Преданный сострадателен, каруна

Нектар Преданности описывает сострадание следующим образом:

«Сострадательным называется человек, который не способен выносить горе другого. Сострадание Кришны к тем, кто находится в беде, проявилось, когда Он освободил всех царей, которые томились в плену у Магадхендры, Умирая, Дед Бхишма молился Кришне и описывал Его как солнце, которое рассеивает тьму. Цари, плененные Магадхендрой, были заключены в темные камеры, но когда там появился Кришна, мрак мгновенно рассеялся, будто взошло лонце. Другими словами, хотя Магадхендра и смог всзять в плен стольких царей, появление Кришны освободило их всех. Кришна сделал это из искреннего сострадания к царям».

Сострадание Кришны проявилось и рядом с Дедом Бхишмой, когда тот лежал на ложе из стрел, пронизывающих его тело. Будучи в таком положении, Бхишма очень хотел увидеть Кришну, и потому Кришна появился перед ним. Увидев ужасное положение Бхишмы, Кришна заговорил со слезами на глазах. Он не просто плакал – Он совершенно забыл Себя в Своем сострадании. Поэтому вместо того, чтобы предлагать поклоны непосредственно Кришне, преданные предлагают поклоны Его олицетворенному состраданию. Действительно, к Кришне очень трудно приблизиться, ибо Он – Верховная Личность Бога. Однако преданные, пользуясь Его сострадательной природой, которую представляет Радхарани, всегда молят Радхарани о сотрадании Кришны…

…Приведенноая выше цитата из Нектара Преданности описывает Радхарани как покровительницу преданного служения и всех тех преданных, которе хотят приблизиться к Господу. Она сострадательна. Радхарани, как всякий искренний преданный, стремится помочь другим сделаться преданными Кришны. Именно потому об этих особенных чертах преданного – милосердии, великодушии, труде на всеобщее благо – упоминают наиболее часто. Этим качествам учили и Господь Чайтанья Махапрабух, и наш духовный учитель Шрила Прабхупада. Для Практического же воплощения действенно сострадательности движения сознания Кришны Шрила Прабхупада дал нам четыре афоризма: 1) проповедь – это сущность, 2) чистота – это сила, 3) книги – это основа, 4) практичность – это принцип.

Проповедь – этосущность сострадания. Но движущая сила проповеди – чистота. Проповедь идет из искренних чистых сердц и умов преданных. Когда преданный принимает прибежище у Кришны, Кришна благословляет его действия. Мы считаем, что с этого времени преданный уполномочен проповедовать.

Чистота – не абстракция. Чистый преданный обязан повторять шестнадцать кругов в день, избегать четырех видов греховной деятельности и посвятить себй духовному учителю и движению сознания Кришны. Чтобы ни делал чистый преданный, люди, заинтересованные в истинной духовной жизни, будут с довереием принимать это. Если же преданный не является чистым, если у него есть какой-либо смешанный мотив чувственного удовлетворения, то сколько бы он не появлялся в газетах, он не способен обращать людей в сознание Кришны.

Говоря «книги – это основа», мы имеем в виду книги Шрилы Прабхупады. Шрила Прабхупада, полностью предавшись своему духовному учителю и Кришне, был уполномочен создать около шестидесяти больших книг – переводов и комментариев на ведические писания. Книги Шрилы Прабхупады – не просто переводы; это – трансцендентные произведения, которыми будут руководствоваться преданные всего мира на протяжении следующих десяти тысяч лет. Согласно ведическому календарю в следующие десять тысячь лет сознание Кришны может распространяться очень эффективно, несмотря на то, что сейчас Кали-юга. Законы, искусство, политика, наука, философия и социология этой эры сознкния Кришны – все это содержится в книгах Шрилы Прабхупады. Там есть все, потому что там есть Кришна. Шрила Прабхупада настоятельно советовал своим преданным вновь и вновь читать его книги, потому что в сознание Кришны можно прийти просто через чтение этих книг. Сканда Пурана утверждает: «Человек, постоянно занятый чтением произведений, призывающих культивировать преданное служение, всегда славен среди людей и, безусловно, он удовлетворяет Господа Кришну. Тот, кто держит такие книги дома и оказывает им почтение, освобождает от всех греховных реакций и заслуживает поклонения полубогов».

И хотя практикующие преданное служение особо ценят книги Шрилы Прабухпады, их значение для тех, кто никогда прежде не слышал о Кришне, не поддается описанию. Обусловленная душа, которая, ничего не зная о своем будущем, идет к краху, подобно бревну, влекомому рекой к водопаду. Но, читая Шримад Бхагаватам, обусловленная душа может спастись от рока рождений и смертей, как выброшенное на берег бревно спасается от водопада, который разнес бы его в щепки.

