Гопала Бхатта Госвами.

Прежде чем приступить к написанию «Чайтанья Чаритамриты», Шрила Кришнадас Кавирадж попросил благословения у всех старших преданных Вриндавана. Разумеется, среди этих преданных был и Шрила Гопал Бхатта Госвами (1503-1578). Однако в обмен на свои благословения Гопал Бхатта попросил Шрилу Кришнадаса Кавираджа не упоминать его имени в «Чайтанья Чаритамрите». Как следствие такой скромности Гопала Бхатты, его имя в этом великом произведении встречается всего лишь один или два раза.

Путешествуя по Южной Индии, Господь Чайтанья посетил Шри Рангам, где остановился в доме Венкаты Бхатты и его братьев, Прабодхананды Сарасвати и Тирумаллы Бхатты. Тогда же Господь Чайтанья увидел семилетнего сына Венкаты, Гопала Бхатту, ставшего впоследствии Гопалой Бхаттой Госвами. Проведя четыре месяца сезона дождей в философских беседах с Венкатой Бхаттой, а также давая Гопалу Бхатте возможность служить Себе, Господь Чайтанья решил продолжить Свое путешествие по Южной Индии. Услышав о том, что Господь покидает их, Венката Бхатта лишился чувств, а маленький Гопал Бхатта зарыдал, проливая слезы любви. Только ради того, чтобы утешить Гопала Бхатту, Господь Чайтанья согласился остаться у них еще на несколько дней.

В один из этих дней Гопалу Бхатте приснился сон, который, впрочем, больше напоминал духовное видение. Движимому сильным желанием увидеть Господа Чайтанью, каким Он был еще до принятия санньясы, Гопалу Бхатте посчастливилось увидеть игры Господа в Навадвипе и, по Его милости, даже принять в них участие. В этом сне Господь Чайтанья также открыл ему, что Он, по сути, не кто иной, как Сам Шьямасундара – Кришна с флейтой.

Гопал Бхатта, все еще пребывая в полусне, получил от Господа следующее указание: «Ты должен встречиться с подобными бриллиантам Рупой и Санатаной. Я наделил их Своим разумом с тем, чтобы они могли изложить Мои наставления. Но именно твои ученики донесут это учение до жителей каждого города и деревни».

Проснувшись, Гопал Бхатта направился прямо к Господу Чайтанье, чтобы служить Ему. Господь дал ему такое наставление: «Пока оставайся здесь и служи своему отцу и матери. После того, как они покинут это мир, ты можешь направиться во Вриндаван и присоединиться к Рупе и Санатане. Всегда слушай и воспевай славу Кришны». Произнеся эти слова, Господь Чайтанья покинул Шри Рангам. Юный Гопал Бхатта никогда не забыл этих личных наставлений и духовного сна, в котором Господь Чайтанья позволил ему войти в Навадвипа-лилу и открыл Свою божественную природу.

С годами Гопал Бхатта принял духовным учителем своего дядю, Прабходананду Сарасвати. У него Гопал Бхатта учился поэзии, риторике, санскритской грамматике и Веданте. Воспоминания о Господе Чайтанье оставались главной движущей силой его жизни, и это позволяло ему наносить поражение за поражением философиям, противостоящим учению Махапрабху. Благодаря обширным познаниям, полученным от Прабходананды Сарасвати, а также вдохновляющему примеру и наставлениям Господа Чайтаньи, Гопал Бхатта вскоре широко прославился своим глубоким знанием и преданностью. Когда его слава достигла беспрецедентных размеров, он решил, что теперь готов к тому, чтобы выполнить наказ Господа – он был готов идти во Вриндаван. Когда Гопал Бхатта, наконец, ступил на эту священную землю, Рупа и Санатана встретили его с великой любовью.

Узнав о том, что Гопал Бхатта прибыл во Вриндаван, Господь Чайтанья, находившийся тогда в Пури, прислал для него письмо с личными наставлениями и небольшой сверток, в котором находилась Его личная одежда. В наставлениях Господа было сказано: «Не заботься о собственной безопасности и не принимай постоянного места жительства. Пожалуйста, большую часть времени проводи в обществе Рупы и Санатаны, помогая им в составлении трансцендентных произведений, а также внимательно изучай их».

