(1766-1813).
Степан Аникиевич Дегтярев родился в олном из владений графа Петра Борисовича Шереметева (сын Николай) - селе Борисовка. Отец был крепостным. Борисовка - основное место набора певчих в графскую капеллу, при центральном храме села - Успенской церкви - существовала певческая школа, аналогичная школе в Глухове. Шереметев предоставлял различные льготы тем крестьянам, чьи дети пели в его хоре или играли в его театре. Семья Дегтяревых относилась к их числу.
Николая Петрович Шереметев позаботился о профессиональной подготовке своих певчих и актеров, была разработана целая система - 9-11 - репетиции, 11-12 - закрепление дома, 14-17 - индивидуальные занятия, 17-20 - общая репетиция. Также певчие участвовали в утренней и вечерней службах.
Успехи страшей сестры Дегтярева - Степаниды, и его личные обращают на сеья внимание. В 1781 году он пел ответственные партии в операх Монсиньи "Дезертир", "Садовник Кусковкий". В капелле существовала строгое правило: в период ломки голоса мальчиков отправляли обратно на родину в качестве писарей, но для Д. было сделано исключение. Он остался при театре в качестве исполнителя драматических ролей, почти или совсем не требовавших пения. Также граф разрешил ему посещать лекции по итальянскому языку и русской словесности при Московском Университете и постоянно отпускал его на спектакли Петровского театра. Не исключена возможность встреч Д. с Бортнянским, и он косвенно признает его влияние на свое творчество.
Можно выделить два периода музыкального образования Д. Первый этап (1773-серидина 80х) - проходил под надсмотром главного капельмейстера театра - Фациуса; Д. получил основы музыкальных знаний, изучил произведения западно-европейских и русских авторов (оперы Глюка, Стамица, Госсека, Пиччини, Гретри, Филидора, Пашкевича, Бортнянского и др.). Второй этап прошел под влиянием творчества Дж. Сарти (был дружен с Шереметевым). Д. даже сопровождал Сарти в поездке В Италию (ок.1790 года). Приемы композиторской техники, принципы построения музыкальной формы, музыкально-эстетические взгляды Сарти во многом определили музыкальные вкусы Д.
В 1790е голы Д. числился вторым капельмейстером, но по сути был руководителем капеллы. Состав хора колебался от 30 до 40 человек (9Д, 9А, 6Т, 10Б). Для такого состава Д. и писал свои сочинения, причем уже ранние опыты его были успешными ("учитель хоровых концертов"). Также в это время композитор обучал пению актрис и актеров, организовывал публичные концерты по желанию автора, проводил репетиции с оркестром, дирижировал спектаклями, и даже режиссировал ими, иногда ездил в Борисовку для отбора кадров. В начале 19 века он становится первым капельмейстером капеллы.
Шереметев благосклонно относился к Д., но при этом не давал ему свободы, композитор даже подвергался оскорбительным наказаниями за ослушание воли графа.
После вступления на престол Павла I, граф переезжает в Петербург,желая сделать быструб дипломатическую карьеру. С собой он берет лишь нужных ему людей, в их числе и Д. В 1800 году граф дает распоряжение о частичном расформировании крепостной труппы, в 1804 году распускает оркестр, сокращает штат певцов. Положение Д. при графе становится все более не определенным. Трудно судить, чем занимался композитор в Петербургский период. Но очень важным делом является перевод книги В. Манфредини "Правила гармонические и мелодические" - первый серьезный переводной трактат в России, который содержал сведения по элементарной теории музыки, гармонии, инструментовки, истории исполнительства, полифонии. Д. первым в Росси выработал терминологию в области полифонии, адекватную западно-европейской.
В 1809 году граф умирает, Д. с семьей возвращается в Москву, где дает объявление о своем желании поступить на службу к кому-либо из любителей музыки. В это время начинает его совместная работа с Горчаковым над первой русской ораторией "Минин и Пожарский" (исполнена в 1811 году, с успехом).
Композитор получил временный паспорт, дававший ему самостоятельно наниматься на службу, но не имевший правовой силы. Ожидая решения Сената о предоставлении ему вольной, Д. вернулся в Москву, подал объявление в газету, написал ораторию, родил двух детей, пережил наполеоновское нашествие, и умер в 1813 году. Сенат же решил дело в его пользу лишь в 1815 году, таким образом вольная распространилась и на его семью, но его вдова, не зная как прокормить семейство, самостоятельно ища себе заработок, и при этом лишаясь пенсии в 150 руб, просила уничтожить отпускную.
