ВОПРОСЫ

1. Какие из приведенных определений приравнивают противопоставления «проза — поэзия» и «проза — стихи» и какие их разграничивают? Отметьте также те случаи, когда сочетаются оба подхода.

2. В каких определениях, содержащихся в справочной литературе, оппозиция «поэзия — проза» строится с помощью характеристик психологического содержания (или психологии восприятия), связанного с особенностями слова в двух типах речевых структур; например, следующих противопоставлений: эмоциональность — рассудочность, образность речи — необразная речь, изобразительность и конкретность — абстрактность и интеллектуальность?

3. Сопоставьте с этой точки зрения мысли о различиях между поэзией и прозой, высказанные Аристотелем, Гегелем и Потебней.

4. Сравните размышления о взаимосвязи между сферой значений слов и стиховым ритмом в поэзии у А.Н. Веселовского и Ю.Н. Тынянова. Сформулируйте свои выводы.

5. Обратите внимание на мысли А.Н. Веселовского о сходстве процессов формирования поэтического языка и языка литературного, а также на противопоставления условного поэтического «койне» и языка прозы. Сравните их с противопоставлением речевых структур и семантики поэзии и прозы у М.М. Бахтина.

6. Сравните также положения о связи между стиховым ритмом и семантикой поэтического слова у М.М. Бахтина и Ю.Н. Тынянова.

7. Что нового вносят в традицию противопоставления двух основных видов художественной речи приведенные суждения И.П. Смирнова, Ю.В. Шатина и М.М. Гиршмана?