Обязанности в семье.

В прежние времена, когда общество строилось в соответствии с ведической культурой, дети с ранних дней обучались выполнению своих будущих обязанностей. И к свадьбе они были уже в совершенстве готовы взяться за них.

Мальчики ходили в гурукулу, где они изучали писания, учились честности, самообладанию и другим качествам, полезным для общества. Девочки же в основном воспитывались дома родителями и старшими членами семьи, прививавшими им такие женские достоинства, как целомудрие, доверие, любовь и преданность. Они обучались обязанностям будущей хозяйки. Получив подобное образование, мужчины и женщины образовывали крепкие и гармоничные семейные пары, обеспечивающие мир в обществе. И они, уже в свою очередь, передавали свой опыт последующим поколениям. В этом заключался их долг как старших.

В Шримад Бхагаватам говорится, что человек не имеет права становиться мужем, отцом или матерью, если он не в состоянии привести своих подопечных назад домой к Богу. В этом первая обязанность мужа – быть гуру для своей семьи. Быть гуру в первую очередь означает быть ачарьей: он должен сам подавать пример безраздельной преданности и служению своему духовному учителю, строгому следованию садхане и выполнению всех своих остальных обязанностей. Его долг наставлять в том же и членов своей семьи, но, поскольку в семье отношения, естественно, будут немного фамильярными, ему следует ожидать, что слушаться его будут далеко не всегда. Устные наставления могут срабатывать, а могут и нет, но личный пример, пусть даже это и занимает больше времени, срабатывает всегда. Поэтому мужу следует как можно больше общаться с духовными учителями и учиться у них безграничному терпению, мудрости и заботе, которую они проявляют по отношению к своим ученикам. Другая естественная обязанность мужа – это обеспечивать семью всем необходимым для жизни: кровом, едой, одеждой и т.д. Уровень потребностей будет различаться в зависимости от места, времени и привычек супругов.

В Шримад Бхагаватам род занятий и качества женщин описываются следующим образом: служить мужу, всегда вставать на сторону мужа, подобным образом хорошо отнситься к его родственникам и друзьям, а также следовать обетам своего мужа – таковы четыре принципа, которым должна следовать женщина, описываемая как целомудренная. Таким образом, целомудрие является основной обязанностью жены. При этом женщине важно помнить, что нашей главной обязанностью является сознание Кришны, потому что в момент смерти никакой муж не поможет.

Обусловленность мужским телом дает живому существу способность более трезво и аналитически мыслить. Поэтому мужчине проще контролировать ум и чувства. С другой стороны, если он уж оказывается под контролем эмоций, то совладать с ними становится трудно: разум и ум работают как бы попеременно. Женское тело, наоборот, подразумевает более сильные материальные привязанности и более беспокойный ум. Но у женщины и разум, и эмоции работают одновременно, поэтому в своем поведении женщина, как правило, в состоянии соблюдать умеренность и редко выходит за границы дозволенного. Поэтому муж своим поведением должен помогать жене видеть окончательную цель – сознание Кришны, а жена своим поведением должна поддерживать дхарму в семье в трудные для мужа времена, когда он становится жертвой своих слабостей.

В традиционной ведической семье жена является хранительницей домашнего очага и помощницей мужа в его делах. Насколько возможно, следует постараться организовать жизнь именно таким образом, не взваливая на женщину дополнительные обязанности по обеспечению семьи. По мере того, как дети становятся более взрослыми, женщина сможет принимать все большее участие в жизни общины преданных: заниматься практическим служением в храме, на намахаттах, в гурукуле и т.д. Но все равно, до принятия ванапрастхи ее первыми естественными обязанностями будут муж и дети. Руководители различных проектов ИСККОН должны относиться к этому с чуткостью, пониманием и реалистично.