Музыкальное наследие Дегтярева весьма объемно, но все известные нам произведения принадлежат к роду хоровой музыки. Современники придавали большое значение прежде всего его хорам а каппелла, называя Д. Знаменитым мастером. Одновременно были распространены его различные церковные песнопения и хоровые концерты. Для исследователей русской музыки Д. оставался автором одного произведения - оратории "Минин и Пожарский". Все остальные его сочинения считались безвозвратно утраченными. Но, к счастью, это предание оказалось ложным, до нас дошли несколько рукописных копий хоров и хоровых концертов, и автографы композитора.
- 76 хоровых концертов.
- 22 отдельных хора.
- 7 оратория и кантат (а каппелла: Возлюбите господа, Возможет господь, Торжество России; с оркестром: Минин и Пожарский, Архистратигу Михаилу, На день Иоанне Иерусалимского; для оркестра и двух хоров: Возлюблю тя господи).
- хоровые циклы: пасхи, венчание, ирмосы.
1. Тяготение к крупным хоровым формам. Количество духовных концертов и кантатно-ораториальных сочинений значительно превосходит число небольших хоров. Промежуточное положение занимают музыкальные композиции на духовные тексты для хора с оркестром - хвалебные кантаты, неисключено, что они являются переработкой некоторых хоровых концертов.
1.Хоровые концерты очень неравноценны по музыке, лучшие из них: "Изми мя от враг моих", "Терпя потерпех", "Благо есть".
2. Глубина музыкального содержания при внешней сдержанности выражения.
3. Продолжает традиции Бортнянского в принципах построения хорового цикла, причем во всех случаях он достигает необходимого образного единства. Важным моментом компоновки формы для него был подбор стихотворных строк. Можно отметить три вида стихотворной организации цикла:
3.- выбор ключевых стихов псалма; развитие образа подчинено риторическим закономерностям выбранного текста - соотношение частей по их характеру.
3.- комбинирование стихов различных псалмов; полная свобода творчества, ориентир на формы хоровых концертов 18-начало 19 века. Тест служит одним из средств художественного аффекта.
3.- стихи различных жанров - тропарец, стихир, гимнов и до.
4. Обращение к псалмам, которые очень редко встречаются в произведениях других композиторов. Ортодоксальное значение: прошение о помощи, о добре и зле, в глубокой скорби. Сами названия концертов зачастую указывают на господствующее настроение концерта.
5. Значительное уменьшение числа частей и приближение формы к симфоническому циклу. Усиление роли тембровых сопоставлений и полифонических приемов. Выбор более коротких текстовых отрывков, которые многократно повторяются.
6. Полифонический прием tasto solo и двойная октава - целая система приемов, идущая от традиций ораганной музыки: - длительный органный пункт (хоровая педаль); - неаккордовый гармонический бас, на фоне которого развивается мелодия; - эффект хорового crescendo, достигаемый вступлением все более высоких хоровых групп, что аналогично включению регисторов органа; - унисонное исполнение в несколько октав ключевых мелодических формул, противопоставляемое гомофонно-гармоническим эпизодам.
7. В произведениях малых форм сохраняются приниципы концертности, присутствует скрытая цикличность.
8. Перенесение в духовную музыку интонации бытовых жанров эпохи, однообразие музыкального тематизма.
Концерт "Изми мя от враг моих".
Выдающийся образец творчества Дегтярева. В основе лежит 4хчастный цикл с темповым, фактурным и тональным контрастированием разделов.
I. "Изми мя" f-moll Adagio. Имитационный склад.
I.Напоминает мелодизированный речитатив, развитие направлено в сторону насыщения фактуры - постепенное включение новых солирующих голосов, затем хоровой группы. Имитация сменяется фугато, звучность усиливается от pp до ff.
II. "Яко се уловиша" As-dur Allegro. Гомофонный склад. Гимническая часть.
III. "Боже увеждь" b-moll Largo. Сольный дуэт двух высоких голосов на фоне баса, выполняющего функцию гармонического фундамента. Лирический центр концерта. Объединяет признаки виртуозного дуэта опера-сериа с ритмом траурного марша.
IV. "На всяк день" f-moll Allegro. Фуга. Выделяется среди прочих фуг безукоризненным исполнением правил контрапункта - вплоть до точного проведения тем в кульминационной стретте - строго выдержанный канон. Тема фуги построена на начальной интонации первой части и тем самым финал замыкает концерт не только тонально, но и тематически.
Оратория "Минин и Пожарский".
