Миссия Господа – нести живым существам благословенный дар сознания Кришны.

«Я в глубоком почтении склоняюсь перед Шри Кришной Чайтаньей и Господом Нитьянандой, которые подобны солнцу и луне. Они появились одновременно на небосклоне Гауды, чтобы рассеять тьму неведения и даровать миру чудесное благословение». (Чч, Ади 1.2)

«Пусть же Господь, которого называют сыном Шримати Шачидеви, освятит твое сердце Своим трансцендентным присутствием. Сияя как расплавленное золото, Он по Своей беспричинной милости появился на земле в век Кали, чтоб принести людям дар, который до Него им не предлагало ни одно воплощение Господа – самое возвышенное, лучезарное духовное знание, дающее возможность ощутить нектарный вкус служения Господу». (Чч, Ади 1.4)

«Шри Кришна и Баларама, Личности Бога, сияние которых затмевает миллионы солнц и лун, и которые появились некогда во Вриндаване, ныне из сострадания к падшему человечеству взошли на восточном горизонте Гауда-деши (Западной Бенгалии). Когда Шри Кришна Чайтанья и Прабху Нитьянанда пришли на землю, мир был затоплен счастьем и блаженством. Как солнце и луна, появляясь на небе, разгоняют тьму и открывают взору суть всего, так и эти два брата рассеяли покрывавшую живые существа тьму неведения и даровали им знание об Абсолютной Истине». (Чч, Ади 1.85-89)

«Господь хотел создать материальный космос, чтобы дать еще один шанс обусловленным душам, погруженным в сон забвения. Творение предоставляет обусловленным душам возможность вернуться домой, к Богу, и в этом его основное назначение. Господь так милостив, что, пока материальный космос не проявлен, Он чувствует, что чего-то недостает, и это ощущение неполноты, возникающее у Господа, является причиной сотворения материального мира. Мир, созданный внутренней энергией Господа, находился в проявленном состоянии, однако другая Его энергия была как будто погружена в сон, и потому Господь хотел пробудить ее к деятельности, подобно мужу, желающему разбудить жену для любовных утех. Из сострадания к спящей энергии Господь хочет видеть ее проснувшейся и наслаждающейся, подобно другим женам, которые бодрствуют. Все это нужно Господу только для того, чтобы пробудить спящие обусловленные души к настоящей жизни в духовном сознании и дать им возможность стать такими же совершенными, как вечно освобожденные души, обитающие на Вайкунтхалоках. Являясь сач-чид-ананда-виграхой, Господь хочет, чтобы каждая частица Его многообразных энергий приняла участие в исполненной блаженства расе, поскольку участвовать вместе с Господом в Его вечной раса-лиле – значит достичь высшего состояния бытия…» (ШБ 3.5.24)

«Особая миссия Шрилы Рупы Госвами состоит в том, чтобы передать чувства Шри Чайтаньи Махапрабху и желание Господа даровать Свою особую милость всем живым существам, населяющим материальный мир в Кали-югу.

Он хочет, чтобы во всем мире, в каждом городе и деревне, люди узнали о Шри Чайтанье Махапрабху и Его движении санкиртаны. Таково сокровенное желание Господа Чайтаньи Махапрабху, о котором поведал миру Шри Рупа Госвами. И сейчас, по милости Шри Чайтаньи Махапрабху, слуги шестерых Госвами вновь несут людям послание Господа… Те, кто живут, подобно свиньям и собакам, никогда не оценят их великого начинания. Но для проповедников учения Шри Чайтаньи Махапрабху это не имеет никакого значения, они будут по-прежнему исполнять свою ответственную миссию, даже если их деятельность не встретит одобрения у тех, кто уподобился кошкам и собакам». (Чч, Антья 1.117)

«В молитвах, обращенных к Господу, Гаджендра говорил: «Увидев, что такое существо, как я, предалось Тебе, обладающему высшей свободой, Ты, конечно же, избавишь меня от грозящей мне опасности. Поистине, будучи бесконечно милостивым, Ты все время пытаешься спасти меня…

Только Кришна, и никто другой, может вызволить нас из темницы материального мира. В сущности, Он все время пытается сделать это… Находясь в нашем сердце, Господь отнюдь не равнодушен к нашей участи. Его единственная забота – освободить живые существа из плена материальной жизни. Было бы ошибкой думать, будто Он обращает на нас внимание только тогда, когда мы возносим Ему молитвы. Не дожидаясь наших молитв, Господь все время пытается спасти нас и никогда не оставляет этих попыток… По Своей беспричинной милости Верховный Господь вновь и вновь пытается вернуть нас домой, к Богу. Сам обладая свободой, Господь старается освободить и нас, мы же, несмотря на Его усилия, не желаем прислушиваться к наставлениям Господа… Однако это не вызывает у Него гнева. Вот почему Его называют бхури-карунаей– тем, кто по Своей беспричинной милости избавляет живые существа от материальных страданий и забирает их домой, к Богу». (ШБ 8.3.17)