Эти наставления он принял всем сердцем и некоторое время спустя составил классические работы, описывающие правила повседневной жизни преданного: «Сат-крия-сара-дипику» и «Самскара-дипику». В них описываются все основные самскары для преданных-домохозяев, а также правила, регулирующие жизнь преданных-санньяси. Затем он отредактировал «Хари-бхакти-виласу», написанную Санатаной Госвами. Помимо этого, он написал предисловие к «Шат-сандарбхе» Дживы Госвами и комментарий к «Кришна-карнамрите» Билвамангала Тхакура.

Жизнь Гопала Бхатты Госвами могла служить иллюстрацией к священным писаниям, поэтому он прославился по всей Индии как младший брат Рупы и Санатаны. Во Вриндаване его репутация учителя метода бхакти укрепилась еще больше после его путешествия к реке Гандаки в Непале. Там он нашел двенадцать Шалаграма-шил и принес их с собой во Вриндаван. Путешествие в Непал и обратно во Вриндаван было необычайно трудным, потому что в те дни всю дорогу приходилось идти пешком, но Гопал Бхатта был непоколебим. Однако, прибыв во Вриндаван, он почувствовал себя недостойным поклоняться этим священным камням. Итак, он опять отправился в Непал, к реке Гандаки.

Гопал Бхатта аккуратно опустил шилы в воды священной реки, но они вдруг сами собой прыгнули обратно ему в руки. Попробовав положить камни обратно в реку еще несколько раз, он обнаружил, что это ему не удается – каждый раз происходило то же самое, камни возвращались к нему обратно. Он принял это как знак Кришны, указывающий на то, что ему следует вернуть их во Вриндаван и начать поклонение. Так он и поступил, и вскоре стал известен по всему Вриндавану как Госвами, поклоняющийся двенадцати уникальным шилам. Он постоянно носил их на шее в полотняном мешочке. Через восемь лет после ухода Господа Чайтаньи, Гопал Бхатта почувствовал необходимость поклоняться Божеству, которое бы очень напоминало Божество Говинда-джи Рупы Госвами. Эта потребность стала особенно ощутимой, когда один богатый купец подарил ему драгоценности, украшения и превосходную ткань для поклонения Божеству. Поскольку все это невозможно было использовать для поклонения шилам, он положил все эти вещи перед ними и и воззвал к Господу с горячей молитвой, прося надлежащих наставлений. В этот вечер, однако, так ничего и не произошло.

На следующее утро он обнаружил, что одна из шил, Дамодара-шила, превратилась в Божество Кришны несравненной красоты, именно такое, какое он хотел иметь. Переполненный радостью, он со всем смирением упал в поклоне и стал возносить молитвы и воспел Ему славу. Услышав об этом чудесном событии, Рупа, Санатана и многие другие старшие преданные поспешили к священному месту, где Гопал Бхатта «признавался Гоподу в любви». В присутствии их он нарек Божество Шри Радха-Раманадев. Как объясняют местные предания, Божество получило такое имя (которое означает «Кришна, доставляющий наслаждение Радхарани») по той простой причине, что место Его проявления находилось неподалеку от места для танца раса, где Кришна еще больше усилил привязанность и любовь Шримати Радхарани, скрывшись от Ее глаз.

Этому Божеству поклоняются по сей день. Хотя высота Шри Радха-Раманадева не превышает двенадцати дюймов, паломники со всех концов Индии идут полюбоваться Его ослепительной красотой. Небольшой размер служит составной частью Его неповторимого облика. Кроме того, из всех Божеств, принадлежащих Госвами, только Радха-Раман до сих пор сохранился во Вриндаване. Причина тому также кроется в Его величине: попечители храма решили, что воины-мусульмане, уничтожавшие всех «индуистских идолов», не заметят маленькое Божество. Они оказались правы: мусульмане не тронули Радха-Раманадеву. Может показаться удивительным, но в храме нет Божества Радхарани, однако слева от Радха-Рамана лежит небольшая серебряная корона, подтверждающая Ее присутствие. Шрила Прабхупада ставил своим преданным в пример стандарт поклонения Божествам в храме Радхи-Рамана. Именно он положен в основу стандарта поклонения во всех храмах ИСККОН.

