Жанр, форма, тонально-гармонический план.

Вокально-симфоническое творчество П.И. Чайковского представлено следующими сочинениями:

• "К радости", музыка к гимну Ф. Шиллера для солистов, хора и оркестра.

• Кантата "В память двухсотой годовщины рождения Петра Великого" (к открытию политехнической выставки) для хора, оркестра, тенора соло на слова Я.П. Полонского.

• Хор к юбилею О.А. Петрова для смешенного хора, тенора (сопрано) соло и оркестра на слова Н.А. Некрасова.

• Кантата "Москва" для меццо-сопрано, баритона, хора и оркестра.

Кантата "Москва".8 (20) марта 1883 Чайковский получил заказ на кантату от Коронационной комиссии, подготавливавшей торжественную коронацию императора Александра III. Текст был написан Аполлоном Николаевичем Майковым (1821—1897), Майков обратился к истории Москвы. Работу требовалось сделать как можно быстрее, последний срок был назначен на 17 апреля, но Чайковский к своему удивлению закончил кантату к 24 марта. Очень помогло ему то обстоятельство, что стихи Майкова сами по себе красивы и поэтичны, и дали ему возможность "не только отделаться от трудной задачи кое-как, лишь бы было соблюдено приличие, но и вложить в музыку долю чувства". Сам Чайковский говорил, что "кантата далеко не так плоха, как можно думать, судя по быстроте, с коей она написана".

Кантата "Москва" состоит из шести взаимосвязанных эпизодов: трех сольных и трех хоровых

Произведение написано в стилизованном русско-былинном характере. В ее содержании отражены реальные исторические события:

- татаро-монгольское иго (хор "С мала ключика...")

- становление Московского княжества (ариозо "То не звездочка...")

Москва представлена в кантате символом могущества, величия и единства Руси.

Музыка носит эпический, былинно-повествовательный характер. Хоровые и сольные номера имеют различные драматические цели и характеры. Баритон - главный рассказчик, меццо-сопрано - воин, аллегорический образ Москвы, освободительницы славянских народов.

1. ХОР "С МАЛА КЛЮЧИКА..." - эпическое повествование о зарождении Москвы и периоде татаро-монгольского ига. Начинается с небольшого вступления аккордового склада, оно представляет собой редчайший пример звучания квартета альтов. Форма хора достаточно сложна: трехчастность сочетается с элементами рондо. Рефрен - представляет собой два мелодически одинаковых построения в Ля мажоре, ему противостоит 3 эпизода, появление которых характеризуется возникновением фа-диез минора. При втором проведении рефрена Ч. использует мужской четырехголосный хор, третьем - женский четырехголосный хор. Последний, 5 рефрен, не схож с предыдущими - короткие реплики хора, между которыми - грозные аккорды медной группы (прежде, в оркестровых связках были изящные трели у солирующего инструмента); переменный размер 6/8-9/8; минорные интонации.

1.Трехчастность проявляется в особенностях изложения и смысловой структуре смысла: I часть = рефрен, 1эпизод, зарождение Московского княжества; II часть = рефрен, 2эпизод, рефрен, 3эпизод, нашествие Татарского Ига, сопоставление мужского и женского хора; III часть = рефрен.

1.В последнем варьированном рефрене очень важную роль играет ритмическая структура (две восьмые, четверть восьмая четверть), которая контрапунктически соединяется с основной темой рефрена в оркестровом отыгрыше.

2. АРИОЗО МЕЦЦО-СОПРАНО "ТО НЕ ЗВЕЗДОЧКА". Ре мажор-си минор. Трехчастная форма.

3. ХОР "ЧАС УДАРИЛ" - приветственный хор в стиле виватных. Стремительные фигурации у скрипок, торжественный Ре мажор, двухчастная репризная форма. В первой части встречаются имитационные построения - перекличка с партесными пением.

4. МОНОЛОГ И ХОР "УЖ КАК ИЗ ЛЕСУ". Оркестровое вступление в си миноре написано в форме фугато. Далее идет былинный рассказ Баритона, с вставками реплик хора. В завершении - имитационное построение у оркестра - как своеобразное обрамление монолога Баритона.

5. АРИОЗО "МНЕ ЛИ, ГОСПОДИ" для меццо-сопрано с оркестром. Глубоко выразительное, с распевной мелодией удивительно широкого диапазона, предвосхищающей романс Полины из «Пиковой дамы», оно сопровождается мерными аккордами оркестра. После небольшого более взволнованного среднего эпизода, возвращается начальная мелодия. Номер этот написан в es-moll — тональности сосредоточенности и светлой печали, в которой создана одна из самых выразительных прелюдий и фуг Баха. вносит лирическое начало в торжественно-эпическую музыку кантаты, составляя основной музыкальный контраст по отношению к другим номерам. После этого задумчивого, сосредоточенного ариозо яркий, эффектный хоровой финал славления воспринимается как торжественное и праздничное завершение всей композиции.

6. "ПО РУСИ ПОШЕЛ СТУК И ГРОМ БОЛЬШОЙ". Можно выделить три раздела:

6.- ариозо Баритона, речитатив. Бемольная сфера тональностей. Частые модуляции, пунктирные ритм в оркестре - как выражение смятения и беспокойства (es Ges b Des f). Смена фактуры говорит о новом подразделе, который выполняет функцию речитатива, гимнические аккорды медно-духовой группы, восходящие интонации мелодии солиста.

6.- Гимн - стилизация церковного песнопения. А каппелла с поддержкой оркестра в паузах. Ре мажор - си минор.

6.- Заключительный апофеоз, где сливаются все исполнители. Диатоника, опора на субдоминанту - архаичность звучания. Встречаются имитационные построения. Кода.

 

Асафьев относил "Москву" к типу лирической (лирико-эпической) кантаты, в одну линию с которой встает "Иоанн Дамаскин" Танеева, "Весна" Рахманинова.