Формула любви.

Великий мошенник и аферист Граф Калиостро был знаменит тем, что пытался открыть формулу любви. Естественно, граф плохо кончил. Что же касается формулы любви, у него тоже ничего не получилось, потому что в материальном мире любовь просто блистает своим отсутствием. Вместе с тем ачарьи, сведущие в духовной науке, описывают нам трансцендентные ингредиенты, которые, смешиваясь, дают неповторимый вкус бхакти-расы, или любви к Кришне. Их насчитывают пять:

1) причины проявления духовных эмоций;

2) внешние активные проявления эмоций;

3) спонтанные проявления эмоций;

4) волны экстатических эмоций;

5) постоянные или преобладающие эмоции.

Все они подробно описываются в «Нектаре Преданности». Здесь же мы приведем лишь небольшие наброски, дающие общее представление о трансцендентном предмете.

Причины проявления духовных эмоций.

Разбирая предмет логически, причин проявления духовных эмоций (опять-таки, не во времени, а онтологически, в вечности) – две. Это участники духовных взаимоотношений и стимулы, вызывающие духовные эмоции. Участники духовных взаимоотношений – это преданные (источник эмоций) и Кришна (объект духовных эмоций). Взаимоотношения всех преданных с Кришной уникальны, поэтому глазами любви они также видят Кришну по-разному и стимулы, усиливающие в их сердцах экстатическую любовь к Кришне, также разные. Из этого, правда, не следует делать вывод, что мы можем придумать для себя какие-то свои качества или облики Бога и считать их вечными объектами поклонения. Абсолютная Истина есть Абсолютная Истина, и лишь в освобожденном состоянии мы сможем воспринимать ее непосредственно своими духовными чувствами, а в обусловленном нам следует обращаться к авторитету духовного учителя, священных писаний и святых личностей.

Кришна – это Личность Бога в наиболее высшем и полном Ее проявлении. Он – верховный повелитель, наслаждающийся и лучший друг и доброжелатель всех живых существ. У Него есть множество имен, которые связаны с Его любимыми играми или описывают его облик и качества. Все они также вечны и духовны, как и Он сам, и неразрывно связаны с Ним. Более того, они неотличны от Него Самого. Во взаимоотношениях с различными преданными Кришна проявляет разные грани Своей многогранной личности. Здесь мы остановимся на некоторых наиболее общих Его качествах, хотя даже они, проявляясь в различных расах, также приобретают свои неповторимые оттенки вкуса.