Ачинтйа-бхеда-абхеда-таттва

Вышеперечисленные деления энергий на внутреннюю, внешнюю и пограничную имеют место лишь с нашей точки зрения, с нашей ограниченностью. Для Кришны же все Его энергии равны. Это означает, что по Его воле внешняя энергия может начать действовать как внутренняя, внутренняя – как внешняя или пограничная и т.д. В действительности с энергиями ничего не происходит – на абсолютном плане их конституциональное положение неизменно и духовно. Подобные изменения происходят лишь с нашей ограниченной же точки зрения (заметьте, что даже освобожденное живое существо продолжает оставаться ограниченным).

Приведем несколько примеров. Когда преданный достигает чистой любви к Кришне, его внешнее тело перестает быть материальным. Оно становится духовным – чин-мойа деха. Может казаться, что оно остается подверженным законам материального мира. Но это не так. Тело чистого преданного полностью занято в транцендентном любовном служении Господу и поэтому проявляет все признаки духовной энергии, включая вечность, знание и блаженство. То же самое происходит, когда преданные занимают внешние объекты: машины, компьютеры, продукты питания и т.д. – в служении Кришне. Может быть и наоборот. Например, когда святое имя Кришны, трансцендентное по своей природе, произносят имперсоналисты, то Кришна уходит из него, и такие люди произносят просто пустой материальный звук.

Подобные свойства энергий Кришны описываются как ачантйа-бхеда-абхеда-таттва или «непостижимое одновременное единство и различие Кришны и Его энергий». Кришна является источником всех энергий. Источник энергии не имеет смысла без существования энергий, и энергии не могут существовать без наличия источника энергии – это составляет их абхеду или единство. Вместе с тем, мы можем рассматривать как Кришну, так и Его энергии отдельно, сами по себе.

Например, частички солнечного света не могут существовать отдельно от солнца. Точно также солнце не может существовать без своих лучей. В этом их единство. Вместе с тем и солнце и частички солнечного света обладают своими уникальными свойствами. Солнечные лучики подобны маленьким солнышкам и проявляют некоторые из качеств солнца в ограниченной степени – такие как свет (определенной длины волны) и тепло. Эти частички обладают индивидуальным бытием, и вместе с тем они являются неотъемлимой частью солнца. Солнце вмещает в себя свойства всех своих лучей, причем в несоизмеримо больших количествах. И помимо этого оно обладает дополнительными характеристиками, будучи огромной огненной планетой, поддерживающей жизнь во вселенной.

Другим примером является золото, содержащееся в золотоносной жиле и добытый из нее золотой самородок. Золотоносная жила является источником самородка и таким образом тесно связаны, но вместе с тем они обладают самостоятельным существованием.

Точно также Кришна, будучи источником всех своих энергий, обладает всеми их качествами в безграничной степени. Например, Он обладает всеми качествами «Яшомати-нандновости», «Вайдьянатховости» и т.д. – в бесконечной степени. И вместе с тем Он – вечно юный пастушок, чарующий всех звуками своей флейты и обладающий другими несчисленными уникальными личностными качествами. Кришна наглядно показал это в истории, когда Брахма украл мальчиков и телят. Кришна мгновенно распространил себя в формы этих мальчиков и телят. Да так, что их родные матери ничего не заподозрили. Но все эти «мальчики» и «телята» обладали качествами Верховной Личности Бога.

То есть Кришна, будучи источником всех энергий, обладает качествами этих энергий. Он побдобен драгоценному камню вайдурья, одна из граней которого синяя, другая зеленая, третья красная и т.д. Но Он распространяет Себя в формы своих разнообразных энергий, обладающие уникальным существованием, для того чтобы наслаждаться Своими взаимоотношениями с Ними. Можно привести пример нашего тела. Каждая его клеточка пронизана сознанием души и находится под ее контролем. Вместе с тем эти клеточки также являются живыми существами и ведут самостоятельное существование, хотя и не являются полностью независимыми. Так что мы, живые существа, обладаем сознанием, свободой воли и другими личностыми характеристиками, и вместе с тем мы являемся частичками Верховного существа – Кришны.

Таким образом Кришна одновременно безграничен и ограничен. В Своем безграничном аспекте Он всесведущ и всемогущ. Однако в Своих ограниченных проявлениях, как дживы, Он обладает способностью к вечному познанию новых аспектов Самого Себя. Именно это взаимодейтсвтвие между безграничным и ограниченными проявлениями Абсолюта и порождают феномен удивительных вечно свежих и вечно расширяющихся игр Господа.