Дело величайшего сострадания – участвовать в издании и распространении произведений сознания Кришны на разных языках во всем мире. Шрила Прабхупада говорил, что когда-нибудь история подтвердит: эти книги спасли мир. Сегодня их ценят еще недостаточно, и потому недостаточно ценят Кришну. Обычный человек тратит всю свою жизнь – с детства до самой старости – на неразумные действия, совершенно не интересуясь Богом. Но план Кришны таков: все более проявлять Себя в этом мире в ближайшие десять тысяч лет – через книги Шрилы Прабхупады. Когда пять тысяч лет назад мудрецы в Наимишаранье спросили, как приблизиться к Богу обусловленной душе теперь, когда Он покинул планету и началась Кали-юга, Сута Госвами ответил, что Кришна присутствует и сейчас (ШБ 1.3.43):

«Эта Бхагавата Пурана сияет как солнце, которое встало сразу после ухода Гсопода Кришны в Свою обитель; его сопровождали религия, знание и т.д. Люди, которые в густом мраке невежества века Кали утратили способность видеть, получат свет от этой Пураны».

Афоризм «практичность – это принцип» касается использования материальных вещей в служении Кришне. Когда преданный осознает, что он может распространять сознание Кришны в каждой стране, приспосабливаясь ко времени, месту и обстоятельствам – но не изменяя парампаре – он обретает вдохновение и начинает понимать, как распространять сознание Кришны. Кришна в соответствии с его преданностью дает ему разум, чтобы проповедовать. Сфера влияния сознания Кришны не знает границ, и тот проповедник сознания Кришны, который осознает это – величайший из принявших отречение.

Следуя духу этих четырех афоризмов Шрилы Прабхупады, члены движения сознания Кришны могут стать сострадательным ко всем. Сострадание не является исключительным качеством нескольких редких святых. Скорее сегодня святость по милости Господа Чайтаньи доступна всем, кто смиренно внимает и участвует в движении санкиртаны.

Преданный полностью обуздывает шесть дурных качеств, виджита-шад-гуна

Духовная душа, находясь в материальном мире, всегда склонна попадать под влияние майи. Верховная Личность Бога не может попасть под контроль своей собственной майи, однако дживы, занимая пограниченое положение, находятся под влиянием иногда материлальной энергии, а иногда – духовной. Чистые преданные, несмотря на пограничность положения дживы, постоянно пребывают под защитой внутрененей энергии и вследствие этогго не попадают под влияние дурных качеств. В Бхагавад-гите (2.70) утверждается: «Достичь умиротворения может лишь тот, кого не беспокоит непрерывный поток желаний, подобный рекам, впадающим в вечно наполняемый, но всегда спокойный океан. Но тот, кто стремится удовлетворить свои желания, мира не знает».

Шесть дурных качеств – это вожделение (кама), гнев (кродха), жадность (лобха), иллюзия (моха), безумие (мада) и зависть (матсарья). Чистый преданный, полностью погрузившись в служение Кришне, обуздывает все эти качества. Хотя эти шесть дурных качеств материальны, их можно задействовать в служении Кришне. Оно преобразит их. Дурные качества – не что иное, как искаженное отражение качеств духовного мира. Наротамма дас Тхакур пишет: «Вожделение можно преобразовать в любовь к Кришне». В Шримад Бхагаватам (7.1.31) Нарада Муни объясняет Юдхиштхире, как можно служить Господу Кришне, превратив материальные качества в преданное служение:

«Мой дорогой Царь Юдхиштхира, гопи своей страстью, Камса своим страхом, Шишупала и остальные цари ненавистью, Яду своей семейной привязаннсотью к Кришне, Пандавы своим сильным чувством к Кришне, а мы, обычные преданные, нашим преданным служением обрели милость Кришны».

Теперь рассмотрим каждое из шести дурных качеств и то, как чистый преданный контролирует их, выполняя служение Кришне.