Творение зрелого мастера. Первое обращение композитора к жанру светской музыки, первое сотрудничество с либреттистом.
Либретто принадлежит Николаю Дмитриевичу Горчакову. Текст лаконичен, не перегружен деталями,удовлетворяет все требования жанра.
Оратория имеет 3 части:
I. Героико-драматическая. Сообщение Палицына о горестном положении Москвы, воззвание Минина, решение Минина и всего народа обратиться к Пожарскому.
II. Лирическая. Пасторальная картина. Пожарский с деной в своем имении, приход Минина и Палицына, обращение Палицына к Пожарскому, решение Плжарского возглавить русское ополчение.
III. Апофеоз. Освобожденная Москва, ликующий народ, отказ Пожарского от царского венца, слава героям, торжественный финал.
Компановка формы близка к рукописным заметкам Державина - незаконченная поэма "Пожарский". Можно высказать предположение о влиянии державинского замысла, о его причастности к созданию оратории - творческая поддержка.
Главная идея - бескорыстие подвигов во имя отечества.
Оратория открывается большой торжественной увертюрой - совершенна по пропорциям, блестящая инструментовка. Несколько безлика в тематическом отношении. Медленное драматическое вступление, ликующее сонатное allegro, его лические эпизоды - образуют контрасты, что предвосхищает остросюжетную линию сочинения. Принципы развития, оркестровки, сопоставления показывают Дегтярева как композитора-классициста (поздний классицизм, масштабность). Увертюра переходит в речитатив Палицына.
Д. отдает предпочтение формам трехчастным, поэтому оратория разделена на 3 действия и обрамлена тональностью Ре мажор.
ПЕРВОЕ ДЕЙСТВИЕ. Трехчастно.
Экспозиция - хор "Беда, беда постигнет нас" - сонатная форма с речитативным эпизодом вместо разработки.
В центре - ария Минина (da capo), обрамленная двумя развернутыми хоровыми сценами.
Реприза - "Дадим себя, как россам сродно" - концентрическая композиция, в середине которой трехчастный хоровой дуэт-молитва.
Таким образом, трехчастность - основной формообразующий принцип оратории.
Господствуют героические образы.
ВТОРОЕ ДЕЙСТВИЕ. Лирическое начало. Здесь впервыеипредставлены все главные герои оратории - Минин, Пожарский, Палицын, Ольга. Принцип драматургического crescendo: увеличение числа голосов, от речитатива к арии, дуэту, затем к трио. Усиливается роль полифонических приемов, которые достигают своего кульминационного выражения в единственной хоровой сцене действия - фуге.
ТРЕТЬЕ ДЕЙСТВИЕ. Начинается оркестровым изображением батальной картины, далее в сольных, ансамблевых и хоровых сценах доводит до высшей кульминации как лирическую, так и героическую линии и завершается грандиозной хоровой фугой.
Финальную фугу необходимо охарактеризваоть как одно из крупнейших сочинений эпохи классицизма. Виртуозные приемы полифонии:
- начало экспозиции в доминантовой тональности, использование субдоминантовых ответов.
- комплементарный ритм - ритмечское заполнение.
- стретта.
- соединяет обобщенность русского духовного концерта с конкретномтью исторического сюжета - служит звеном между хоровыми концертами и массовыми сценами опер Глинки.
ЖАНРОВЫЕ ИСТОКИ:
- хоровой концерт;
- арии и ансамбли опер-сериа. Каждый имеет по арии, а Ольга - две. Они разделяются на героические и лирические. Кульминационной арией должна была стать ария Пожарского в 3 д., но самой яркой музыкальной точкой получилась ария Палицына во 2 д. (С, 3 Т, Б - Палицын).
- русская пастораль 18 века - предвестник сентиментального направления в искусстве (хор ре мажор 28).
- полонез (хор ля мажор из 3 д. - цитата знаменитого полонеза "Гром победы, раздавайся).
ОРКЕСТР.
Черты позднего классицизма, парный состав симфонического оркестра с добавлением флейты пикколо, английского рожка, двух труб, группа ударных инструментов.
В кульминациях присоединяет роговой оркестр, вводит батарею скорострельных пушек - внешний эффект воспринятый от Сарти.
В оратории 3 самостоятельных оркестровых номера: увертюра, антракты. Пасторальное вступление ко второму акту написано для духовых - 3 бассетгорнов, 2 валторн. Вступление к третьему акту представляет собой батальную музыку: военный марш для духовых, картины битвы с пушечными выстрелами.