно-полифонических приемах развития.

В финале участвуют полный симфонический оркестр и два медных оркестра на сцене, хор, группа корифеев и воинов, колокола. В коде - аккорды III ступени.

 

С характеристикой народа тесно связан образ Сусанина - характеристика поражает силой правды и простоты. Глинка наделил трагического героя реальными чертами простого человека. Русский крестьянин, прямой и простодушный. Собирательный образ, несущий в себе лучшие качества народного характера. Только в его партии используются темы, звучащие в интродукции и эпилоге (сцена с поляками, 3д). И только здесь он ввел подлинный материал рнп: песню лужского извозчика ("Что гадать о свадьбе"), песню "Вниз по матушке по Волге". Новатор речитатива - приемы широкой, распевной декламации. Сочетая интонации народного говора и русской распевной мелодии создает особый вид ариозного пения, пронизанное народно-песенными оборотами.

1.Увертюра. Интродукция.

2.Каватина и рондо Антониды.

3.Сцена и хор. Диалог Сусанина с хором - 1 раздел - состоит из 4 варьированных строф-куплетоа, организованных по принципу запевала - хор. Хор как действующее лицо, сопереживает происходящему.

3.Хор гребцов - 2 раздел - контраст музыки вокальной и инструментальной, протяжной и плясовой. Куплетно-вариационная форма. Протяжная тема у А и Т в унисон связана с образом русских просторов, течением реки. Зерно - нисходящая квинта - душа русской мелодии, параллельно-переменный лад (до мажор - ля минор). 3 строфа - контрапункт протяжной и плясовой тем. На интонациях плясовой построен заключительный хор крестьян "К нам плывут ладьи" - кульминация радостного праздничного характера.

4.Финал 1д. 1 р. - рассказ Собинина (диалог с хором, героическая песня "Кличут в поле атаманы"; 2 р. - трио с хором " Не томи, родимый" (си бемоль минор, хор своими мольбами о скорой свадьбе вторит героям); 3 р. - трио с хором (си бемоль мажор, открывает суровая фраза хора "Да сгинет враг"; краткие хоровые реплики - терцовые удвоения родственны второй теме интродукции - тематическа арка).

5.2 действие. Полонез - танец-шествие с хором - двойная экспозиция: первая - оркестровая, вторая - оркестр + мужской хор. Средний раздел: хор женщин, плавный и текучий. Реприза - объединение двух хоров и оркестра. Тема мужского хора перешла к женскому хору с минимальными изменениями, лирическая тема у теноров и басов приобрела воинсвенные черты. В конце - унисон хора и оркестра на начальном мотиве полонеза.

6.Краковяк.

7.Вальс

8.Мазурка и финал. Первый раздел финала - хор гостей на новом варианте темы мазурки, второй раздел - двойной хор рыцарей и гостей - замешательство поляков. Третий раздел восстанавливает праздничную атмосферу бала.

9.3 действие. Антракт.

10.Песня Вани и дуэт.

11.Хор крестьян создает контраст между дуэтом и квартетом. Непрерывная цепь имитаций, основанных на попевки из 6 звуков. При каждом проведении меняют свой мелодический контур.

12.Квартет.

13.Сцена и хор. Сусанин с поляками. 2 раздел сцены - реплики поляков на теме полонеза, а затем мазурки.

14.Свадебный хор - женский - подруги Антониды. Глубокий контраст. Пентатоника. До мажор. Пятидольный размер.

15.Романс с хором. Хор - комментатор.

16.Финал.

17.4 действие. Антракт.

18.Ария с хором

19.Хор поляков - последнее проведение темы мазурки искажено. Появляются секундовые интонации. Впереди идет Сусанин. Они разводят огонь и ложатся отдыхать.

20.Ария Сусанина.

21.Финал.

22.Эпилог. Хор "Славься" (см. выше).