Однажды, через несколько лет после того, как Радха-Раманадев явился Гопалу Бхатте, Бхатта поклонялся своему Божеству и вдруг почувствовал сильную тоску по Господу Чайтанье, погрузившись в состояние сильной любви в разлуке. Вспомнив, что он однажды пообещал своему отцу, что будет поклоняться Господу Чайтанье, Гопал Бхатта почувствовал себя не в праве поклоняться своему Божеству Радха-Раману. Хотя, в конечном счете, Божество было неотлично от Господа Чайтаньи, Оно, все же, было проявлением Кришны, играющего на флейте. Как только Гопал Бхатта отдался этим переживаниям, Божество проявило Себя как Шри Чайтанья Махапрабху. Слезы любви полились из глаз Гопала Бхатты, подобно водам Ганги, когда он еще раз понял, что Гоподь Чайтанья – это Сам Кришна, который теперь явился перед ним как Радха-Раманадев. Это знание он всегда хранил в сердце и делился им с окужающими.

Гопал Бхатта Госвами пришел в этот мир как один из величайших последователей Господа Чайтаньи. Он стал духовным учителем Шринивасы Ачарьи, который вывез труды Шести Госвами за пределы Вриндавана и начал распространять их по всей Индии. В духовном мире Гопал Бхатта Госвами являлся воплощением Гуны Манджари, одной из служанок Шримати Радхарани. Его эрудиция и знание писаний снискали ему славу одного из самых выдающихся знатоков религии во всей Индии, тогда как его преданность и любовь к Господу Чайтанье и Радхе-Раману возвысили его в глазах остальных до уровня святого. Он известен как один из Шести Госвами Вриндавана, а его последователи и по сей день отдают ему почести, регулярно посещая его самадхи в храме Радхи-Раманы

Задание 104. Каков вклад Гопала Бхатты Госвами в миссию Господа Чайтаньи?

 

Рагхунатха Бхатта Госвами.

По многим причинам Рагхунатха Бхатта Госвами (1505-1579) оказался самым загадочным из шести Госвами. Хотя Господь Чайтанья считал его непревзойденным певцом, поваром и чтецом «Шримад Бхагаватам», сведений об этой возвышенной личности сохранилось крайне мало. Говорят, что предки его были выходцами из Восточной Бенгалии, однако родословная его неизвестна. Среди шести Госвами Рагхунатха Бхатта был единственным, кто не оставил после себя никаких литературных трудов.

Отцом Рагхунатхи Бхатты Госвами был Тапан Мишра, который получил духовные наставления от шестнадцатилетнего Нимая, еще во времена Его «пандитских» игр, и по его просьбе переселился из Восточной Бенгалии в Бенарес. Спустя несколько лет, уже приняв санньясу, после паломничества во Вриндаван, Господь Чайтанья пришел в Бенарес, чтобы увидеться со Своими дорогими преданными – Чандрашекхарой Ачарьей и Тапаной Мишрой. Кроме того, в Бенаресе он разгромил философов-маявади и дал наставления Санатане Госвами.

Когда Господь Чайтанья находился в Бенаресе, Рагхунатха служил Ему, с наслаждением массируя Его стопы и убирая за Ним посуду. Через два месяца Господь покинул Бенарес, и маленький Рагху стал тосковать в разлуке. Воспоминания о минутах общения с Господом приносили ему утешение. С годами эти воспоминания переросли в неодолимое желание всегда быть рядом с Ним, и Рагхунатха с нетерпением ждал того дня, когда он станет, наконец, достаточно взрослым, чтобы отправиться в Пури.

Когда Рагхунатхе исполнилось двадцать лет, он покинул родительский дом и отправился в Джаганнатха Пури. Вместе с ним был слуга, который нес его вещи. По пути Рагхунатха решил посетить Бенгалию, где встретил паломника по имени Рамадас Вишвас. Поскольку прежде Рамадас служил секретарем у мусульманского царя, он принадлежал к касте каястха. Однако это не помешало ему глубоко изучать ведические писания, стать знатоком знаменитой книги «Кавья-пракаша» и великим преданным Господа Рамачандры.

Рамадас отрекся от мира и, круглые сутки повторяя святое имя Рамы, шел в Пури, чтобы целиком отдать свою жизнь Господу. Повстречавшись с Рагхунатхой Бхаттой, который шел той же дорогой, он решил присоединиться к нему и его слуге. Видя, что юноша является возвышенным преданным Господа, он решил ему служить и настоятельно попросил, чтобы ему доверили нести на голове вещи Рагхунатхи. При всяком удобном случае он массировал ему стопы, что немало смущало юного Рагхунатху.

– Ты – почтенный господин, знаменитый ученый и великий преданный! – пытался сопротивляться он. – Пожалуйста, не служи мне. Будем идти в Джаганнатха Пури как добрые друзья!

