Что такое культура?

В соответствии со словарным определением, культура ? это:

1) просвещенность и утонченный вкус, приобретенные благодаря интеллектуальному и эстетическому воспитанию;

2) конкретная стадия развития цивилизации; характерные особенности такой стадии или состояния.

Второе определение – это, по сути, то же, что и первое, но только в масштабах не индивидума, а всего общества. Заметим, что в словарном определении культуры говорится лишь об интеллектуальном (разум) и эстетическом (ум) воспитании. Это, по крайней мере, не вводит в заблуждение, потому что, когда современные люди говорят о духовности, они имеют в виду именно интеллектуальное и эстетическое развитие человека. Но для преданного такое представление о культуре является неполным, ибо, помимо ума и разума, более того, над ними, стоит душа. Преданный знает, что такое душа, поэтому для него духовное развитие является центральным элементом культуры, которое, проявляясь через интеллектуальное и эстетическое воспитание, дает подлинную просвещенность и утонченный вкус. Когда Шрилу Прабхупаду спрашивали, как распознать вайшнава, он отвечал: «Вайшнавы – это настоящие леди и джентельмены».

Из определения культуры видно, что это слово передает уровень чистоты человека. Человек, находящийся под влиянием стихии невежества, – это тот, кого мы называем некультурным или нецивилизованным. Современная массовая культура с ее культом насилия и секса, всевозможные проявления молодежной контркультуры (хиппи, панки, рокеры и т.п.), различные направления тантрических практик – все это примеры «культуры» в стихии невежества. О просвещенности и утонченном вкусе здесь говорить не приходится.

Культура т.н. интеллигенции, аристократии и элиты – как современной, так и дней былых, – это культура в стихии страсти. Классическая музыка, опера, балет, литература, изобразительное искусство, философия и т.д. – как правило, это именно то, что большинство людей ассоциируют с понятием культуры.

Культура в стихии добродетели практически неизвестна современному западному человеку. Невежественные люди с ней вообще никак не соприкасаются или относятся к ней агрессивно, а интеллигенцию она пугает. Она должна быть пронизана чувством долга, духом смирения, знания и служения Богу. В России ее подобие можно найти, вероятно, лишь в удаленных монастырях и в жизни старцев. В Индии сохранилось еще довольно много последователей брахманической культуры – как отреченых, так и домохозяев.

Подлинно духовная культура лежит выше уровня стихии добродетели. Это истинная функция души – вечной, исполненной знания и блаженства. И из всех проявлений санатана-дхармы, или вайшнава-дхармы, самой изысканной является та, что принес Господь Чайтанья Махапрабху. Это не предвзятое мнение. Господь Чайтанья пришел, чтобы даровать према-бхакти в настроении обитателей Вриндавана всем, включая тех, кто поклоняется Ему в других Его формах. И Он сделал это. Удивительной особенностью этой культуры является то, что она привлекает всех. О Шести Госвами Вриндавана говорится, что они были дороги всем – и благородным, и негодяям. Это один из тех внешних признаков, который отличает ее от культуры в стихии добродетели. Ее можно ощутить, читая Чайтанья-чаритамриту и Чайтанья Бхагавату (см. главу о шести принципах, благоприятных для преданного служения), а также общаясь с возвышенными вайшнавами, к числу которых относятся нынешние гуру ИСККОН. Эта культура является идеалом для преданных ИСККОН, и мы должны стремиться к этому стандарту.

ИСККОН и индуизм.

Если заглянуть в словарь, то мы обнаружим, что под индуизмом понимают многообразие верований и культурных традиций, преобладающих на территории Индии. Там же мы находим, что это слово «хинду» принадлежит к персидскому языку и обозначает реку Инд (Синдху). Шрила Прабхупада писал, что слова «хинду» нет в санскрите, и его ввели мусульманские завоеватели, которые так называли реку Синдху. На санскрите эта культура изначально называлась «варнашрама» или деление общества на четыре социальных и духовных сословия, но которая в последние тысячелетия деградировала в нынешнюю кастовую систему.