1) Вожделение, кама. Половое желание полностью представляет вожделение. Гопи привязались к Кришне как к красивому юноше, однако мы знаем, что эта привязанность полностью противоположна мирской страсти. Есть предостережение не подражать гопи. Тога как нам, стремящимсся выполнять преданное служение, понимать вожделение в служении Кришне? Бхагавад-гита (7.11) утверждает: «Я половая жизнь, не противоречащая религиозным принципам». Когда кама обуздана, она не запрещена и может быть использована в служении Кришне. В начале будут присутствовать материальные желания, но потом, когда половая жизнь становится регламентированной и используется в служении Господу, она трансцендентна. Прабходананда Сарасвати приводит пример змеи с вырванным ядовитым зубом. Даже сам вид ядовитой змеи внушает страх, однако если ядовитый зуб удален, змея нисколько не опасна. Подобным образом необузданные чувства сравнивают с ядовитыми змеями, которые нападают безо всякой причины. Греховность чувственной деятельности становится безвредной, если чувства и тело преданного стали инструментом Кришны…

…В Бхагавад-гите (3.37) Арджуна спрашивает, что вынуждает человеа к греховным поступкам даже вопреки его воле? Кришна отвечает: «Одно лишь вожделение, о Арджуна, которое рождается в соприкосновении с материальной стихией страсти и позднее преобразуется в гнев; оно – греховны всепожирающий враг этого мира».

Изначальная любовь духовной души к Кришне превращается в вожделение после соприкосновения со стихией страсти. Молоко, соприкоснувшись с кислым тамариндом, становится простоквашей – так и према, любовь к Богу, «скисает», превращаясь в каму. Когда у дживыпоявляется ложное желание собственного наслаждения, Кришна позволяет ей сойти в материальный мир и принимать различные материальные тела. Но вожделение никогда не удовлетворит душу дживы. И лишь когда джива переносит свои желания вновь на служение Кришне, она может узнать вечное блаженство. Даже пребывая в материальном мире, по милости духовного учителя и вайшнавов джива устанавливает отношения с Кришной и возрождает свое чистое желание. Как только джива начинает преданное служение под руководством духовного учителя, ее вожделение преобразуется в любовь. Чистое присутствие Кришны уносит всю нечистоту, и потому преданное служение сравнивают с солнцем. Солнце столь могущественно, что когда оно светет на что-либо нечистое, например испражнения, оно стерилизует нечистое место…

…Должное слушание кришна-лилы из истинного источника уничтожает мирское вожделение и рождает духовное желание слушать о Кришне все больше и больше. Слушание об играх Кришны с гопи в танце раса являются настоящим лекарством от страсти. Поклоняясь Божествам в храме, преданный также может непосредственно приблизиться к Радха-Кришне, если будет следовать наставлениям духовного учителя.

2) Гнев, кродха. Вожделение не знает удовлетворения, и потому за ней следует гнев. Гнев идет вослед как его младший брат. Человек, впав в гнев, может убить даже лучшего друга и самого близкого родственника. Гнев, распространяясь, оскверняет все тело. Но и он может быть использован в служении Кришне: следует направить его против врагов Кришны и преданных. Известный пример тому – Хануман, слуга и воин Господа Рамы, сражавшийся против войска Раваны. Господь Чайтанья также проявил трансцендентный гнев, когда услышал, что Джагай и Мадхай напали на Господа Нитьянанду.

Поэтому гнев преданности может принять фйорму сражения. Преданый-кшатрий не может смотреть, как оскорбляют преданного Господа, невинных людей или животных. Так, Махараджа Парикшит пришел в страшный гнев при виде шудры, избивающего корову. Арджуна не испытывал гнева и потому не мог сражаться на поле битвы Курукшетра. Кришна своей проповедью вдохновил Арджуну сражаться в трансцендентном гневе. Преданный, кроме того, Может проявлять гнев на гуру-обманщиков и других ложных лидеров общества. Когда преданный слышит пропаганду против преданного служения, он может писать статьи, направленные против демонов, или активно проповедовать каким-либо иным образом.

Плохо осведомленные индусы иногда думают, что садху никогда не выказывает гнева. Такие люди не имеют представления о трансцендентном гневе. Безусловно, гнев не должен быть необузданным или проявляться в ответ на нанесенное нам оскорбление.

Как-то одна змея после встречи с Нарадой Муни стала очень миролюбивой. Но когда сельские мальчишки узнали об этом, они стали забрасывать ее к амнями. Змея пожаловалась Нараде Муни, что ее отказ от насилия стал провоцировать оскорбления со стороны других, и тот посоветовал змее оставаться миролюбивой, но, поднимаясь, распускать капюшон и тем отпугивать мальчишек. Это пример того, как следует использовать контролируемый гнев.

Гнев следует контролировать, и использовать можно только в служении Господу. Так иногда учитель делает сердитое лицо или недовольный жест в сторону ученика. Он учит добрыми словами, поощрением, но время от времени и наказанием или внешним проявлением гнева. Однако этот гнев контролируе; гнев следует использовать лишь как орудие преданного служения.

