Конкретность.

Конкретность означает говорить вещи позитивным, четким, уверенным и простым языком. Конкретный учитель делают три вещи:

1. Он ясно и твердо объясняет ученикам основные правила и ограничения поведения. Конкретный учитель прямо указывают ученикам, когда они ведут себя неправильно. Они также прямо говорят ученикам то, как ему следует правильно себя вести.

2. Когда необходимо, он предупреждает о мерах наказания, к которым может привести плохое поведение и, если необходимо, последовательно подкрепляет свои слова действиями.

3. Он всегда должным образом поощряет хорошее поведение ученков.

Следовать этим правилам может быть нелегко. Это требует от родителей усилий находиться в стихии благости.

Конкретные родители реагируют на плохое поведение ребенка, ясно выражая ему свое неодобрение. Затем они объясняют ребенку, что он должен делать.

«О сын Притхи, не поддавайся унизительному малодушию. Оно не подобает тебе. Вырви из сердца эту постыдную слабость и воспрянь, о герой, карающий врагов». (Бг 2.3).

Родители должны следовать по стопам Господа Кришны:

«Перестань бегать по алтарной. Немедленно встань и танцуй киртан вместе со всеми!»

«Не проталкивайся к чаранамрите. Встань в очередь».

Когда нужно, конкретные родители подтверждают свои указания соответствующими мерами. Это увеличивает их влияние на поведение ребенка. Конкретные родители знают, что меры, если их целью является помочь повлиять на ребенка, чтобы он вел себя лучше, должны быть как можно более разумными. Конкретные родители не будут прибегать к пустым угрозам, они обязательно исполнят свое обещание.

Когда же ребенок ведет себя хорошо, конкретные родители быстро обращают на это внимание и выражают это ребенку. Они могут сделать это словами: «Славная работа!» или «Молодец! Так держать!» Или они могут сделать это невербально: улыбнувшись или похлопав по плечу.

Простыми словами, конкретные родители обладают знанием, опытом и берут на себя ответственность за воспитание своего ребенка в сознании Кришны.

Под руководством конкретных родителей в сознании Кришны ребенок ясно усваивает рамки приемлемого и неприемлемого поведения. Таким образом, у него будет возможность выбора, как себя вести, при этом полностью осознавая последствия такого поведения.

Обучение в стихии благости будет естественным образом стимулировать уважение ребенка по отношению к родителям. Но просто стихия благости имеет тенденцию сопровождаться сухими и имперсональными отношениями. Если же благость родителей основана на его сознании Кришны, то тогда к взаимному уважению добавится еще и любовь, прити. Это и будет идеалом родителей, о котором говорит все молодое поколение преданных ИСККОН: строгие, но добрые.

Последнее, что следует заметить: родители могут выступать в роли учителей лишь если их принимают таковыми. Поэтому когда ребенок вырастает и отказывается принимать авторитет родителей, они ничего не смогут поделать, даже обучая в стихии благости. Поэтому если родители хотят, чтобы их ребенок вырос чистым преданным, то им следует поторопиться – у них немного времени. И помните, что обучение начинается с личного примера…

Сила позитивного.

Дисциплинарные меры будут действенны лишь тогда, когда дома царит позитивная и вдохновляющая атмосфера. Шрила Прабхупада говорил, что сознание Кришны основывается на любви и доверии. Здесь мы обсудим два практических воспитательных принципа, которые естественно вытекают из определения зрелого преданного мадхтяма-адхикари.

1. Не принимайте недостатки и ошибки детей на свой адрес или слишком серьезно.

Ошибки – это естественная, неизбежная часть процесса обучения. Если атмофера раскованная и позитивная, то дети не будут бояться экспериментировать с тем новым, что они узнают. Если же над их ошибками будут смеяться, то дети не будут даже пытаться пробовать что-то новое. Любые самостоятельные усилия, в особенности непосредственно связанные с сознанием Кришны, – это огромный успех, независимо от их результата – именно в таком свете должны смотреть взрослые на самостоятельные усилия своих детей.

2. Обращайте свое внимание на поведение детей, которое вы хотите стимулировать и игнорируйте нежелательное поведение.

Обусловленные души хотят внимания. Если хорошее поведение ребенка останется незамеченным, то он будет склонен полагать, что он сможет получить больше внимания, прибегая к плохому поведению. Обращайте на ребенка внимание, когда он ведет себя хорошо, и это вдохновит его продолжать вести себя так дальше. Похвала должна быть своевременной, искренней и не избыточной:

«Ты уже в течение недели повторяешь 16 кругов».

«Мне очень нравится, как у тебя получилось!»

«Молодец! Здорово».

«Я вижу, что ты стараешься».

При этом следует избегать негативных «довесков» в конце похвалы, типа:

«Ты хорошо прочитал сегодня джапу. Раз в сто лет»

«Наконец-то ты решил вымыться. Себе же на пользу!»

«Ты собрался вовремя. Не могу поверить – уже второй день подряд!»

Без необходимости следует избегать грубых поощрений: игрушек, сладостей и т.д. Следует избегать поощрений (и порицаний) в сравнении с другими детьми, типа:

«Ты сегодня получил больше всех пятерок. Молодец!»

«Наконец-то ты обогнал Кришнадаса!»

