Комментарий

Карми сменяют род своих занятий когда угодно, однако человек в сознании Кришны все время занимается одним и тем же, ибо его единственное дело – привлечь внимание Кришны воспеванием Харе Кришна мантры и очень простой жизнью, не следуя причудам изменчивой моды. В нашем движении сознании Кришны модников учат одной моде – носить одежды вайшнва, брить голову и ставить тилаку. Их учит блюсти чистоту ума, одежды и еды, чтобы укрепиться в сознании Кришны. Каков прок от того, что вы сменяете одежду, носите длинные волосы и бороду и меняете наряды? В этом нет ничего хорошего. Не следует терять времени на такие фривольные занятия. Нужно быть всегда сосредоточенным на сознании Кришны и с твердой решимостью принимать лекарство преданного служения».

Колеблющегося преданного-новичка, который при благоприятных обстоятельствах способен практиковать преданность, сбивают с пути сильные соблазны. Веды рассказывают о том, как прекрасные женщины отвлекали от медитации мудрецов. Начинающий преданный тоже может псть жертвой влечения к противоположному полу. Разочарования также могут сбить с толку слабого преданного. Часто случается так, что непреданные мешают преданным, прерывают их проповедь. Но если преданный тверд, он не перестанет повторять Харе Кришна, даже если это будет стоить ему жизни. Кроме того. Иногда преданные ссорятся друг с другом, и это еще одна из причин того, что слабые преданные отклоняются от следования наставлениям духовного учителя.

Твердая вера в духовного учителя превыше всего. Вишванатха Чакраварти наставляет нас в Гурв-аштакам: удовлетворять гуру означает удовлетворять Кришну, тогда как вызвать неудовольствпие гуру значит потерять положение в духовной жизни. Тот, кто не удовлетворяет своего гуру сбивается с намеченного курса и бесцельно блуждает, как корабль без руля. Без твердой веры в духовного учителя нельзя быть стхирой. Прахлада Махарадж говорил о своем долге перед духовным учителем: «Я уже падал в обыйденную мирскую жизнь, но мой духовный учитель Нарада спас меня. Разве я смогу когда-нибудь его покинуть?»

Преданный тверд в философии Абсолютной Истины не только разумом, но и благодаря любви. И подобно тому, как преданный сосредоточен на Кришне и ни на ком ином, так Кришна сосредоточен на Своем преданном (ШБ 9.4.68): «Чистый преданный всегда в моем сердце, и Я всегда в его сердце. Мои предан ные не знают ничего, кроме Меня, и Я не знаю никого, кроме них». Кришна столь постоянен в отношениях со Своими преданными, что никогда не покидает Вриндавана. Он вечно развлекается там со Своими вечными спутниками.

Как преданный может утвердиться в таком положении? Кечит кевалая бхактйа: практикуя преданное служение. Мы должны тщательно продолжать воспевание, слушание и исполнять наставления духовного учителя – таковы обязанности в нашей жизни. Своим чередом как результат постоянной практики прйдет твердость. Если преданный продолжает слушание, к нему как результат постепенной реализации придет любая недостющая убежденность. Когда начинающий преданный повторяет Харе Кришна, он не ощущает всего счастья воспевания святых имен. Но если он продлжает воспевание, изначальная сладость святого имени непременно проявится. Продвинутый воспевающий сосредоточен на повторении святого имени так же, как пчела сосредоточена на меде цветка: ничто не может отвлечь его. Заранее определенная практика принесет желаемые результаты; должная садхана принесет сосредоточение. Сказанное относится не только к стхира, но и к правлдивости, милосердию. Чистоте, преданности, безразличию к материальным достояниям и т.д. Как говорится в Шримад Бхагаватам, «Все, что есть нечистого в сердце сводится практически к нулю, и пробуждается любовь к Кришне».

Преданный серьезен, гамбхира

В Нектаре Преданности сказано:

«Серьезным называют человека, который не открывает свой ум каждому, или тот, чьи размышления и план действий очень трудно постичь. Брахма молил Кришну о прощении после того, как нанес Ему оскорблениее. Но он не мог понять, удовлетворен Кришна или нет. Другими словами, Кришна был столь серьезен, что не принял молитв Брахмы слишком всерьез. В другой раз серьезность Кришны проявилась в Его любовных отношениях с Радхарани. Кришна всегда молчал о Своих любовных делах, так что даже Баладева, старший брат Кришны и Его постоянный спутник, не мог понять изменения настроения Кришны из-за его серьезности».

Эмоции преданного, его сосредоточенность не исчезают, стоит закружиться голове или испортиться настроению у его соседа. Он совершенно не обязан отвлекаться от медитации на Кришну ради пустой болтовни потому лишь, что его соседу захотелось поболтать. Хотя преданный и не является необщительным, он в первую очередь должен всегда помнить о Кришне – это самое важное. Таково главное правило: всегда помнить о Кришне и никогда не забывать о Нем. Преданный считает, что если он вообще в состоянии помочь человеку, он может сделать это, только когда сам сосредоточится на Кришне.

В Шримад Бхагаватам (3.22.21), в разговоре между Кардамой Муни и Сваямбхувой Ману, мы находим пример серьезности вайшнвава. Сваямбхува Ману, император, пришел в дом Кардамы просить того жениться на его дочери. Мудрец согласился при условии, что, зачав с ней ребенка, он примет санньясу, ибо такова воля Господа Вишну. Сказав это, Кардама замолчал и, погрузившись в размышления о Господе Вишну, стал улыбаться.

«Ясно, что Кардама Муни был полностью погружен в сознание Кришны, Поскольку он, замолчав, сразу же стал думать о Вишну. Таково сознание Кришны. Чистые преданные так поглощены мыслями о Кришне, что не знают иного занятия; и даже если кажется, что они думают или поступают как-то иначе, они всегда думают о Кришне. Улыбка сознающего Кришну человека столь привлекательна, что она одна завоевывает ему множество почитателей, учеников и последователей».

Однажды Шрилу Прабхупаду, прибывшего в один австралийский аэропорт, спросила журналистка: «Когда Вы сходили с самолета, Вы выглядели очень серьезным. Почему?» Шрила Прабхупада ответил, что постоянно думает о Кришне, Верховной Личности Бога, а поскольку Кришна велик, мы «естесвтенно становимся серьезными». Затем репортер спросила Прабхупаду, улыбается ли он когда-нибудь. В ответ Прабхупада улыбнулся, уверив нас тем самым не только в том, что умеет улыбаться, но и в том, что продолжает думать о Кришне.

Стих 3.16.14 Шримад Бхагаватам говорит о серьезности Кришны, описывая замешательство Кумаров, когда они услышали мудрые слова Господа Вишну на Вайкунтхе:

«Совершенные речи Господа были сложны для понимания из-за их внезапности и глубокого смысла. Мудрецы отверзли для этих речей уши и стали обдумывать их. Однако, слушая, они не могли понять, что Он намеревается делать.