Муж должен отдавать себе отчет в том, что чаще всего женщина ожидает от него поддержки материальной, моральной и духовной. Она соглашается выйти замуж за него на этих условиях, даже если они не оговариваются. Во время церемонии бракосочетания перед тем, как занять свое полноправное место лучшей половины (арадхангини) слева от мужа, невеста берет с него (или, по крайней мере, подразумевает) обеты в том, что:

- он должен защищать ее;

- он должен брать ее с собой в паломничество;

- он должен совершать жертвоприношения вместе с ней;

- он должен выполнять религиозные обязанности;

- он должен делить с ней семейные обязанности;

- он должен посвящать ее в курс дел о семейных расходах;

- он не должен стыдить ее при людях;

- он не должен нарушать регулирующих принципов или поступать

безнравственно;

- он должен любить лишь ее одну, а ко всем остальным женщинам

относиться как к собственной матери;

- он должен всегда, в меру своей возможности, делать все, чтобы она

оставалась довольна;

Жених также просит невесту дать ему обет:

“О Возлюбленная! Если ты обещаешь мне, что не будешь одна уходить в чужие сады или дома, что не будешь оставаться наедине с другими мужчинами, если пообещаешь всегда быть приветливой, мягкой и ласковой, свято хранить брачные обеты, быть верной и преданной мне, старшим и Всевышнему Господу, и исполнять свои семейные обязанности, то я радушно приму тебя своей законной супругой”.

И мужу, и жене следует исполнять свои семейные обязанности просто из чувства долга и для удовлетворения Кришны, не ожидая ничего взамен. Более того, поскольку живому существу по своей природе очень трудно принимать служение, можно зачастую расчитывать на неосознанную неблагодарность. Это еще один из уроков грихастха-ашрама – то, что истинным объектом нашей любви может быть лишь Кришна. Таким образом, брак становится жертвоприношением, аскезой, помогающей нам развить терпимость и смирение.

Еще одним важным моментом является то, что священные узы брака никогда не должны разрываться, даже если в жизни супругов возникают какие-то трудности, связанные с тем, что последствия прошлых поступков (кармы) дают о себе знать. Шрила Прабхупада пишет в письме: “Вы оба должны быть твердо убеждены в том, что хотите прожить вместе, по крайней мере, 25 или 30 лет. До тех пор, пока вы не будете уверены в этом, вы не должны брать на себя брачных обетов”.

И все-таки, если кто-то из супругов, прикрываясь религиозными принципами, жестоко обращается с другим, морально или физически, то это никуда не годится, и молчание жертвы не исправит ситуации. В такой ситуации нужно немедленно принимать меры, обратившись за помощью к компетентным людям. Подобно тому, как можно отвергнуть гуру, действующего вразрез с наставлениями его гуру, шастр и садху, и безнравственно, на тех же основаниях можно отвергнуть и супруга (или супругу), предварительно посоветовавшись со знающими людьми, поскольку самому трудно сохранять благоразумие в подобных ситуациях.

В любом случае в ведической традиции не существует развода. Если ситуация в семье становилась невыносимой, то жена уезжала назад жить к своим родителям (или муж отсылал ее), продолжая хранить верность своему супругу. В писаниях говорится, что если мать выходит замуж повторно, она считается врагом. В ИСККОН повторный брак считается приемлемым лишь в случаях, когда предыдущий развод состоялся по инициативе другой стороны. Конечно, жизнь сложна, и между черным и белым бывает множество оттенков серого, но как принцип, недозволенные разводы и повторные браки должны порицаться, и если люди делают это, то они должны полностью брать на себя ответственность за совершенный поступок. В таких ситуациях от лидеров общины преданных требуется большая мудрость: с одной стороны, быть твердыми, чтобы не поощрять неправильных действий, но, с другой стороны, проявлять чуткость, чтобы преданные, преступившие нравственные нормы, имели психологическую возможность продолжать общаться с преданными. В любом случае, через какое-то время следует забыть прошлое и вновь вернуться к нормальным, теплым отношениям, приняв ситуацию как данность.

Хотя мы говорили здесь главным образом о долге и обязанностях в семье, отношения в браке не являются холодными или формальными. Это нормальные человеческие отношения между мужем и женой. В одном из своих писем Шрила Прабхупада пишет: “...нежность является важной составляющей семьи. Вы можете выражать ее в объятиях, поцелуях, добрых словах и служении. Единственное, чего нужно избегать, так это секса, поскольку он является выражением не нежности, а стремления наслаждать свои собственные чувства”. Это утверждение также очерчивает рамки дозволенных интимных отношений в браке. Собственно сексуальные отношения предназачены лишь для зачатия хороших детей в сознании Кришны. Помимо риска зачатия случайных детей, а также негативных психологических факторов, о которых мы уже говорили в главе о четырех регулирующих принципах, в предыдущей главе мы видели, что нарушение обета брахмачарьи лишает мужчину остроты разума – даже на физиологическом уровне. А поскольку именно мужчина по своей природе должен следить за тем, чтобы держать в фокусе жизни цель сознания Кришны, вся семья «сбивается с курса». Поэтому кто бы ни был инициатором нарушения принципов, муж или жена,? страдают оба.