Гнев проявляется также на очень продвинутой ступени преданного служения как разновидность экстатической привязанности к Кришне; много примеров тому есть в Нектаре Преданности. Однажыды, когда Кришна со своими друзьями возвратился из лесов Вриндавана, мальчики-пастушки рассказали маме Яшоде, что Кришна один ходил в лес Талаван и там убил Дхенукасуру. Когда мама Яшода узнала, что мальчики попросили Кришну отправиться на столь опасное дело в одиночку, она испытала замешательство и сердито посмотрела на мальчиков. По другому случаю, когда в собрании Раджасуйа демон Шишупала нанес Кришне оскорбление, двоюродный брат Кришны Накула в страшном гневе произнес: «Я как Пандав заявляю, что если кто-нибудь осмелитсяч оскорблять Кришну, я собью с него шлем левой ногой, его пронзят мои стрелы, а они столь же смертоносны, как ямаданда, скипетр Ямараджа!»

3) Жадность, лобха. Жадный стремится накопить для себя как можно больше – намного больше, чем ему необходимо на самом деле. Поглощенный заботами о собственном обогащении, он ссорится с другими и безжалостен по отношению к ним. Из жадности одна нацпия заставляет голодать миллионы людей в других частях света. Жадные присваивают себе во много раз больше топлива и пищи, чем им необходимо, а другим приходится обходиться без насущно необходимого. Потому жадность может обернуться огромным злом. Но поскольку преданный жаждет использовать все для удовлетворения Верховной Личности Бога, его жадность несет благо всем.

Преданный хочет, чтобы весь мир оказался у лотосных стоп Кришны. Он хочет, чтоб не только он сам, но и все падшие души нашли прибежище в наставлениях его духовного учителя. Он хочет, чтобы перед Божествами Кришны собиралось как можно больше людей, и не испытывает удовлетворения до тех пор, пока еще много тех, кто не предался Кришне. Существует поговорка: дайте вайшнаву миллион долларов – он придет просить подаяния на следующий день. И когда вы спросите его: «Господин, почему Вы пришли опять? Ведь только вчера я дал Вам миллион долларов?»

Он ответит: «Да, я Вам очень благодарен. Но я уже использовал эти деньги в служении Кришне. Не дадите ли мне еще денег?»

Чистый преданный может потратить для Кришны любую сумму денег. Кришна бесконечен, и, следовательно, можно печатать неограниченное количество книг, открывать бесконечное число храмов и занять всю мирскую деятельность восславлением Верховной Личности Бога. Медитация на то, каким образом можно использовать все в служении Кришне – разновидность жадности, но такая жадность трансцендентна и благотворна для всего мира. Желание видеть, что вся материальная вселенная спасена от адских страданий, не является материальным.

Для самого преданного служения ничего не бывает достаточно. Двадцать четыер часа в сутки – этого времени недостаточно для служения Кришне. Преданный хочет все больше читать о Кришне, хочет продолжать проповедовать. Он не стремится из жадности забрать себе все преданное служение, он понимает, что преданное служение неограниченно. Ему хочется видеть, как другие берут его себе, и сам он хочет себе все больше и больше служения. Обуреваемый огромным желанием служить Кришне, преданый иногда забывает о еде и сне.

Кульминацией этой трансцендентной жадности в выполнении служния Кришне является лаульям, сильное желание служить Кришне. Шрила Прабхупада пишет в Нектаре Преданности, что преданный так сильно стремится служить Кришне, что порой даже плачет об этом. В том, кто поглощен сильным стремлением служить, не может возникнуть материальная алчность.

4) Иллюзия, моха. Главнейшая иллюзия обусловленной души в том, что она считает свое тело собственным «я», а материальный мир – своим домом. Эта иллюзия может погубить ее; так в пустыне умирает от жажды зверь, гоняясь за призрачной водой. Тот, кто не знает Кришны, кто считает себя абсолютом, находится в плену полной иллюзии, и оттого его человеческая жизнь обречена. Тот же, кто с верой слушает о Кришне, понимая, что Кришна – Всевышний, и что все живые существа являются Его мельчайшими частицами, – разве иллюзия обманет его? Преданный, у которого есть истинный духовный наставник, должен знать истину и не иметь заблуждений. Арджуна, просвещенный Кришной, провозглашает в Бхагавад-гите: «Теперь моя иллюзия расвеялась».

