ВОПРОСЫ

1. Какие из приведенных определений эстетического акцентируют определенные свойства или особенности а) субъекта восприятия (созерцания); б) самого объекта подобного восприятия; в) взаимосвязь и взаимообусловленность того и другого?

2. Какое отношение к этим проблемам имеет вопрос о различии между эстетическим объектом и его материальным носителем (созданным художником предметом, обработанным материалом — камнем, холстом и красками, звуками, речью)? Сравните решение этого вопроса Р. Ингарденом и М.М. Бахтиным.

3. Какие из приведенных суждений об эстетическом выявляют закономерность, создающую комплекс особенностей: а) только эстетического объекта; б) только субъекта созерцания (или эстетической оценки)? Кто из исследователей сосредоточивается в первую очередь на взаимосвязи и взаимообусловленности этих двух закономерностей? Как мотивируется в разных случаях избранный тем или иным автором путь решения проблемы?

4. Какие характеристики эстетического объекта включают в себя признаки и понятия “изоляции” (“отрешения”, “самодовления”), “единства” (“целостности”), “ценности“ и “гармоничности” (“ценностной успокоенности”) в качестве обозначений его специфических признаков? Сравните трактовки этих понятий у разных ученых.

5. В каких случаях устанавливается отличие эстетического как духовной способности или ценности от других человеческих способностей или ценностей, с которыми оно закономерно соотносится? Сравните близкие в этом отношении трактовки проблемы. Особое внимание при этом обратите на связь, с одной стороны, “природного” и “познавательного”, с другой — “человеческого” и “этического”.

6. Сравните суждения Канта и Бахтина о том, как соотносятся “познавательное”, “этическое” и “эстетическое”. Обратите внимание на два понятия: “игры” у Канта и “ответственного самоопределения” у Бахтина. Сравните их место и функции в общей системе рассуждений обоих ученых.

7. Кто из цитируемых здесь исследователей считает, что качества эстетического объекта оказываются для созерцателя (автора-творца, читателя или зрителя) связаны с возможным (воображаемым) другим субъектом? Кто из ученых и по каким причинам связывает эти качества с категорией художественной формы? С Вашей точки зрения правилен один из этих двух подходов к решению проблемы эстетического (c помощью двух категорий — “формы” и “другого субъекта”) или они по необходимости дополняют друг друга?

8. Какое значение для концепции эстетического у Бахтина имеет категория “вненаходимости”? Как вы понимаете термин “внежизненная активность”?