Эта философия Господа Чайтаньи называется ачинтйа, непостижимой, потому что ее невозможно понять на материальном уровне – она будет казаться хаотическим клубком противоречивых утверждений. Но мыслить в ее категориях – это совершенно естественно для того, кто обрел хотя бы небольшое понимание того, что Кришна – Верховная Личность Бога, причина всех причин. Эту философию поистине можно назвать кульминацией всей теистической философии, потому что она показывает, Абсолютная Истина, настолько полона и закончена, что с легкостью объединяет и примиряет в себе все, казалось бы, самое непримиримое.

Задание 89. Как называются на санскрите три основные вида энергий Кришны, и почему они так называются?

Задание 90. Каковы основные проявления внутренней, внешней и пограничной энергий Кришны?

Задание 91. Чем отличаются вечные спутники Господа от обыкновенных живых существ?

Задание 92. Обясните на личном примере, как действуют две основные функции майи.

Задание 93. Что практически означает фраза «находиться под влиянием внутренней энергии Господа»?

Задание 94. Каким образом внутренняя энергия «вторгается» в материальный мир и жизнь обусловленных живых существ?

Задание 95. Объясните утверждение, что материальный мир является тенью духовного.

Задание 96. Объясните философию ачинтйа-бхеда-абхеда-таттва на примере солнца и солнечного света.

Задание 97. Попытайтесь ответить на «каверзный» вопрос философов-атеистов: Может ли Бог создать камень, который Сам не сможет поднять? (Обычно они говорят, что если может создать, но не может поднять, то Он не всемогущий, а если не может создать, то Он тоже не всемогущий. Поэтому Бога нет.)

§ 2.3 Творение и время во Вселенной

До «начала» творения

Собственно материальное творение начинается еще до начала материального творения – в вечности.:) Начинается оно с того, что Кришна, изначальная личность, рапространяет себя в свою первую экспансию – Господа Балараму. Господь Баларама почти неотличен от Кришны – разве что цветом Своего трансцендентного тела и необыкновеным “эксцентричным” настроением. Кроме того, Господь Баларама испытывает огромное блаженство, считая Себя слугой Кришны, таким образом подтверждая утверждение екала ишвара кришна – ара сарва бхритйа, т.е. Кришна – единственный господин, а все остальные – Его слуги. Господа Балараму называют Верховной Личностью Бога-слуги.

Затем Господь Баларама распространяет себя в первую экспансию чатур-вьюхи, которая проявляет Свои игры в Матхуре и Двараке. Это Васудева (Кришна как сын Васудевы), Санкаршана (Баларама), Прадйумна и Анируддха. Господь Санкаршана является источником бесчисленных форм Нарайаны на планетах Вайкунтхи. Господь Нарайана распространяет себя во вторую форму чатур-вьюхи – Васудевы, Санкаршаны, Прадйумны и Анируддхи. Санкаршана является источником всех джив, как обусловленных, так и находящихся на планетах Вайкунтхи, Прадйумна – источником их разума, Анируддха – ума, а Васудева – их вечным объектом поклонения.

Сама по себе материальная энергия также сущесвтует вечно. В форме инертной прадханы или Причинного Океана каранодака она подобна небольшому облачку в бескрайнем духовном небе и содержет в себе в непроявленной форме все материальные элементы. Господь Санкаршана, принадлежащий ко второй чатур-вьюхе, распространяет Себя в первую экспансию пуруша-аватары – Маха-Вишну (пуруша-аватары – это аватары, в которых Господь осуществляет Свои игры материального творения). Господь Маха-Вишну ложится на воды Причинного Окена на ложе змея Ананта-шеши (который также является экспансией Господа Санкаршаны) и погружается в мистический сон йога-нидру.

Мистический сон Господа – это проявление Его внутренней энергии йога-майи. Кришна уполномачивает йога-майу осуществлять “расстановку декораций” для Своих игр в духовном мире – настолько, что Она вводит в заблуждение даже Самого Кришну. Под ее влиянием Кришна всерьез испытывает страх, когда Мама Яшода гонится за ним с хворостиной. Точно также под ее влиянием пастушок Шридама с вызовом обращается к Кришне: «Кем Ты вообще Себя возомнил? Ты думаешь, что Ты убил Путану? Но ведь все знают, что она встретила свой конец благодаря силе ведических мантр, которые читали брахманы. Или Ты думаешь, что это Ты расправился с Агхасурой? Но вспомни – кроме Тебя в его пасти были тысячи других пастушков. Поэтому еще неизвестно кто из них заставил его оставить тело. Или Ты хвастаешь, что поднял холм Говардхану? Но на самом деле, холм Говардхана был так доволен поклонением, которое совершили ему обитатели Вриндавана, что просто сам взлетел в воздух и парил там в экстазе. И вообще, не бахвалься, потому что, наверное, уже все знают, что совсем недавно тебя с легкостью смогла победить в состязании даже моя сташая сестренка (Шримти Радхарани)!»

