Quot;РУСЛАН И ЛЮДМИЛА" - ГЛИНКИНСКИЕ ВАРИАЦИИ.

Вторая опера Глинки - "Руслан и Людмила" - высшее проявление его гения. Сказочно-эпическая опера. Идея создания была навеяна атмосферой времени: всеобщий интерес к древнейшим основам народного творчества; также толчком послужила поэма А.С. Пушкина. В процессе сочинения музыка опережала слова, как и в Сусанине. А. Полевой писал: "Опера почти закончена, а текста еще нет. Странный способ писать!". В поисках либреттиста Глинка остановился на Ширкове.

Одоевский и Сенковский - первые рецензенты оперы - считали ее естественным продолжением Сусанина, второй отраслью национального направления.

Опера сочетает в себе черты сказки, былины, лирической поэмы. Лирическая атмосфера господствует с жанрами монолога, признания и размышления. Но лирическая стихия - одна из форм воплощения былинной эпопеи. Таким образом, Глинка установил эпический строй оперы.

Для композиции оперы характерны:

- принцип репризности, симметричной завершенности формы. Объединение всех 5 актов связующей аркой: опера открывается увертюрой, тематический материал которой повторен в финале 5д., также в ней сосредоточен весь образно-тематический план композиции.

- закон симметрии отразился в общем сценическом замысле: крайние акты - картины Киевской Руси, между ними - котрастные сцены сказочных приклбчений героя. Каждый из этих актов - законченное целое, обрамленное вступительными антрактами.

- сквозные сцены использует в финалах, они продвигают действие вперед.

- динамизация достигается особыми средствами - вариационными преобразованиями. Тема остается неизменной, остальное варьируется. Наряду с вариациями строгого типа с неизменной структурой темы и остинатной мелодией, широко применяются в опере приемы свободного варьирония с полифоническим развитием тем, с активным преобразованием исходного образа.

- сопоставление двух линий, принцип контраста эпического симфонизма.

 

Народные сцены "Руслана" - яркое воплощение эпической образности, дальнейшее развитие ораториальных сцен "Сусанина". Впервые в русской опере Глинкатсумел претворить строй древней обрядовой песенности, былинный распев, который он почерпнул из истоков народного мелоса, из сказовой речи, из мелодий знаменного распева.

1.Гениальным обобщением этого явилась интродукция - "неповторимо прекрасное, глубоко народное по всему своему былинно-богатырскому складу музыкально-эпическое воплощение Киева..." (Асафьев). По структуре представляет собой динамизировнное рондо, пронизанное вариационным развитием, где ГТ, рефрен - запев Баяна "Дела давно минувших дней" -,получающий далее развитие у хора и солистов, а эпизодами - две песни сказителя.

1.Интродукция обладает чертами литургийности, подчинена традиции антифонного и респонсорного пения с перекличками солиста и хора, хора и групп корифеев.

1.Под звуки гуслей (арфа и фортепиано в оркестре) првец повествует о подвигах предков. Хор отвечает ему сдержанными репликами. Первая песня Баяна, в характере былинного сказа, предвещает грозные события, борьбу героя с таинственными силами мрака. Вторая - посвящение памяти Пушкина - вносит в праздничную картину момент лирического раздумья. Песням отвечают торжественные припевы хора - здравица князю и молодым. Широкая тема Баяна каждый раз по-новому интонируется в партии Ратмира, в полифоническом развитии у хора (канон в миноре) и в заключительном гимне толпы.

2.Каватина Людмилы. Хоровой раздел "Не тужи, дитя родимое" - пятидольный женский хор, объем мелодии - секста, ладовая переменность си минора и ре мажора связывает хор с первой песней Баяна. Темповое нарастание, переменный размер 5/4 на 2/4.

3.Финал. Второй раздел - хор "Лель таинственный" - открытие Глинки, связанное со сферой обрядово-языческий интонаций. Воззвание хора к Лелю перекликаются с архаикой главной темы интродукции, и усиливает ею. Заклинательный, стихийный характер, октавно-унисонное изложение, пятидольный размер в стремительном ритме, акцентами и трелями на каждой третьей доли, си мажор.