«Деяния Шри Чайтаньи Махапрабху подобны океану нектара. Даже одной капли из этого океана достаточно, чтобы затопить все три мира…

Затопить все три мира нектаром – такова цель игр Шри Чайтаньи Махапрабху. Как осуществить это, продемонстрировал Шрила Рагхунатха Госвами, а позднее Нароттама дас Тхакур и Шьямананда Госвами, каждый из которых был воплощением милости Шри Чайтаньи Махапрабху. Сейчас, благодаря деятельности Движения сознания Кришны, эта милость Господа затопляет весь мир. Деятельность Движения сознания Кришны сегодня неотлична от игр Шри Чайтаньи Махапрабху, которые Он явил на земле, так как участники этого движения неукоснительно следуют тем же самым принципам и занимаются той же самой деятельностью». (Чч, Антья 5.88)

«Материальное бытие состоит из нежелательных вещей. То, чего мы не желаем, навязывает нам высшая энергия, а мы не понимаем того, что все нежелательное подвластно трем стихиям материальной природы… Какие бы планы ни строил человек, он не способен предотвратить нежелательные события. Избавиться от этих страданий можно только по милости Господа, посылающего Своих истинных представителей, чтобы просвещать людей, спасая их тем самым от бед и страданий». (ШБ 1.14.11)

«…Желая сохранить это мироздание, Господь хочет, чтобы все люди следовали истинным путем самосознания, который приводит живые существа в царство Бога. Он хочет, чтобы страдающие люди вернулись домой, к Нему, и больше не испытывали тройственных материальных страданий. Так задумано это творение, и тот, кого это не отрезвляет, испытывает в материальном мире страдания, причиняемые иллюзорной энергией Господа». (ШБ 1.10.2)

«…Господь одинаково любит все Свои неотъемлемые частицы, невзирая на разницу в их материальном положении. Он нисходит в этот мир лишь для того, чтобы призвать эти материалистичные существа обратно в свое царство, и разумные люди используют эту возможность, которую Личность Бога предоставляет каждому. Господь ни для кого не закрывает доступ в царство Бога, а войти в него или нет – зависит от самого живого существа». (ШБ 1.11.22)

«…Чистые преданные Господа появляются на земле только для того, чтобы исполнить Его миссию. Господь желает призвать обусловленные души, скитающиеся в материальном творении, домой, обратно к Богу, и потому помогает им, создавая такие трансцендентные писания, как Веды, посылая миссионеров – святых и мудрецов, а также Своего представителя, духовного учителя». (ШБ 1.12.16)

«Чтобы дать обусловленным живым существам шанс вырваться из плена материальной энергии, Кришна дал нам Веды и Пураны. Кроме того, время от времени, Кришна Сам нисходит в материальный мир, чтобы напомнить нам о себе. Но в Кали-югу люди все больше и больше отдаляются от Кришны. Они не проявляют к Нему никакого интереса, Он же никогда не забывает о них, поскольку все они – Его дети. Заблудший сын может уйти из дома, бросив своего отца, но отец всегда будет помнить о нем. Он волнуется за сына, зная, что его жизнь за стенами родного дома полна опасностей и страданий. Точно так же дети Кришны некогда покинули Его духовную обитель и, меняя материальные тела, кочуют с одной планеты материального мира на другую. Чтобы спасти их, Кришна Сам приходит в материальный мир». («Учение Господа Капилы, гл. 16, тексты 39-40).

Преданный обязан проповедовать.

«Господь Чайтанья сказал: «Призывай каждого следовать указаниям Господа Шри Кришны, изложенным в «Бхагавад-гите» и «Шримад Бхагаватам». Стань духовным учителем и старайся освободить каждого, кто живет в этой стране». (Чч, Мадхья 7.128)

«Шри Чайтанья Махапрабху призывал Своих последователей увеличивать число вайшнавов… Господь Чайтанья хотел, чтобы каждый стал вайшнавом и гуру. Следуя указаниям Шри Чайтаньи Махапрабху и авторитетов в цепи Его ученической преемственности, преданный может стать духовным учителем, поскольку метод чрезвычайно прост. Он должен идти к людям, неся им послание Кришны. Наставления Господа изложены в «Бхагавад-гите», поэтому долг каждого вайшнава – путешествовать и проповедовать «Бхагавад-гиту» как в своей стране, так и за ее пределами». (Чч, Мадхья, 24.277)