Но Рамадас отвечал:

– Я ? шудра, падшая душа. Служить брахману – мой священный долг. Пожалуйста, не волнуйся. Я – твой слуга, и потому это служение приносит мне большую радость!

Рамадас продолжал от всего сердца помогать Рагхунатхе, день и ночь воспевая имя Господа Рамачандры. Вскоре они достигли Пури и встретились со Шри Чайтаньей Махапрабху. Рагхунатха Бхатта тут же в дандавате припал к Его лотосным стопам, а Господь тепло его обнял, хорошо зная, кто сейчас так смиренно склонился перед Ним.

Господь Чайтанья стал расспрашивать его о Тапане Мишре и Чандрашекхаре, и Рагхунатха заверил Его, что они живы и здоровы.

– Хорошо, что ты пришел в Пури, – сказал Рагхунатхе Бхатте Господь Чайтанья. – Теперь сходи в храм, поклонись лотосоокому Господу Джаганнатхе и возвращайся. Сегодня мы обедаем вместе.

Господь Чайтанья попросил Говинду позаботиться о том, где будет жить Рагхунатха, а потом представил его всем преданным, возглавляемым Сварупой Дамодарой. Рагхунатха Бхатта провел у лотосных стоп Господа Чайтаньи восемь месяцев. По милости Господа трансцендентное блаженство в сердце Рагхунатхи росло день ото дня.

Господь Чайтанья оказывал Рагхунатхе особую милость, часто принимая его приглашения на обед, позволяя служить Себе и наставляя в вечных истинах Вед. Рагхунатха Бхатта был искусным поваром. Приготовленные им блюда вкусом напоминали нектар богов. Господу Чайтанье они так нравились, что Он все съедал, хотя обычно был очень сдержан в еде. Когда Господь уже был сыт, Рагхунатха Бхатта наслаждался маха-прасадом.

Однако к Рамадас Вишвасу Господь Чайтанья не проявил особой милости, хотя видел его впервые. Будучи Верховной Личностью Бога, Он знал, что в душе Рамадас был имперсоналистом, стремящимся раствориться в бытии Бога. Кроме того, он слишком гордился своей образованностью. Господь знает желание сердца каждого. Рамадас Вишвас остался в Пури, обучая «Кавья-пракаше» семью братьев Рамананды Рая.

По прошествии восьми месяцев Господь Чайтанья велел Рагхунатхе Бхатте возвращаться домой.

– С любовью служи своим престарелым отцу и матери, – сказал Он, – потому что они вайшнавы. Не женись, чтобы тебе ничто не мешало. Ты – возвышенный преданный и не нуждаешься в материальном удовлетворении чувств. Всегда слушай «Шримад Бхагаватам» из уст чистого преданного, который достиг совершенства в любви к Богу. И непременно приходи в Пури!

Дав такие наставления, Господь Чайтанья снял с шеи Свою кантхи-малу и надел ее Рагхунатхе Бхатте. Потом Он обнял Рагхунатху и велел отправляться в дорогу. Восторженные чувства переполяли Рагхунатху, и он заплакал из-за неминуемой разлуки с Господом. Испросив благословений Господа Чайтаньи и всех преданных, он пустился в обратную дорогу.

Вернувшись в Бенарес, Рагхунатха Бхатта стал исполнять наставления Господа Чайтаньи, преданно служа своим родителям-преданным. Слушая «Шримад Бхагаватам» от осознавшей себя души (возможно, это был его отец, очень образованный брахман), он научился превосходно его декламировать. Погруженность в «Шримад Бхагаватам» и служение родителям на протяжении четырех последующих лет стали жизнью и душой Рагхунатхи Бхатты, пока его родители не покинули этот мир. Поскольку семейные узы больше не держали его в Бенаресе, он вернулся в Джаганнатха Пури, чтобы целиком отдаться служению лотосным стопам Господа Чайтаньи.

Как и прежде, Рагхунатха Бхатта служил Господу в течение восьми месяцев, но как только этот срок истек, Господь вновь отослал его из Пури. Однако на этот раз Рагхунатха Бхатта обрел миссию всей своей жизни.

– Дорогой Рагхунатха, отправляйся во Вриндаван. Следуй Моим наставлениям и вручи себя заботам Рупы и Санатаны Госвами. Постоянно повторяй Харе Кришна мантру и читай «Шримад Бхагаватам». Кришна, Верховная Личность Бога, очень скоро прольет на тебя Свою милость.

