Александр Дмитриевич Кастальский (1856-1926).

Ученик Чайковского и Танеева. Как ученик был не очень прилежен.

1887 - преподаватель в Синодальном училище.

Современники считали, что Кастальский родился под счастливой звездой. Церковную музыку писал на протяжении всей жизни, но основной период попал на 1896-1906 года.

1896 - первое исполнение его духовного сочинения "Херувимская" Синодальным хором (считал своим первым ценным сочинением, здесь видны черты новаторства: новые приемы гармонизации, разделение фактуры, новый тематизм на Яко да царя, Аллилуйя - прием кучкистов - удвоение голосов).

1897 - появление статьи в газете.

1898 - гастроли Синодального хора, и Кастальский становится известен не только в России, но и за рубежом.

 

Получил образование в Московской консерватории. Доучился после 30ти лет.

"Город Козлов (-) Москва." - преподавательская деятельность.

1891-Смоленский заметил художественный талант Кастальского, и пригласил его на место помощника регента (вместо уволенного Соколова). Был привоечен к разбору древних рукописей, что дало ему работу непосредственно с источниками. Попытки гармонизации древнего распева, привели к новому музыкальному стилю.

Наиболее интересные статьи принадлежат Асафьеву. Он восхвалял его творчество, и называл его "руcским Палестриной". Писал о нем и в советсткий период, как о композиторе духовной музыки.

"Народно-песенный полифонический стиль" (Б. Асафьев).

"Пока жив Александр Дмитриевич, жива русская музыка" (Н.А. Римский-Корсаков).

 

Композитор стал великим реформатором, его не принимала ни советская власть, ни церковная. Народный мелос существовал только в голосоведении, но при этом опирался на знаменный распев. Опора на симфонизацию хора(объемная форма, пластовая ткань). Современная техника композиции.

Форма - куплетно-вариационная строфическая.

 

Первый русский реквием "Братское поминовение" для солистов, хора и органа, памяти жертвам первой мировой войны. А капелла - "Вечная память героев".

Всенощная (интонации распевов Успенского собора). Блажен муж.

Литургия. Символ веры.

Кастальского поют редко.

 

Тонкий исследователь древности, древней Индии. Уходя в древние миры, он находил музыкальные сюжеты. Цикл "Из минувших веков" (1 - Китай, Индия, Египет, 2 - Иудея, Эолада, На родине Ислама, 3 - Христиане, 4 - Русь, Торжище в старину Руси, 1905 год). Он пытался воссоздать картины давно ушедших времен.

Кантата "1905 год".

По новому подходит к сочинению кантаты. В Кантате "По случаю прославления патриарха Гермогена" использовал текст подлинной грамоты 17 века.

Кантата "Стих о церковном русском пении" построена на попевках знаменного роспева, была написана по случаю 25лет реформы Синодального училища. Тест был написна самим композитором, и его супругой Натальи Лаврентьевой. В форме былинного стиха.

Автор оперы "Клара Милич" на текст Тургенева.

Несколько светских хоров патриотического содержания - цикл " Песни к Родине" ("Поля неогладные", "Эх, тройка" на слова Гоголя, "Под большим шатром" из стихотворения Никитина "Русь").

 

Изучал фольклор, будучи новатором увлекся идеей творческой свободы, главная идея - освобождения русского музыкального языка от европейского ига, создание на основе народной песни и церковных роспевов национального музыкального стиля.

Две русские песни "Былинка", "Слава".

"Сельские работы в народном стиле".

Детская сказка " Серый волк и Иван Царевич".