Индуизм – это действительно настоящая «окрошка» разнообразных верований современной Индии, которые включают в себя такие общие моменты как: концепция перевоплощения души, система варн и ашрамов и некоторые другие. Современный индуизм приходится пасынком древней Ведической традиции, деградировавшей под влиянием века Кали, а также мусульманской и европейской цивилизаций. Суть всех Вед – поклонение Кришне или Вишну, Верховной Личности Бога – это тот стержень, который утерян в большинстве современных индуистских верований. В результате этого они являются пантеистическими или имперсональными.

Определимся теперь с «географическим положением» ИСККОН в обширном океане религий, и в частности его отношением к индуизму. Изначальной религией или функцией живого существа является санатана-дхарма или вайшнвава-дхарма, то есть чистое, беспримесное служение Господу, или бхакти. В своем чистом виде она существует в духовном мире. В материальном мире, в соответствии с желаниями обусловленных живых существ, она оскверняется примесями кармы и гьяны. Все подлинные религиозные традиции направляют эти тенденции к карме и гьяне таким образом, чтобы постепенно очистить человека и возвысить его до уровня чистой бхакти. В то время как различные авторитетные религиозные системы даны Самим Господом в соответствии со временем, местом и обстоятельствами, наиболее научной, универсальной и действенной является культура варнашрама-дхармы. Современный индуизм – это варнашрама-дхарма, из которой ушла (или в которой размыта) сама сущность, а именно понимание того, что все предписанные обязанности имеют своей целью удовлетворение Господа. Современный ИСККОН – это варнашрама-дхарма, в которой все ее правила и предписания в соответствии с местом, временем и обстоятельствами поставлены на служение этому главному принципу.

Теперь о положении ИСККОН в философском плане. Среди шести школ Ведической философской мысли наивысшей, и передающей суть Вед является философия Веданты. Имперсональная Веданта Шанкары в лучшем случае лишь частично передает ведическую сиддханту. Помимо нее существует пять школ Веданты, не противоречащих друг другу, а, скорее, подчеркивающих различные аспекты сиддханты. Из них философия Господа Чайтаньи ачинтья-бхеда-абхеда-таттва является гармоничным синтезом остальных четырех философий. Обращаясь к Нимбарка-ачарье в «Навадвипа-дхама-махатмье», Сам Господь Чайтанья говорит:

«Немного погодя, когда Я начну движение санкиртаны, Я буду проповедовать Сам, пользуясь сутью ваших четырех философий. Я возьму два элемента от Мадхвы (Ачарья Брахма-сампрадайи): сокрушение философии Маявади и поклонение Божествам как вечной духовной форме Кришны. Я приму два элемента учения Рамануджи (Шри-сампрадая): концепция бхакти, лишенной скверны кармы и гьяны, а также служение преданным. Я приму два элемента из учения Вишну Свами (Рудра-сампрадая): чувство исключительной зависимости от Кришны и путь рага-бхакти. А от тебя (Нимбарка-ачарья – Кумара-сампрадая) я получу два великих принципа: необходимость принятия прибежища у Радхи и превознесение любви, которую питают к Кришне гопи».

ИСККОН ? преемник философии Господа Чайтаньи. Он не является единственным ее преемником, наряду с Гаудия-матхами и множеством других Его преданных, разбросанных по всей Индии и не объединенных в какие-то организационные формы. Его отличительной чертой является, во-первых, адаптированность к существованию в окружении западной культуры (которая исключительно неблагоприятна санатана-дхарме), а во-вторых, тот же значительный акцент на проповеди, который мы видим на примере жизней Самого Господа Чайтаньи и Его последователей – Шести Госвами, Нароттамы, Шринивасы и других.

Заключение.

