Петр Ильич Чайковский.

Писал во всех жанрах. 10 опер.

Кантата "Москва",

Ода к Радости на тест Шиллера

Кантата к 250

Светские и духовные хоры (43 и 63 П.С)

• Сочетание подголосочной и имитационной полифонии.

• Полифоническое начало не столь свойственно Чайковскому, в отличии от Танеева.

• Богатое мелодическое начало, отличающее широтой дыхания. Его мелодическое мышление отражается на фактуре - перекрещивания. Двигатель мелодии не гармонии, а наоборот гармония движется за гармонией.

• Альтерированная диатоника.

• Создал образец музыкальной формы для Литургии и Всенощной.

• Тривиальный по тематизму, упрощенность. Чайковский воспитывался на русской музыке, с развитым эмоциональном началом. Для него не важен текст, он понимал кто такой Пушкин, а кто такой Ротгауз, но для него главное - чувство, его либо захватывает или нет, таким образом, качество текста отходит на второй план. Ему не свойственна рациональность западной музыки.

• На уровне мелодического образования его музыка стихийна, она легко ложиться на слух, но ее сложно интерпретировать.

• Порыв, стремление туда, где возникает препятствие - непонимание художника - разрыв между идеальным и реальным миром. Отсюда тема рока - как результат этого препятствия.

1865 год - приглашен на кафедру композиции при РМО и становится главой московской композиторской школы. Пишет "Оду к Радости", где уже проявляется мелодическое начало стихийного свойства.

Духовные хоры. Том 63. Две Херувимские (ре мажор). Для второй образцом явилась седьмая Херувимкая Бортнянского.

Третья Херувимская (до мажор) - напев от плясовой народного характера.

Хор Ангел Вопияше Левашов сравнивают с 6 симфонией. Перебивки ритмические и акцентации в тексте. В репризе - нечто новое для Чайковского - очень широкое расположение голосов.

Блажени яже избрал.

 

3 хора: "Канон Deus Meus", концерт "В молитвах, неусыпающих" (синодалы приняли участие в редактировании концерта - исправили темп во второй части с немного скорее на meno mosso), хор духов из поэмы Дон Жуан.

Светские хоры а каппела представлены еще сочинением Чоботы.

Вокально- симфоническое творчество представляет целый пласт: кантата Весна (1902), симфоническая поэма Колокола (1913), Три русские песни (1927, в основе три народные песни в форме симфонических вариаций, принцип глинкинских вариаций).