ВОПРОСЫ

1. Какие из приведенных определений эпопеи (эпоса, эпической поэзии) в справочной литературе, имея в виду вполне определенный жанр, характеризуют его преимущественно: а) по объему текста и признакам архаичного мировосприятия; б) по предмету и тону изображения; в) по особенностям речевой структуры (включая стих); г) по совокупности указанных свойств?

2. Какие из определений романа в справочной литературе: а) вообще не выявляют его специфику как жанра; б) считают единственно надежным его отличительным признаком сравнительно большой объем текста; в) характеризуют специфический предмет изображения (в частности, — тип героя); г) указывают на особенности речевой структуры; д) стремятся сочетать и связать друг с другом признаки разного рода?

3. Обратите внимание на мысль М.М. Бахтина о том, что в научной литературе господствуют “оговорочные” определения романа. Попробуйте проверить справедливость этого мнения, подыскав к каждому из цитируемых нами определений примеры, как подтверждающие их обоснованность, так и опровергающие приложимость того или иного определения ко всем романам.

4. Выделите такие определения романа в справочной литературе, которые строятся на сопоставлении его с эпопеей. Определите, по каким критериям проводится в каждом случае это сопоставление. Далее обратитесь вначале к размышлениям на ту же тему Е.М. Мелетинского, а затем — к фрагментам статьи М.М. Бахтина “Эпос и роман”. Сформулируйте выводы об оптимальных методах и о целесообразности сравнительной характеристики структур этих жанров.

5. Какое из приведенных определений понятия “канон” в большей степени помогает понять, что такое “канонический жанр”? Идентично ли понятие “жанровый канон” понятию “литературный этикет”, предложенному Д.С. Лихачевым?

6. Сопоставьте сложившиеся у Вас представления о том, что такое “канон”, с предложенным одним из исследователей романа понятием “внутренней меры” неканонического литературного жанра. Обратитесь к суждениям об историческом переходе от канонических жанров к неканоническим у В.М. Жирмунского и Г. Маркевича. Одинаковы ли их позиции по вопросу о том, какими формами сменяются канонические жанры, и насколько убедительны их мнения?