В заключение хочу предложить Вашему вниманию коментарий Е.С. Сатсварупы Махараджа к одному из стихов Нити-шастры Чанакьи Пандита, который дает очень хорошо почувствовать, что такое культура в понимании преданного.

«Даже рожденные в аристократических семьях и наделенные молодостью и красотой не выглядят привлекательно, если они лишены знания, подобно тому, как прекрасные цветы дерева кимшука не привлекают, ибо лишены аромата».

– Чанакья Пандит

Комментарий.

Нити-шастры часто говорят о важности образования. Поэтому мы можем спросить: «Что следует понимать под ?образованием?? Шрила Прабхупада объяснял разницу между культурой и образованием Доктору Пателю и преданным, сопровождавшим его во время утренней прогулки в Бомбее.

Прабхупада: Как, например, Чанакья Пандит говорит: «Матриват парадарешу». Это и есть культура ? видеть каждую женщину как мать... Современное понимание образования – чушь, выучить «АБВГ». Это не образование. Без культуры какой смысл в образовании?

Др. Патель: Таким образом, основой для всего этого является культура.

Прабхупада: Да. Образование требуется, чтобы помочь культуре. А не то, что вы получаете степени в университете и остаетесь собакой. Это не образование. Образование – это, как говорит Чанакья Пандит, матриват пара-дарешу... Вот описание пандита: прежде всего, научиться видеть других женщин как своих матерей. Здесь начинается культура. А они с самого начала школьной и институтской жизни учатся привлекать девушек. Это образование.

Воистину образованный человек подает пример своим поведением. Его знание не просто теоретическое. Даже познания в Ведической литературе могут не сделать человека культурным, если он в действительности не следует правилам брахманической культуры, которая начинается с контроля чувств, чистоты, аскетизма, религиозности и т.д.

Хорошие качества должны сопровождаться трансцендентным знанием, воплощенным в жизнь. Господь Кришна подавал этому пример в Своих играх. «Шри означает красота. Он так прекрасен. Поэтому Его зовут Кришна. Поскольку Он так красив, Он привлекает каждого. Никто не может быть прекраснее Кришны. Аишварьясйа яшасах шриях, и гьяна. Он не только прекрасен... например, цветок может выглядеть очень красивым, но если он не обладает приятным запахом или ароматом, он бесполезен. Потому Кришна не только красив, но Он еще и самый мудрый. Он поведал Бхагавад-гиту. Поведал пять тысяч лет назад. Он поведал, и до сих пор крупнейшие ученые, религиозные деятели и философы изучают ее. Это называется гьяна.»

Прабхупада осознавал, что его западные преданные не имеют никакого культурного воспитания. Он вдохновлял своих главных менеджеров GBC ездить в Индию, чтобы научиться культуре. Я помню, как мы обсуждали это в то время с одним из моих духовных братьев. Мы оба очень высоко ценили, что существует вещь, называемая «культурой». То, что представляется как культура на Западе, относится скорее к искусству и музыке, нежели чем к моральным стандартам и этикету. Мы осознавали, что до сих пор еще не усвоили это. Несмотря на все свои тяжкие усилия, свое распространение книг и управление храмами, мы так и не научились в полной мере тому, что Прабхупада (и Чанакья) описывал как культуру.

Иногда преданные думают: «Есть ли вообще какой-либо смысл отправляться в Индию, чтобы научиться культуре?». Они говорят, что сейчас Индия духовно мертва, и что Ведической культуры больше нет. Прабхупада отвечал на это, сравнивая Индию со слоном. Даже если слон мертв, его бивни и шкура все равно что-то стоят. В отношении культуры духовно мертвая Индия все равно лучше, чем Запад. Конечно, мы не станем культурными, приехав в Индию и общаясь с такси-валлами. Индию одолевают гуны природы и влияние Кали-юги. Однако культуру все-таки можно найти во Вриндаване, в том, как люди себя ведут, и практически в каждой индийской семье, где ценят благочестие.