Единственное, с кем можно сравнивать ребенка, это с его собственными же результатами в прошлом:

«Сегодня ты прочитал джапу быстрее, чем вчера!»

«Я рад, что ты выучил еще один стих из Бхагавад-гиты»

Похвала увеличивает свое воздействие, если совершается перед человеком, которого ребенок очень уважает – перед духовным учителем или каким-либо другим старшим преданным. Похвала перед сверстниками может порождать зависть, в особенности это касается всевозможных призов, дипломов и т.д (сравнение с другими). Чрезмерная же похвала может порождать гордость. Похвала может быть не только словесной, но и невербальной: улыбка, взгляд, кивок головой и т.д.

Все описанные выше рекомендации являются следствиями такой характеристики преданного, как милосердие и доброта к менее продвинутым. На негативное же поведение со стороны других (гнев, зависть, жадность и т.д) Шримад Бхагаватам рекомендует реагировать лишением внимания, упекша. Это самое сильное и действенное наказание, которое может получить ребенок. Рамананда Рай говорит, что нет в мире большего несчастья, чем разлука с преданными Господа.

Существует два вида негативных последствий любых поступков: естественные и логические. Естественные – это те, что сами собой вытекают из совершенного проступка. Если вы не будете поливать посаженные семена, то они не вырастут. Если вы не будете повторять джапу, вы не будете продвигаться духовно. Если вы причиняете неприятности другому человеку, то у него естественно не будет желания с вами общаться. Таким образом, лишение внимания – это естественное последствие плохого поведения.

Одной из граней того же принципа является игнорирование плохого поведения ребенка и замещения его на хорошее. Например, если ребенок случайно подхватил на улице какие-то дурные выражения, не следует слишком заострять на них внимание. Можно раз спокойно объяснить, к каким естественным последствиям может привести использование этих выражений (тамогуна приводит к болезням, ссорам и т.д.). И затем просто не реагировать на них, занимая ум ребенка чем-то позитивным. В конце концов, все материальное быстро надоедает, если искусственно не подогревать это.

Вообще важно не просто говорить: «не делай что-либо». Важно сказать и объяснить, что именно и как нужно делать. Мало сказать: «Не дрыгай ногой» – нужно добавить: «Скрести ноги и сиди спокойно». Мало сказать: «Не кидайся камнями», важно добавить что-нибудь типа: «кидать камешки можно только вот в эту стенку (или мишень) и только, когда вокруг никого нет». Это некоторые из следствий принципа усиления желательного поведения и игнорирования нежелательного.

Иногда в дополнение к естественным последствиям можно прибегать к логическим аргументам. Например, если ребенок не делает домашнюю работу вовремя, ему придется делать это вместо прогулки. Если он сломает магнитофон, то может лишиться возможности слушать его в течение недели. Если он намусорил в комнате, то мытье полов во всей квартире два раза в день в течение трех дней может быть одним из логических последствий.

Меры наказания не должны унижать достоинство ребенка, и наказание всегда должно быть справедливым. Шрила Прабхупада был в целом против телесных наказаний. Он говорил, что можно «грозить палкой, но не использовать ее». Физические наказания утверждают авторитет сильного, а не авторитет мудрого.

Наказания всегда должны применяться, усиливаясь от легких к сильным. Если вы сразу прибегнете к сильным мерам, то что вам останется, если вас в очередной раз не послушаются?

Ребенок должен всегда знать, за что его наказывают. И хотя расстояние по времени между проступком и наказанием должно быть как можно меньше, ребенок должен быть в достаточно спокойном состоянии, чтобы понять, за что его наказывают.

Избегайте наказаний за послабления в преданном служении: за недочитанные круги, сон на лекции по Бхагаватам и т.д. Если в сознании ребенка с этими видами деятельности в сознании Кришны свяжутся отрицательные эмоции, ему вряд ли захочется делать это в будущем самостоятельно. Прибегайте к мерам вдохновления и поощрения за успех. По той же причине, избегайте использования преданного служения в качестве мер наказания: чтения дополнительных кругов, заучивания дополнительных шлок и т.д. Это некоторые из технических рекомендаций по использованию дисциплины в сознании Кришны. Но поскольку искусственно всех технических приемов никогда не упомнишь, общий рецепт успешных мер дисциплины для взрослого все тот же: тринад апи суничена… быть смиреннее травинки, терпеливее дерева, лишенным ложного престижа и готовым оказать почтение другим. А основой этого является хорошая садхана и внимательное повторение своих 16 кругов.

Задание 31. Кто не несет ответственность за воспитание детей в сознании Кришны?

Задание 32. Каковы основные возрастные этапы воспитания детей и чем они характеризуются?

Задание 33. Объясните, что такое неосознанное обучение собственным примером.

Задание 34. Каковы характеристики обучения в трех стихиях материальной природы?

Задание 35. Чем будут отличаться результаты обучения в стихии благости от обучения в сознании Кришны?

Задание 36. Каким образом следует поощрять желательное поведение учеников?

Задание 37. Что такое естественные и логические последствия?

Задание 38. Что является основной мерой наказания в сознании Кришны?

Задание 39. Каковы основные правила правильного использования мер наказания?

 

§ 1.5 Самскары и другие церемонии.