Канон и неканонические структуры

1)Wilpert G. von. Sachwörterbuch der Literatur.

Канон (греч. — руководящий принцип, масштаб), установленное правило, норма: <...> 3. в лит. некот. общеупотребительный и длительно воспринимаемый в качестве связного набор образцовых поэтич. или ораторских достижений, К. образцовых авторов. Образование таких К. примерных Авторов и произведений с индивидуальными отклонениями лежит в основе всего историко-лит. исследования и учения, особ. также преподавания лит.“ (S. 439).

2) Словарь литературных терминов: B 2 т.

Канон — см. Твердые формы” (стлб. 344).

Твердые формы.Твердыми (каноническими) могут быть: 1) стихи (строки); 2) строфы, как узаконенные (твердые) твердых или нетвердых или твердых и нетвердых стихов; 3) формы в тесном смысле, как группировки строф, или одна твердая строфа, как твердая форма” (стлб. 907. Авт. — Ив. Рукавишников).

3) Литературный энциклопедический словарь. М., 1987.

а) Кедров К.А. Канон художественный. С. 149.

К. х. <...> 1) система устоявшейся, нормативной художественной символики и семантики. Особое значение имел для органических культурных эпох доромантич. прошлого, преим. древности и средневековья (ср. Стиль). <...> Романтич. эстетика впервые стала рассматривать К. как препятствие для выражения авторской индивидуальности (см., напр., Жанр)” .

4) Лосев А.Ф. Канон // Философская энциклопедия. Т. 2. С. 418-419.

К. <...> — в широком смысле слова означает твердо установленное, традиционное, общепринятое. <...> В эстетике К. — совокупность законов и правил, к-рые являются нормой и образцом для всех художеств. произв. данного рода. В истории эстетики К. понимался гл. обр. количественно, как взаимоотношение частей изображаемой человеч. фигуры...“