«Говоря о духовной деятельности, необходимо отметить, что преданного, который находит удовлетворение в самом себе и не проповедует славу Господа, нельзя считать совершенным. Его превосходит тот, кто старается проповедовать, движимый состраданием к невинным людям, которые ничего не знают о Кришне. В молитве к Господу Прахлада Махарадж говорил, что сам он не стремится к освобождению. Он не хотел уходить из материального мира до тех пор, пока не будут спасены все падшие души». (ШБ 4.17.26)

«Господь Чайтанья сказал: «Поскольку дерево преданного служения трансцендентно, каждая его часть способна выполнять функции всех остальных частей. Обыкновенное дерево всегда стоит неподвижно, тогда как трансцендентное дерево находится в постоянном движении. Все его ветви обладают духовным сознанием и потому, разрастаясь, распространяются по всему миру. Я – единственный ухаживающий за ним садовник. Много ли мест Я смогу обойти? Много ли плодов могу собрать и раздать людям? Чтобы собрать и раздать эти плоды одному, понадобится приложить немало усилий, и все же Я подозреваю, что одни получит их, а другие – нет. Поэтому каждому человеку во вселенной Я даю наказ присоединиться к Движению сознания Кришны и распространять его по всему миру. Я – единственный садовник, ухаживающий за этим трансцендентным деревом. Если Я не раздам людям его плоды, что Мне делать с ними? Много ли плодов смогу съесть Я один? Повинуясь трансцендентному желанию Верховной Личности Бога, вода щедро напоила это дерево, и на его ветвях созрело бесчисленное множество плодов любви к Богу. Так распространяйте же сознание Кришны по всему миру. Пусть люди вкушают эти плоды и навсегда избавятся от старости и смерти». (Чч, Ади 9.32-39)

«Искренние преданные в Движении сознания Кришны должны осознать всю меру лежащей на них ответственности, связанной с проповедью культа Вриндавана (преданного служения Господу) по всему миру… Я надеюсь, что некоторые из наших учеников возьмут на себя эту ответственную задачу и, неся человечеству свет сознания Кришны, сослужат ему самую лучшую службу». (Чч, Мадхья 23.104)

«Стать преданным Кришны может каждый. Нужно только пройти подготовку в соответствии с общепризнанным методом. Превратить каждого в преданного Кришны – такова цель деятельности преданных, облеченных доверием Господа. Если такие преданные не возьмут на себя задачу поднять каждого на уровень сознания Кришны, то кто же сделает это? Те, кто, объявляя себя преданными, не занимаются служением Кришне и не стремятся возвысить живые существа до уровня сознания Кришны, являются преданными каништха-адхикари (находящимися на низшей ступени преданного служения). Человек, достигший второй ступени преданного служения, должен проповедовать сознание Кришны по всему миру. Тем, кто принимает активное участие в Движении сознания Кришны, не следует оставаться неофитами, им необходимо подняться на вторую ступень преданного служения. Притягательная сила преданного служения столь велика, что даже преданный первого класса (уттама-адхикари) иногда спускается на уровень преданного второго класса, чтобы проповедовать и служить Господу на благо всего человечества». (Чч, Мадхья 24.205)

«Он (преданный) не желает заниматься так называемой медитацией где-нибудь в лесу или в Гималаях. Напротив, его внимание приковано к самой густонаселенной части мира, где он проповедует философию сознания Кришны. Именно с этой целью мы начали наше движение… Те, кто присоединился к Движению сознания Кришны, совершенно равнодушны к так называемой медитации в Гималаях или в лесу, где человек зачастую только делает вид, что медитирует, и они не стремятся открывать многочисленные школы йоги и медитации в современных городах. Напротив, каждый член Движения сознания Кришны старается, идя от двери к двери, убедить людей в верности учения «Бхагавад-гиты как она есть», в верности учения Господа Чайтаньи. Такова цель Движения Харе Кришна. Члены Движения сознания Кришны должны твердо верить в то, что без Кришны людям никогда не обрести счастья». (ШБ 7.9.44)

«Шри Чайтанья Махапрабху также велел Васудеве рассказывать людям о Кришне, помогая им получить освобождение. Тогда Кришна не замедлит принять его в круг Своих преданных…

