ВОПРОСЫ

1. Выберите среди характеристик драмы как литературного рода такие, в которых, во-первых, речь идет о типической структуре произведения и, во-вторых, акцентирован аспект “зоны построения образа”. Напомним, что последний термин обозначает определенным образом организованное соотношение (взаимодействие) двух миров — мира героя и действительности автора и читателя. В каких случаях акцентируются: а) тесный контакт этих миров; б) наличие дистанции — пространственной или психологической; в) сочетание того и другого в условиях одновременности (в настоящем действия и его восприятия)?

2. Сопоставьте Ваши итоговые (возникшие в результате ответа на первый вопрос) суждения о природе драмы с теми мыслями о пространстве театра и о сценической речи, которые содержатся в приведенных фрагментах работ Г.Д. Гачева и В.В. Федорова.

3. Сравните различные определения катастрофы — ее сущности, места в развитии действия и роли в его завершении. Какие из определений свидетельствуют о связи между “катастрофой” и “зоной построения образа” в драме?

4. Как связаны друг с другом понятия “катастрофа” и “катарсис”? Отвечая на этот вопрос, учитывайте не только определения, имеющиеся в справочной литературе, но и фрагменты статей И.-B. Гете, Ф. Шиллера и книги Л.С. Выготского. Особое внимание обратите на мысли последнего автора о трагическом герое.