Части текста, формы пространства-времени, композиция

1) Пави П. Словарь театра / Пер. с фр.

Декупаж (деление на части). <...> Деление на части исходит из нарративной (повествовательной), сценической, игровой структур. <...> Членение представления по драматическим единицам гораздо более удовлетворительно. Оно основывается на пространственно-временных указаниях, которыми усеян текст и которые используются в постановке для распределения повествовательного (нарративного) материала в соответствии со сценическим пространством и временем. <...> Трудно, но очень важно различать членение истории (повествуемая фабула) и членение повествования (повествующий дискурс). Оба деления на части, скорее всего не соответствуют друг другу, ибо автор волен представлять свои материалы в соответствии с желаемым порядком (дискурсом). <...> Деление на части драматического целого довольно близко брехтовскому методу выявления различных gestus’ов пьесы (совокуп-ности действий). Каждый особый gestus соответствует одному сценическому действию, пластически и поведенчески группирует сильные моменты действий <...> Расчлененное повествование есть повествование в развитии и преобразовании различных gestus’ов” (с. 71-72).

Композиция драматическая. <...> Выделение композиции текста пьесы заклю-чает в себе описание точки зрения (или перспективы), которую избирает драматург, чтобы организовать события пьесы и распределить текст между персонажами. Затем следует поиск изменения точки зрения, самой техники изменения намерений и речи персонажей, а также структурных принципов подачи действия: предстает ли оно единым блоком и как органическое возрастание? Или же оно раздроблено на куски и представляет собой монтаж эпических эпизодов? Перебивается ли действие лирическими интермедиями или комментариями? Есть ли внутри акта простои и кульминационные моменты? <...> Поиск композиции включает в себя также проблемы обрамления (рамки) фабулы, закрытия или открытия представления, развития перспективы и фокусировки” (с. 159).