Васудева Випра болел проказой и испытывал величайшие муки, но Чайтанья Махапрабху исцелил его. Взамен Господь хотел только одного – чтобы Васудева проповедовал учение Кришны, помогая людям освободиться из материального плена. Этим сейчас занимается Международное общество сознания Кришны. До того как стать преданными, члены этого общества прозябали в материальном мире, теперь же все они проповедуют философию сознания Кришны… Тот, кто хочет, чтобы Кришна признал его Своим преданным, должен заниматься проповедью, выполняя наказ Шри Чайтаньи Махапрабху. Тогда он быстро достигнет лотосных стоп Шри Кришны Чайтаньи, который является Самим Господом Кришной». (Чч, Мадхья 7.148)

«Когда милостью Шри Чайтаньи Махапрабху к человеку, который постоянно думает о Кришне, возвращается его истинное сознание, он возрождается к духовной жизни и уже не мыслит себя вне служения Господу. Именно тогда он начинает действовать как ачарья. Иначе говоря, каждый преданный должен заниматься проповедью, следуя по стопам Шри Чайтаньи Махапрабху. Тогда Господь Кришна, по достоинству оценив его усилия, признает его Своим преданным. В сущности, преданный Шри Чайтаньи Махапрабху обязан проповедовать, чтобы увеличивать число последователей Господа Чайтаньи. Распространяя истинное ведическое знание, он принесет благо всему человечеству». (Чч, Мадхья 7.153)

«Рассказывая о себе, Нарада Муни кратко описывает жизнь искреннего преданного. Получив посвящение от Самого Господа или Его истинного представителя, такой преданный начинает со всей серьезностью петь славу Господу и странствует по всему миру, чтобы другие тоже могли услышать о Его славе. Такие преданные не ищут материальной выгоды, ими движет единственное желание – вернуться к Богу, и это происходит, когда в назначенный срок они оставляют свое материальное тело. Имея в жизни высшую цель – возвращение к Богу, они никому не завидуют и не кичатся тем, что стали достойны вернуться к Нему. Их единственное занятие – повторять и вспоминать святое имя, прославлять игры и величие Господа и по мере своих сил нести это послание другим, заботясь об их благе и не рассчитывая ни на какое материальное вознаграждение». (ШБ 1.6.26)

«Слуги Господа – истинные слуги общества. Живя среди людей, они не имеют никаких других интересов, кроме одного: дать им трансцендентное знание – знание о том, в каких отношениях живые существа находятся с Верховным Господом, о деятельности в рамках этих трансцендентных взаимоотношений и о высшей цели человеческой жизни… Не имея такого знания, человек проживает свою жизнь впустую. Ответственная миссия распространения трансцендентного знания поручена слугам Господа Вишну, и потому они странствуют по Земле и другим планетам вселенной». (ШБ 3.4.25)

«Ишвара Пури сказал: «Дитя мое, продолжай петь, танцевать и заниматься санкиртаной вместе с другими преданными. Более того, иди к людям и говори им о важности повторения кришна-намы, ибо так Ты сможешь спасти все падшие души…

Духовный учитель хочет видеть, что его ученики не только поют, танцуют и следуют регулирующим принципам, но и проповедуют идеи движения санкиртаны, чтобы спасти других людей, ибо принцип, лежащий в основе Движения сознания Кришны, гласит: необходимо самому достичь совершенства и проповедовать философию преданного служения на благо других людей» (Чч, Ади 7.92)

«Те, кто укрылся под сенью лотосных стоп Шри Чайтаньи Махапрабху, считают своим долгом нести нектар преданного служения всем людям земли. Они, подобно тучам, проливают на землю дожди, благодаря которым наливается плод любви к Богу. Вдоволь насладившись вкусом этого плода, преданные раздают его остатки людям. Так они живут, не ведая горя». «Чч, Мадхья 25.276)

«Введенные в заблуждение гунами материальной природы, невежественные люди погрязли в мирской деятельности и запутались в сетях материальных привязанностей. Однако мудрец не должен беспокоить их, несмотря на то, что из-за ограниченности их познаний такие люди занимаются деятельностью низшего порядка…

Невежественные люди не могут по достоинству оценить деятельность человека в сознании Кришны, поэтому Господь Кришна советует преданным оставить их в покое и не тратить зря свое драгоценное время. Однако преданные милосерднее Господа, ибо они постигли Его замысел. Поэтому преданные идут на любой риск, обращаясь даже к невеждам и стараясь занять их деятельностью в сознании Кришны, которая абсолютно необходима каждому живому существу». (Бг 3.29)

«Если человек, действующий в соответствии с религиозными принципами, помогает освободиться обусловленной душе или выпускает из тюрьмы узника, то Верховная Личность Бога и его самого избавляет от рабства материальной жизни…