3.Хор написан в форме вариаций на неизменную мелодию, которую Глинку развил с высочашим мастерством, что ее называют "Глинкинскими вариациями". Мелодия с минимальными изменениями проводится в октавном унисоне хора. Варьирование - в оркестровой партии: ладогармонические, тембровые и фактурные изменения, в которых подготавливается момент покушения Людмилы: дикий мотив нисходящей октавы у скрипок, хроматическая гамма флейты (2ая вариация), си минор в третьей вариации (прследней). Баллада Финна из 2д. также пример глинкинских вариаций.

4.Заключительный ансамбль с хором - "О витязи, скорей во чисто поле!" - героика после оцепенения.

5.Рассказ Головы (2д.) исполняется мужским хором в унисон, соль минор. Печальное повествование о коварстве и злобе Черномора. Завершающий тему нисходящий мотив в объеме тритона сопряжен со стихией мрачной фантастики и перекликается с темой хора в финале 1д. "Скрой от ненастья". Форма глинкинских вариаций: тема проводится трижды в строго неизменном виде, а вариации носят чисто инструментальный характер, особенно примечательна последняя вариация с хроматической фигурацией флейты.

6.Персидский хор с его сплетением восточных и лирических интонаций вводит в атмосферу 3д. Волшебные девы Наины подобно сиренам поют и манят путников в свое царство, очаровывая их. Это еще один пример глинкинских вариаций на неизменную мелодию, которая повторяется абсолютно точно и даже с известной монотонностью. Она построена на опевании основных тонов трезвучий ми мажор и до диез минора. Бесконечно вьющийся восточный напев - четыре четырехтакта с синкопой в окончании. Хор отличается красотой звучания. 1 вар. - гармоническая фигурация деревянных духовых со сковзным пунктирным ритмом и легкой вершиной на каждой слабой доле такта. 2 вар. - дуэт орнаментального соло флейты и кантабиле виолончелей. 3 вар. - ладогармоническое варьирование, мрачное остинато виолончелей в до диез миноре. В 4 вар. неожиданно вторгается речитатив-заклинание Наины.

7.4д. - хор, фантастическое сражение Руслана с Черномором - вокально-симфоническая картина. Хор Черномора комментирует сражение. О новной материал сцены - целотонная гамма.

8.Финал 5д. не сразу вводит в атмосферу праздника, складывается из 3 разделов: оплакивание спящей княжны, возвращение Руслана и чудесное пробуждение, финальный хор и ансамбль.

8.В первом разделе велика роль хора, который создает лирико-драматическкю атмосферу действия. Первый хор "Ах, ты свет, Людмила" отличает сумрачная окраска ре минора, интенсивная динамика - духовой оркестр на сцене, интонации плача и жалобы. В четырех вариациях экспрессия нарастает. Примечательна 2 вар. - тема опускается в оркестр, а в хоре - скорбные возгласы ("Горе нам!"). В 3 и 4 вар. оркестровая партия отходит на второй план, уступая место речитативному диалогу - Светозара и Фарлафа. Тема превращается в остинато низких струнных, а затем предстает в сплетении хроматических гармоний параллельного фа мажора.

8.Хоровой речитатив "Ой, Фарлав!" служит переходом ко второму хору "Не проснется птичка утром". Тональность ля минор. Последнее звено в цикле глинкинский вариаций. Тема хора на мотиве гексакорда ля минора с опеванием тонической квинты. Звучание духового оркестра сообщает ей пасторальный, лирико-жанровый оттенок. Баркарольный размер 6/8. Хроматические мотивы в средних и басовых голосах (т.11-14). В вариациях тему окружает певучая фигурация флейты, убыстренная мелодия с мотивом сексы и альтерированной 4ст. Развитие во второй вар. прерывается пророческим возгласом - "Витязь молодой сон нарушит твой!".

9.Заключительный хор венчает оперу радостным прославлением богов, юной четы и Киева. Материал увертюры использован здесь не в полном своем объеме. ГП и СП проводятся в хоре и оркестре, вместо ПП возникает новая лирическая тема Ратмира и Гориславы, родственная турецкому танцу. Форма двойная трехчастная A B A' B' A" кода. Кода хора соотнесенатсткодой увертюры. Существенное отличие связано с исключением гаммы Черномора. Тема лезгинки звучит в контрапункте с ГП, а затем самостоятельно в качестве басового остинатного голоса.