Решение супружеских проблем в сознании Кришны.

Еще один момент, на котором бы хотелось остановиться – это решение так называемых супружеских проблем. Все являются личностями, поэтому, когда два человека живут вместе под одной крышей, естественно, что по многим вопросам у них будут разные мнения. Они будут обусловлены нашими привычками, нашим воспитанием, нашей кармой с прошлой жизни и т.д. Существует масса литературы, в которой предлагаются всевозможные методы решения супружеских проблем: так-то делать, так-то говорить, изучать психологию семейных отношений и т.д. Отчасти это может помочь, но чаще всего это напоминает латание дыр: одну залатаешь, в другом месте порвется. Супруги могут быть в полном согласии относительно ценностей сознания Кришны, но ссориться по совершеннейшим пустякам. В действительности, 90% ссор в семье происходят по мелочам, совершенно недостойным внимания.

По своей природе любые материальные методы решения проблем сродни кармической деятельности. Сам Кришна сравнивает кармическую деятельность с деревом баньян, где настолько все сложно устроено, запутано и переплетено, что «сам черт ногу сломит». Вспомните еще раз историю о несчастном царе Нриге, которому пришлось стать ящерицей за случайную оплошность. Шрила Прабхупада призывал решать семейные проблемы в сознании Кришны. Что это означает? Давайте попробуем применить полученное нами знание на практике.

Во-первых, что означает проблема? Это означает неудовлетворенность чем-то, по крайней мере, у одного из партнеров. Как объясняет Кришна во второй главе Бхагавад-гиты, неудовлетворенность переходит в гнев, который, в свою очередь, затмевает разум, лишает нас памяти обо всех замечательных качествах и делах, которые совершал(-а) наша половина, что в конце концов приводит к полному безумию. Все ссоры происходят именно по этой классической схеме. Гнев является причиной неудовлетворенных привязанностей. Все психологические приемы учат, как находить компромиссы между привязанностями и тем, как оптимальным образом удовлетворять материальные желания друг друга. Но мы знаем, что материальные желания невозможно никогда удовлетворить. Поэтому причиной проблем является исключительно наши привязанности, и бороться нужно именно со своими привязанностями, а не с супругой(-ом).

Теперь реальность такова, что этих привязанностей очень много, и если мы будем пытаться справляться с ними по очереди, то все равно что-то упустим. Поэтому общим принципом является анализ ситуации с точки зрения стихий природы. Их всего лишь три, и это облегчает дело. Привязанность и гнев являются проявлениями стихий страсти и невежества. Мы уже знаем, что победить их влияние можно при помощи стихии благости. Внимательно изучив главу о трех стихиях материальной природы, мы сможем понять, как следует действовать в стихии благости. Любая деятельность в благости, даже непосредственно не связанная с предметом конфликта, утихомиривает страсти. И самым высшим и легким путем возвышения до уровня благости является сознание Кришны. Более того, материальная благость всегда имеет примеси страсти и невежества, и влияние неблагоприятной кармы очень трудно преодолеть механическими методами. Но принципы бхакти трансцендентны и доступны всем.

Поэтому если мы будем пользоваться в своей семейной жизни предписанными принципами вайшнавских отношений, то это будет решать все проблемы. Напомним основные из них:

1) избегать вайшнава-апарадх: оскорблений, придирок и критики в адрес супруги(-а)-преданной(-ого). Точно так же, как преданный трансцендентен по отношению к любой варне, ашраму или половой принадлежности, точно так же вайшнава-апарадха также «трансцендентна» ко всем этим обозначениям. Задумайтесь об этом…

2) тринад-апи-суничена… Быть смиреннее соломинки, терпеливее дерева, лишенным чувства ложного престижа и готовым всегда оказывать уважение другим;

3) дадати-пратигрихнати… Давать дары и принимать дары, угощать прасадом и принимать прасад, делиться сокровенными переживаниями в сознании Кришны и спрашивать о сокровенном.

Это настоящие психологические методы решения проблем, так как они основываются на качествах души, а не материального ума. И эти «приемы» работают всегда, так как на них есть штамп «Отдела Технического Контроля» с подписями Кришны, Шрилы Прабхупады и всех предшествующих ачарьев.