Тот, кто пытается заронить семя преданного служения в сердце обусловленной души и освободить ее из плена обусловленной жизни, оказывает Господу неоценимую услугу. Шрила Бхактивинод Тхакур говорил, что вайшнава можно узнать по тому, как он проповедует, то есть убеждает обусловленные души вернуться в свое изначальное положение… В своем изначальном положении живое существо является слугой Господа, поэтому помочь ему освободиться от материального рабства – значит пробудить в нем сознание того, что оно является вечным слугой Кришны». (Чч, Мадхья 20.6)

«…Единственное преобразование, которое необходимо произвести в обществе, – это направить организованные усилия на то, чтобы превратить людей в преданных Господа; благодаря этому у них естественным образом появятся все положительные качества небожителей». (ШБ 1.11.19)

«Особого внимания заслуживает употребленное в данном стихе слово крийасу, что значит «занимаясь физическим трудом» или «работая». Человек должен заниматься практическим служением Господу. В Движении сознания Кришны центром всей деятельности является распространение книг, рассказывающих о Кришне. Это – дело чрезвычайной важности. Преданный должен обращаться к каждому, убеждая его в необходимости читать книги о Кришне, чтобы в будущем этот человек тоже стал преданным Господа. К такой деятельности призывает нас данный стих… Занимаясь ею, преданный всегда помнит о лотосных стопах Господа Кришны. Сосредоточив усилия на распространении книг для Кришны, он полностью погружается в сознание Кришны. Это и есть самадхи». (ШБ 10.2.37)

Проповедь сознания Кришны – самая лучшая благотворительная деятельность.

«Люди, лишенные сознания Кришны, находятся в весьма опасном положении… потому что они забыли Кришну. Движение сознания Кришны призвано облегчить участь сбитых с толку и страдающих людей, поэтому его деятельность – это высшая благотворительная деятельность, которая спасет все человечество, а те, кто занимаются ею, являются величайшими благодетелями, ибо следуют по стопам Господа Чайтаньи, величайшего друга всех живых существ». (ШБ 4.7.28)

«…Достигнув совершенства и осознав себя вечным слугой Кришны, человек должен нести это знание людям. Проповедуя духовное знание, он проявляет истинное милосердие. Все прочие виды благотворительной деятельности приносят временное благо материальному телу, но живое существо – это духовная душа, и потому истинно милостивым к нему будет только тот, кто откроет ему знание о его духовной природе. «По своей природе каждое живое существо – слуга Кришны», – говорит Чайтанья Махапрабху. Овладев этим знанием, мы должны нести его людям». (ШБ 4.29.16)

«Говорится, что из сострадания к страждущему человечеству великие личности почти всегда добровольно обрекают себя на муки. Это – высший способ поклонения Верховной Личности Бога, Господу, который пребывает в сердце каждого живого существа…

В данном стихе сказано, что те, кто занимаются деятельностью на благо других, очень быстро заслуживают признание Верховной Личности Бога. В «Бхагавад-гите» (18.68-69) Господь говорит: «Тот, кто проповедует учение «Бхагавад-гиты» Моим преданным, дорог Мне более всех других. Никто из поклоняющихся Мне не может удовлетворить Меня так, как он». В материальном мире есть много разных форм благотворительной деятельности. Но самой лучшей из них является распространение сознания Кришны. Все прочие виды благотворительной деятельности не дают ощутимых результатов, поскольку преодолеть законы природы и избавиться от последствий кармической деятельности невозможно… Тот, кто распространяет сознание Кришны по всему миру, занимается самой лучшей благотворительной деятельностью, и Господь, естественно, будет очень доволен им. Для человека, который сумел удовлетворить Господа, нет ничего недостижимого. Даже если тот, кто заслужил признание Господа, не просит у Него ничего, Господь, который находится в сердце каждого живого существа, исполняет все его желания… Лучшим видом благотворительной деятельности является та, которая поднимает людей на уровень сознания Кришны, поскольку единственная причина страданий обусловленных душ заключается в отсутствии у них сознания Бога… Вот почему все шастры сходятся на том, что проповедь сознания Кришны – это самая лучшая благотворительная деятельность. Господь сразу же принимает от преданного такое служение, ибо оно несет людям высшее благо». (ШБ 8.7.44)

«…Необходимо также знать, что такое истинное милосердие. Давая больному то, что ему противопоказано, мы не проявляем милосердия. Более того, мы поступаем жестоко. Не зная, что такое истинное милосердие, можно легко причинить человеку вред. Тот, кто хочет проявить настоящее милосердие, должен проповедовать сознание Кришны, возрождая в людях утраченное ими сознание, изначально присущее каждому живому существу». «Чч, Мадхья 9.49)

