Русский композитор, пианист, дирижер.
До 1925 года жил в России - первый период творчества. Затем жил во Франции, а затем с Нью-Йорке.
Работал во всех хоровых жанрах, огромное место занимает духовные сочинения.
Это сочинения литургические, концертные не для канонических составов, на латинские, церковно-славянские, английские, древне еврейские тексты.
Яркий представитель Московской композиторской школы.
Ввел в духовное сочинение элементы концертного исполнения, инструментальные элементы звучания.
"Верую" из 3 Литургии.
Для всего творчества характерно огромное внимание к тексту.
В 1900 году написал очень интересную статью "Несколько слов о "духе" церковных песнопений" - попытка классифицировать духовную музыка по отношению к ней слушателей:
1. Любители полуитальянской и полунемецкой музыки (Бортнянский, Сарти).
2. Любители обихода.
3. Идеалом церковного пения считают обиход, а верхом духовности - сочинения Бортнянского, Сарти.
Идеал для церкви по мнению Гречанинова соответствие музыкально содержания и содержания текста. Любые имитационные построения возможны, если слушателям будет донесен текст молитвы.
Использовал церковно-славянские тексты, но при этом применял не хоры а капелла, и предполагал, что эти сочинения будут исполнятся в православных храмах.
Кантата Хвалите Бога, Концертная ария для альта с оркестром "Благослови душе моя Господа", " Хвалите имя Господня" для альта, струнного оркестра, арфа и органа, "Деменственная литургия" для высокого голоса и инструментального ансамбля.
Во второй период наибольшую известность ему принесла духовная музыка первого периода, которая активно исполнялась за рубежом. 1930-1940 - Вселенская месса для солистов, хора, органа и оркестра, 4 малые мессы для хора и органа ( Фестивальная), 6 мотетов для хора с органом, Диптих псалмов Давида на Древнеевреские тексты, 4 литургия для хора " Новый обиход" а капелла.
Гречанинов не только красив, но и логичен, использовал элементы симфонизации хора - принцип развертывания, контраста.
Объединил собой две школы.
Русский Шуберт очень песенный и вокальный.
Один из родоначальников жанра хорового романса.
Считал себя духовный композитором, желал объединить религии.
Понятный музыкальный язык, традиционалист.
Последний неоромантик.