Кришну называют Мадана-моханом, то есть Тем, кто очаровывает самого Купидона. Но Шримати Радхарани называют Мадана-мохана-мохини – Той, кто очаровывает Мадана-мохана. Лакшмиджи, супруга Господа Маха-Вишну является экспансией Шримати Радхарани. Шримати Радхарани или Лакшмиджи является олицетворенной «сутью» всей духовной энергии Господа или йога-майи.

Точно также как йога-майа вводит в трансцендентную иллюзию обитателей духовного мира, ее тень, внешняя энергия маха-майа или просто майа, вводит в иллюзию обусловленные живые существа и обеспечивает призрачное разнообразие материального мира. Говорится, что когда Господь изъявляет желание проявлить Свое материальное творение (заметим, это опять существует в вечности), Он бросает взгляд на материальную природу, приводя таким образом ее в движение. Но Господь никогда не общается с майей непосредственно – Он общается лишь со Своей внутренней энергией, которая является Его возлюбленной вечной супругой. Лишь Она одна является объектом трансцендентного взгляда Господа. По одному взгляду Она понимает желание Своего божественного супруга сотворить этот материальный мир, дав таким образом невезучим живым существам попытаться удовлетворить свои материальные желания, разочароваться и, в конце концов, вернуться назад домой к Богу. И ее стремление удовлетворить это желание отражается в том, что материальная энергия, ее тень, приходит в возбуждение. Это было вступление к драме материального творения, которое имеет место в вечности. Итак...

...Совсем забыл пояснить, причем здесь йога-нидра! Поскольку Господь постоянно поглощен Своими играми с вечными спуниками, добровольно отдавая себя под влияние йога-майи, Он, подобно спящему, лично никак не проявляет Себя в делах материального мира. Это делают за Него Его уполномоченные энергии. Поэтому влияние йога-майи по-другому называют йога-нидрой или трансцендентным сном. В подобном состоянии находятся освобожденные преданные Господа, тела которых полностью одухотворены, занятые в трансцендентном любовном служении Господу, и сознание которых постоянно сосредоточено на лилах Шри Шри Радха-Мадхавы...

Итак...

Сарга – первый этап творения

Время – это вечная форма проявления желания Господа наслаждаться Своими бесконечными играми. Удовлетворяя это желание, на Голоке-Вриндаване время йога-майа развертывает удивительные аштакалийа-лилы Кришны (игры, проходящие в течение восьми различных отрезков дня). И точно также, удовлетворяя это желание Господа, материальная энергия проявляет многочисленные циклы творения, поддержания и уничтожения материального многообразия.

Таким образом взгляд Господа Маха-Вишну на материальную энергию (детали см. выше) проявляется здесь в форме времени. Под влиянием вечного времени инертная прадхана приходит в возбуждение, и в ней проявляются принципы пуруши или желания живых существ наслаждаться независимо от Кришны и пракрити – материальной энергии, как объекта их наслаждения. Эти изначальные мужской и женский материальные принципы проявляются как Шамбху (Шива) и Майа (Шакти) соответственно, и являются тусклыми тенями Кришны, как изначального наслаждающегося, и Его внутренней энергии – изначального объекта наслаждения. Любая творческая деятельность в этом мире является результатом взаимодействия мужского и женского начал. Это взаимодействие является семенем извращенного сознания обусловленных живых существ, называемым махат-таттвой. Результат этого взаимодействия проявляется во множестве материальных форм, «материал» для которых «поставляет» прадхана.

В действительности Шамбху, олицетворяющий все мужские формы в этом мире не является независимым пурушей или наслаждающимся. Настоящим пурушей является Господь, который косвенно наслаждается майей или пракрити через Шамбху, уполномачивая его энергией Своего взгляда. Поэтому Маха-Вишну и Его последующие экспансии называют пуруша-аватарами.

Махат-таттва или совокупное сознание живых существ вначале пребывает в чистой благости, где еще сохраняется осознание живыми существам своего конституционального положения как слуг Кришны, понимания своего положения как вторичного пуруши. Но постепенно под влиянием майи это сознание начинает трансформироваться в ложное эго или аханкару, ложное чувство независимого существования и отождествления себя с материей. Это ложное эго проявляется в виде трех стихий – добродетели, страсти и невежества. Ложное эго в стихии добродетели проявляется в виде материального ума и полубогов (пока на уровне принципов, без конкретных живых существ, исполняющих функции этих полубогов). Ложное эго в стихии страсти проявляется в виде материальных разума и чувств. Ложное эго в стихии невежества проявляется в виде грубых материальных элементов и объектов чувств. Более подробно все эти проявления мы рассмотрим в отдельном параграфе.