«Люди, не проявляющие милосердия к другим живым существам, никогда не достигнут лучезарных планет Вайкунтхи, отраженное сияние которых излучают все светила материального мира. Попасть туда могут только те, кто постоянно занимается благотворительной деятельностью на благо всех живых существ…

Из материального мира… человек может отправиться на Вайкунтхалоку, если он постоянно занимается деятельностью на благо всех живых существ. Такой благотворительной деятельностью является деятельность Движения сознания Кришны. Кроме проповеди сознания Кришны, в материальном мире нет другой формы филантропической деятельности, которой можно заниматься круглые сутки». (ШБ 4.12.36)

«Среди людей не было и никогда не будет личности более милостивой, чем Шри Чайтанья Махапрабху, ибо Он желает только одного – сделать людей счастливыми. Цель начатого Им движения санкиртаны заключается именно в том, чтобы принести людям счастье». (Чч, Ади 9.45)

«Тот, кто обладает сознанием Кришны и милостив к другим живым существам, кто овладел наукой духовного самоосознания, тотчас освобождается из плена материальной жизни…

Употребленные в данном стихе слова дая дживешу – «милостивый к другим» – указывают на то, что человек, который хочет достичь самоосознания, должен быть милосердным по отношению ко всем живым существам. Это значит, что, достигнув совершенства и осознав себя вечным слугой Кришны, он должен нести это знание людям. Проповедуя духовное знание, он проявляет истинное милосердие. Все прочие виды благотворительной деятельности приносят временное благо материальному телу, но живое существо – это духовная душа, и потому истинно милостивым к нему будет только тот, кто откроет ему знание о его духовной природе». (ШБ 4.29.16)

«Действия, мысли и слова каждого разумного человека должны нести благо всем живым существам – как в этой жизни, так и в следующей». (Вишну Пурана 3.12.45)

«Каждый живущий в материальном мире пытается противостоять натиску материальной природы, но в конечном счете все мы находимся в ее безраздельной власти… Поэтому так называемые ученые, философы, религиозные и политические деятели должны признать, что ничего не могут предложить людям. Им необходимо развернуть активную пропаганду, чтобы разбудить людей и поднять их на уровень сознания Кришны. Наша скромная попытка распространить сознание Кришны по всему миру – единственное, что принесет людям мир и счастье. Нам никогда не стать счастливыми без милости Верховного Господа…» (ШБ 7.9.19)

«Проповедь принципов «Бхагаватам» сама по себе сделает всех людей воздержанными, чистыми и внешне, и внутренне, сострадательными и правдивыми в повседневной жизни. Таков путь искоренения пороков человеческого общества, которые стали так ясно видны в настоящий момент». (ШБ 1.17.24)

Сознание Кришны нужно нести всем.

«Чайтанья Махапрабху раздавал плоды преданного служения всем, даже тем, кто не просил об этом, и тем, кто не был достоин получить их…

В этом суть движения санкиртаны, начатого Господом Чайтаньей. Он не делил людей на достойных и недостойных слушать Его проповедь или принимать участие в движении санкиртаны. Вот почему сознание Кришны необходимо распространять без каких бы то ни было ограничений. Единственной целью проповедников движения санкиртаны должна стать повсеместная проповедь сознания Кришны. Таким принес это движение на землю Шри Чайтанья Махапрабху». (Чч, Ади 9.29)

«…Веданта-вади или бхакти-веданты, распространяя трансцендентное знание о преданном служении Господу, ни к кому не питают пристрастия. Для них нет ни врагов, ни друзей, ни образованных, ни неучей. Они ни к кому не испытывают особых симпатий или неприязни. Бхакти-веданты понимают, что люди в большинстве своем попусту тратят время на иллюзорные чувственные наслаждения. Единственное занятие бхакти-ведант – делать все, чтоб невежественные люди восстановили свои взаимоотношения с Личностью Бога. Их усилиями даже самые забывчивые души пробуждаются к духовной жизни. Получив таким образом посвящение у бхакти-ведант, люди постепенно продвигаются по пути трансцендентного самоосознания». (ШБ 1.5.24)

«Раздавая людям любовь к Богу, Чайтанья Махапрабху и Его спутники не задумывались над тем, кто достоин получить эту любовь, а кто нет, и стоит ли вообще давать ее людям. Они не ставили никаких условий. Члены Панча-таттвы использовали любую возможность для того, чтобы дать людям любовь к Богу…

…По мнению авторитетов, раздавая людям любовь к Богу, преданный не должен обращать внимания на то, являются ли они европейцами, американцами, индусами, мусульманами и т.д. Движение сознания Кришны необходимо распространять везде, где только возможно… Шри Чайтанья Махапрабху хотел, чтобы Его имя узнали в каждом городе и деревне мира». (Чч, Ади 7.23)