Мы также можем научиться культуре, читая и усваивая то, чему учил нас Шрила Прабхупада. Шримад-Бхагаватам и другие Ведические произведения полны культуры. Читая, мы сможем узнать о кшатрийском кодексе и брахманическом терпении, и мы можем научиться практиковать Ведический этикет. Иногда может оказаться, что мы практикуем лишь внешние слои ведической культуры, но настоящая Ведическая культура – это сознание Кришны и процесс, благодаря которому сердце смягчается, улучшается и возвышается до уровня достойного человека. Это не внешняя вещь.

Прабхупада определял культуру как матриват пара-дарешу – видеть каждую женщину, кроме своей жены, как мать. Культурный человек также обладает и другими качествами. Например, культурный человек отвергает насилие. Прабхупада ценил, когда его ученики, увидев на столе муравьев, не убивали их, а осторожно смахивали. Прабхупада говорил: «Раньше вы бы убили их. Теперь вы очистились».

Другое качество ? чистота во всех аспектах жизни. Этому необходимо научиться или в детстве, или впоследствии, когда мы присоединяемся к движению сознания Кришны. Поклонение Божествам – это тоже культура. Поклонение Божествам совершенно непостижимо для непреданного. Он видит это как идолопоклонничество, но это практика, которая культивирует духовность. Она также культивирует такие качества, как чистота тела и ума, пунктуальность и бескорыстие. Почитание вайшнавов – это тоже форма культуры. Почитание гуру на Западе не известно, но оно имеет огромное значение в жизни вайшнава.

Если обратиться к уровню преданных ИСККОН, мы осознаем, что теперь мы принимаем многие из этих элементов культуры как само собой разумеющееся. По милости Прабхупады мы усвоили многие из этих компонентов. Быть культурным означает оставить чувственные наслаждения во имя подношения всего Кришне.

Другой способ научиться культуре – это изучать, как Шрила Прабхупада общался с нами. Все, что делал Шрила Прабхупада, было культурным, даже то, как он пил воду. Прабхупада был таким аристократом и джентльменом. Он почтительно относился к пожилым людям, даже если они были непреданными. Он почтительно относился к родителям преданных. Он оказывал почтение людям, занимающим высокое положение. Он не принимал ничего для себя, а жил как нищий странник. Он не пользовался тем, что был гуру богатых учеников. Он был культурным странствующим санньяси, живущим под заботой своих учеников. В ответ он давал им сознание Кришны.

Окончательной культурой является трансцендентное знание и способность всегда оставаться погруженным в сознание Кришны. Прабхупада вдохновлял своих учеников помочь людям обрести эту культуру при помощи «культурного оружия» в качестве средства завоевания. Под этим он понимал искусство и литературу, и различные прекрасные способы представлять сознание Кришны. Он даже хотел взять то, что считается культурой на Западе, и использовать это в служении Кришне.

Развитие вайшнавских взаимоотношений – это часть культуры. Мы видим примеры преданных, по внешней видимости преступающих правила культуры, в таких книгах, как Чаитанья-чаритамрита. Эти преданные находятся на уровне спонтанной преданности. Когда преданные Господа Чаитаньи пришли в Джаганнатха Пури, Махараджа Пратапарудра наблюдал за ними с крыши своего дворца. Он заметил, что они не побрили головы и не пошли сначала в храм, и не постились, а направились прямо к Господу Чаитанье и приняли прасадам из Его рук. Поскольку казалось, что преданные нарушают этикет посещения святого места, Гопинатха Ачарья объясил царю, что преданные находились на спонтанной платформе. Кто будет думать о правилах, когда сам Господь раздает прасадам прямо Собственными руками?