С этими словами Господь Чайтанья обнял Рагхунатху Бхатту, и по милости Господа он тут же обрел экстатическую любовь к Кришне. Потом Господь Чайтанья дал Рагхунатхе несколько орехов бетеля и гирлянду Господа Джаганнатхи из листьев туласи, которые Ему подарили на Ратха-ятре. Всю жизнь Рагхунатха бережно хранил эти священные предметы и поклонялся им как божеству.

С позволения Господа он покинул Джаганнатха Пури и отправился во Вриндаван, где принял покровительство Рупы и Санатаны Госвами, которые были всегда очень довольны им. Вскоре Рагхунатха Бхатта принял полное прибежище у Божества Говиндаджи Рупы Госвами, и впоследствии велел нескольким своим богатым ученикам возвести в честь Божества роскошный храм. Рагхунатха Бхатта сам сделал для Говиндаджи несколько украшений, среди которых были флейта и серьги в форме акулы.

Рагхунатха Бхатта никогда не принимал участия в разговорах на мирские темы. Его мысли и желания были обращены только к Кришне, день и ночь он поклонялся Господу. Он также избегал оскорблений вайшнавов и не обращал внимания на их ошибки. Будучи маха-бхагаватой, он знал, что в действительности каждый занят служением Кришне. Даже служа майе, человек в высшем смысле служит Кришне, потому что майя является служанкой Кришны. Как говорит «Чайтанья Чаритамрита»: «Одни принимают Его, а дрегие – нет, и, тем не менее, каждый является Его слугой. Однако те, кто не принимают, погибнут от собственных грехов». Медитируя на Господа Кришну, Рагхунатха Бхатта брал в руки гирлянду туласи от Господа Джаганнатхи, которую дал ему Господь Чайтанья и одевал себе на шею.

Рагхунатха Бхатта Госвами покорил весь Вриндаван своим нектарым чтением «Шримад Бхагаватам». Его голос был сладостным, как пение кукушки. Он часто пел сложные стихи «Бхагаватам» на три или четыре разные мелодии, и поэтому слушать его было очень приятно. Стоило ему начать петь, как он и его слушатели погружались в океан экстатической любви и забывали о материальной реальности. Красота и притягательные качества Кришны вызывали в нем чувство глубокого трансцендентного восторга. Иногда пение его внезапно обрывалось, и Рагхунатха Бхатта, пребывая в состоянии транса, начинал плакать, по телу его пробегала дрожь, а голос начинал дрожать. Волосы на его теле вставали дыбом, и он терял сознание от невероятной силы духовных переживаний.

Поскольку невозможно проникнуть в тайны «Шримад Бхагаватам» без руководства духовного учителя, принадлежащего к истинной ученической преемственности, Господь Чайтанья велел Рагхунатхе Бхатте изучать «Бхагаватам» в общении с самоосознавшей душой. Рагхунатха Бхатта отнесся к этому наставлению очень серьезно, и «Шримад Бхагаватам» стал смыслом его жизни. Безучастный ко всему мирскому, он постоянно слушал и говорил только о Кришне и был опьянен любовью к Господу.

В то же время он никому не выражал пренебрежения. Видя в Кришне источник бытия, он правильно относился к окружающему миру. Таким образом, любовь Рагхунатхи Бхатты была всеобъемлющей: он любил Кришну и все, что связано с Ним. Таково видение истинного мудреца, которое приходит с серьезным изучением «Шримад Бхагаватам». Это лучшее из писаний имеет удивительное свойство пробуждать в своих рассказчиках и слушателях глубокую любовь к Богу. Такова уникальная природа «Шримад-Бхагаватам». И мы советуем читателям идти по стопам Рагхунатхи Бхатты Госвами, погрузившись в страницы этой книги.

Задание 105. Какова роль Рагхунатхи Бхатты Госвами в играх Господа Чайтаньи Махапрабху?

Задание 106. Какие вайшнавские качества наиболее ярко проявились в Рагхунатхе Бхатте Госвами?

 

Глава 5 Приложения.

§ 1.1 Текст Брахма-самхиты (ДИЗАЙНЕРУ – разместите санскрит так, чтобы он поместился на одном листе А4, на худой конец на двух – чтобы его можно было легко отксерить на одной странице или на странице с оборотом)