«А теперь Я расскажу тебе о преданном служении, которым может заниматься каждый, в любое время, в любой стране и в любых условиях…

Философию бхагавата-дхармы можно распространять в любых условиях, в любом обществе и во всех странах мира… Шри Чайтанья Махапрабху подтверждает, что преданное служение Господу – философию бхагавата-дхармы, которую в наше время проповедует Движение Харе Кришна, можно распространять в любой стране и при любых обстоятельствах, привлекая к служению Господу каждого, в каких бы условиях он ни жил». (Чч, Мадхья 25.120)

Тот, кто проповедует сознание Кришны, очень дорог Господу Кришне и всегда находится под Его защитой.

«Если преданный помогает обусловленным душам обрести сознание Кришны, его действия доставляют Господу огромное удовольствие и получают Его одобрение… Следуя примеру великих ачарьев прошлого, все члены Движения сознания Кришны должны нести благо обусловленным душам, убеждая их в необходимости осознать Кришну и помогая им сделать это… Занимаясь подобной деятельностью, проповедник, а также каждый, кто старается распространить сознание Кришны, привлекает к себе внимание Верховной Личности Бога. Господь Сам говорит об этом в «Бхагавад-гите»: «Тот, кто открывает эту высшую тайну Моим преданным, непременно поднимется на уровень чистого преданного служения и в конце концов вернется ко Мне. В этом мире для Меня нет и никогда не будет слуги дороже, чем он». (ШБ 6.4.44)

«Каждый из нас должен посвятить себя исполнению миссии Шри Чайтаньи Махапрабху, чтобы избавить Его от тревоги за судьбу падших душ. Это настоящее служение Господу. Для Шри Чайтаньи Махапрабху, без сомнения, нет преданного дороже и ближе того, кто старается успокоить Его, избавив от тревоги». (Чч, Антья 3.52)

«Наш истинный долг заключается в том, чтобы исполнить высшую волю Личности Бога. Тот, Кто тверд в своей решимости сделать это, всегда находится в безопасности, где бы он ни был – в раю или в аду.. Следуя указанию Шри Чайтаньи Махапрабху, преданные Господа Кришны занимаются проповеднической деятельностью во всех уголках земли. Им приходится постоянно встречаться с карми, но, по милости Шри Чайтаньи Махапрабху, материальная энергия не оказывает на них никакого влияния… Искренний преданный, который служит Господу Шри Чайтанье Махапрабху, всюду проповедуя Его учение, никогда не попадет под влияние вишая-таранги, материального мира. Напротив, в свое время он возвратится под сень лотосных стоп Господа Шри Чайтаньи Махапрабху и будет жить вечно, наслаждаясь общением с Господом». (ШБ 5.1.9)

«Верховный Господь в трансцендентном облике Нарахари, Нрисимхадевы, всегда готов уничтожить демонов, которые постоянно тревожат умы искренних преданных. Распространяя сознание Кришны, преданные сталкиваются с многочисленными трудностями и препятствиями, но верный слуга Господа, занимающийся проповедью, должен помнить о том, что Господь Нрисимхадева всегда защищает его». (ШБ 7.8.51)

«С какими бы опасностями ни приходилось сталкиваться членам Международного общества сознания Кришны, они должны быть уверены в том, что находятся под защитой Вишнудутов или Верховной Личности Бога, это подтверждается в «Бхагавад-гите»: «О Арджуна, объяви всему миру, что мой преданный никогда не погибнет». Преданным не грозят материальные опасности. О том же самом говорится в «Шримад Бхагаватам»: в материальном мире нас на каждом шагу подстерегают опасности. Но они не грозят преданным, которые всецело предались лотосным стопам Господа. Чистые преданные Господа Вишну могут быть уверены в Его защите и, находясь в материальном мире, должны постоянно заниматься преданным служением, проповедуя учение Шри Чайтаньи Махапрабху и Господа Кришны, то есть распространяя Движение сознания Кришны». (ШБ 6.3.18)

«Тот, кто недостаточно надежно защищен Господом, может пасть, сойдя с этого пути; вот почему все мы должны постоянно молить Господа о том, чтобы Он защитил нас и благословил на выполнение нашего долга. Господь Чайтанья также поручил Своим преданным всюду проповедовать Его учение, заверив, что оградит их от оскверняющего влияния материи. Веды сравнивают путь духовного самоосознания с лезвием бритвы: малейшая неосторожность – и может пролиться кровь. Однако душе, которая безраздельно предалась Господу и, исполняя порученные ей обязанности, ищет Его покровительства, не грозит падение в океан материальной скверны». (ШБ 3.9.24)