Но существует еще трансцендентная иллюзия, известная как йога-майя. Освобожденный преданный, находясь в йога-майе, может дуать, что стал отцом или матерью Кришны. Кришне не нужны защитники, и все же Он принимает защиту и наказания матери Яшоды. Когда маленький Кришна упал в реку Ямуну, Его отец Васудщева пребывал в иллюзии величайшего беспокойства о Кришне. В действительности Кришна не мог утонуть в реке, однако, выражая свою любовь к Кришне, Васудева сходил с ума от тревоги. Кришна упал в воду намеренно, чтобы усилить отцовские чувства Своего преданного. Кришна испытывает такое влечение к Своим чистым преданным – гопи, что никогда не забывает о них и не бросает их, однако в любовном обмене чувствами Он позволяет им действовать как брошенным возлюбленныс с тем лишь, чтобы возросло возвышенное чувство разлуки с Ним. Такой обмен йога-майей не является на самом деле обманом, но относится к сокровенным развлечениям Всевышнего Господа со Своими вечными спутниками. Они суть высшая реальность, Но не проявлены для обычных преданных.

5) Безумие, мада. Человек, размышляя над объектами чувств, развивает желание, затем приходит в гнев; это ведет к иллюзии и беспокойству ума. В крайних случаях безумия человек не способен даже выполнять телесные функции и уподобляется овощу или дикому зверю. Но все обусловленные души, даже те, которые считаются в здравом уме, так или иначе безумны. В Шримад Бхагаватам (5.5.4) сказано:

«Если человек считает чувственное удовлетворение целью своей жизни, он непременно сходит с ума по материальной зжизни и занимается всеми видами греховной деятельности. Он не знает, что получил это тело из-за своих прошлых проступков, которое, хотя и временное, является причиной его страданий. В действительности живое существо не должно иметь материального тела, однако получает его для чувственного наслаждения. И потому я считаю, что разумному человеку не прстало продолжать заниматься чувственным удовлетворением, которое дает ему одно тело за другим».

Приведенный выше стих, произнесенный Господом Ришабхадевой, утверждает, что безумие вызывается чувственным удовлетворением. Люди, не контролируя свои чувства, хотят убивать коров и детей во чреве. Убийства совершаются и во время войны в безумии национализма. Из-за безумных действий во имя чувственного удовлетворения люди вынуждены переселяться из одного тела в другое. Если человек принимает свое тело за собственное «я», это безумие, поскольку во время смерти все, ради чего он жил, исчезает.

6) Зависть, матсарья. Согластно Чанакье Пандиту, нет никого хуже завистливого человека. Змея считается очень завистливой, потому что нападает на других животных безо всякой причины. Однако змею может зачаровать заклинатель змей – но никто не может обуздать завистливого человека. Завистливый несчастлив, видя счастье других, и испытывает счастье при виде насчастий других людей. Однако с того времени, как он начинает преданное служение, он утрачивает ядовитость ума, становится смиренным и стремится служить Кришне.

Иногда в отношеиях преданных между собой бывает дух соперничества, но по большому счету они взаимно благожелательны и не приносят Кришне беспокойства. Потому Шрила Прабхупада говори, что в духовном мире не существет зависти. Шишупала, придя к Кришне, испытывал зависть к Нему, но общение с Кришной очистило его. И все же нам не рекомендуют пытаться освободиться через зависть к Кришне. Шрила Прабхупада поясняет, что освобождение, которое получают демоны – не наивысшее (ШБ 7.1.31, комм.):

«Камса и другие враги Кришны погрузились в Брахман – но зачем это друзьям и преданным Кришны? Преданные Кришны обретают общество Господа как Его постоянные спутники – либо во Вриндаване, либо на планетах Вайкунтхи».

Хотя мы уже рассказали, как преданный может обуздать шесть дурных качеств, занимая их в служении Кришне, остается еще один вопрос: «Что делать преданному, если он чувствует тягу к дурному качеству в его материальной форме?» Когда это случается, мы должны использовать самоконтроль. Когда Бхригу намеренно не оказал Брахме почестей, желая проверить, Разгневается ли тот, Господь Брахма разгневался, но с помощью разума практически мгновенно поборол гнев. Кроме того, Кришна советует тму, кто практикует йогу, постоянно возвращать блуждающий ум под контроль высшего эго. Способность контролировать дурные качества присцща госвами, или «контролирующему чувства». Преданный должен обрести силу, чтобы уверенно сказхать «Нет!» материальным желаниям.

Противоположность госвами – годаса, слуга своих чувств. Годаса послушно выполняет все приказания языка и половых органов. Но годаса не может быть преданным. Когда Хираньякашипу попросил своего сына Прахлада расскзаать, как стать сознающим Кришну, Прахлад ответил, что это невозможно. Хираньякашипу не мог стать преданным из-за необузданных чувств.

Контролировать чувства возможно не строгим их ограничением или механическим подавлением, но трансцендентным знанием (гьяной) и трансцендентным вкусом (вигьяной).