Однако это не означает, что эти преданные не практиковали культуру. Они соблюдали должный этикет по отношению к женщинам и к друг другу в соответствии с уровнем старших, равных или младших. Они все были пакка-преданными, несмотря на то, что могли отвергнуть правила и предписания и действовать из спонтанной любви к Господу Чаитанье.

Джагадананда Пандит был примером этого. Он принял обет оставаться кшетра-санньяси и всегда жить в одном месте. Когда Господь Чаитанья покинул Пури, Джагадананда нарушил свой обет и последовал за Господом. Господь Чаитанья выразил свое разочарование, что «ради чувственных наслаждений, чтобы жить вместе со Мной», Джагадананда нарушил свой обет. Джагадананда ответил: «К чертям все мои обеты».

Никто не может сказать, что эти преданные не вели себя культурно, но существует более высокий уровень, основанный на том факте, что вся культура предназначена для того, чтобы вести нас к любви к Богу. Однажды утром Сарвабхаума Бхаттачарья сидел в своей кровати, и в это время пришел Господь Чаитанья и принес ему прасадам. Он еще не вымыл рук и не произнес утренних мантр. Господь Чаитанья остался очень доволен, увидев, как тот нарушил все правила и почтил прасадам. Это не означает, что Сарвабхаума всегда завтракал в кровати, но когда Господь стучится в дверь, кто будет говорить: «Извините, я еще не помыл руки. Не могли бы Вы прийти попозже?»

Что же говорить о нас, простых преданных? Вместе со своей простотой мы можем научиться любить Кришну. Мы можем не знать многих шлок и можем быть не так хорошо сведущими в писаниях, но мы все равно можем познать Кришну. Господь Чаитаноя иногда играл, как будто он не был никаким великим ученым. Когда к Нему обратился гордый Валлабха Ачарья и попросил Его выслушать список имен Кришны, Господь Чаитанья ответил: «Я не принимаю множество различных значений святого имени Кришны. Я знаю лишь, что Господь Кришна Шьямасундара и Яшоданандана. Это все, что Я знаю. Единственное значение святого имени Кришны состоит в том, что Он обладает темно-синим цветом тела, подобно дереву тамала, и что Он сын Матери Яшоды. Поэтому я знаю эти два имени: Шьямасундара и Яшоданандана. Я не понимаю никаких других имен, и у Меня даже нет способностей понять их». Имена Господа Чаитаньи полны расы, и Он указывал на то, что все, что нужно знать – несколько сладостных имен Кришны, которые мы познали с преданностью. Он также указал на то, что Валлабха Ачарья гордился своим знанием.

Настоящее знание означает служить и любить Кришну. Если простой преданный действительно уловил это, тогда он очень дорог Кришне. Прабхупада рекомендовал своим ученикам читать его книги, поскольку в этот век люди склонны к спорам и атеизму. Мы должны обладать достаточным знанием, чтобы опровергнуть их. Но также он говорил, что если мы не можем понять его книги, если мы не достаточно образованы, чтобы понять философию, то мы можем просто повторять Харе Кришна.

Преданный может быть простым, но он должен повторять Харе Кришна. Иначе он не практикует сознание Кришны. Даже если мы взглянем на мир и найдем благочестивый народ, мы увидим, что это благочестие с легкостью падает под натиском Кали. Без благочестия люди, живущие в этих странах, становятся просто глупцами. В невеждах нет ничего привлекательного. Более того, невежество опасно. Для того, чтобы простота или бесхитростность имели смысл, их необходимо связать с сознанием Бога, и это как раз то, что означает воцарить в мире Ведическую культуру.

Задание 6. Что такое «культура» и как ее понимают различные классы людей?

Задание 7. Каково место ИСККОН в Ведической культуре?

Задание 8. Что такое индуизм, и каково его место по отношению к ИСККОН?

Задание 9. Докажите, что ИСККОН правильным образом представляет Ведическую культуру.

Задание 10. Опишите, как, в Вашем понимании, должна на практике проявляться культура в жизни преданного.