«…Близкие преданные очень дороги Господу, потому что странствуют повсюду, по мере своих сил проповедуя славу Господа, и прилагают все усилия, чтобы превратить непреданных в преданных Господа, возвращая их к нормальной жизни… когда кто-то становится непреданным или неверующим, это свидетельствует о его болезни. Близкие преданные Господа лечат такие впавшие в иллюзию существа, поэтому они очень дороги Господу. В «Бхагавад-гите» Господь говорит, что для Него нет никого дороже тех, кто действительно проповедует славу Господа, чтобы обратить неверующих и непреданных». (ШБ 1.13.38)

Кришна наделяет проповедника особыми полномочиями.

«Каждый, кто слышал, как Господь Чайтанья Махапрабху восклицает: «Хари, Хари», тоже начинал повторять святое имя Господа Хари и Кришны. Так все они следовали за Господом, горя желанием взглянуть на Него. Через некоторое время Господь заключал этих людей в объятия и, наделив их духовной силой, просил вернуться домой. Наделенные духовными полномочиями, эти люди возвращались в свои селения, постоянно повторяя святое имя Кришны. При этом они то смеялись, то плакали, то танцевали. Обладая силой, они призывали каждого, кого встречали на пути, повторять святое имя Кришны. Так все жители окрестных селений стали преданными Верховной Личности Бога. Общаясь со столь могущественными людьми, они становились похожими на них, обласканные их милостивыми взорами. Возвращаясь в свои селения, они превращали их жителей в преданных. И все, кто приходил к ним, также становились преданными. По мере того как эти люди шли от деревни к деревне, они превратили в преданных всех жителей Южной Индии…

Эта духовная энергия является квинтэссенцией энергии наслаждения и энергии вечности, которые дают человеку возможность заниматься преданным служением. Сам Господь Кришна или Его представитель, чистый преданный, милостиво наделяют человека совокупностью этих энергий, и, обладая ими, он может стать чистым преданным Господа. Эту энергию, бхакти-шакти, получил каждый, кто снискал милость Господа Шри Чайтаньи Махапрабху. Так последователи Господа по Его божественной милости смогли распространить сознание Кришны.

Для того чтоб стать уполномоченным проповедником, нужно снискать милость Господа Шри Чайтаньи Махапрабху или Его преданного, духовного учителя. Преданный также должен призывать людей повторять маха-мантру. Так он сможет обратить их в вишнуизм и научить тому, как стать чистыми преданными Верховной Личности Бога». (Чч, Мадхья 7.98-104)

«За очень короткий срок (пять лет) Движение сознания Кришны охватило весь мир, к великому изумлению всех живущих в нем людей. Но, по милости Шри Чайтаньи Махапрабху, мы знаем, что все происходит милостью Кришны. Чего ради Кришна должен ждать пять лет? Он может сделать так, что Его имя и слава, подобно пожару, распространятся по всему миру за пять дней. Те, кто верит в Кришну и предался Ему, знают, что все эти чудеса происходят по милости Шри Чайтаньи Махапрабху. Мы – всего лишь орудие в Его руках. В жестокой битве на Курукшетре, которая бушевала восемнадцать дней, Арджуна сумел одержать победу только потому, что Кришна явил ему Свою милость…

Если проповедники в Движении сознания Кришны будут искренними преданными Господа, Кришна всегда будет с ними, ибо Он необыкновенно добр и милостив ко всем своим преданным. Подобно тому, как Арджуна и Кришна вышли победителями в битве на Курукшетре, Движение сознания Кришны непременно одержит победу, если только мы останемся искренними преданными Господа и будем служить Ему, следуя наставлениям своих предшественников (шестерых Госвами и других преданных Господа)… В самом обществе мы должны стараться служить своим предшественникам, проповедуя учение Чайтаньи Махапрабху и распространяя Его имя и славу по всему миру. Если мы со всей серьезностью отнесемся к деятельности нашего общества, то непременно добьемся успеха. О том, как это произойдет, нельзя судить, руководствуясь мирскими представлениями, но нет никаких сомнений, что это произойдет по милости Господа Кришны». (Чч, Мадхья 4.79)

«В течение десяти дней Шри Чайтанья Махапрабху оставался в Праяге, где дал наставления Рупе Госвами и наделил его необходимыми полномочиями…

Этот стих является подтверждением слов: «Распространять сознание Кришны может только тот, кого Господь наделил особым могуществом». Преданный, обладающий таким могуществом, чувствует и видит себя самым недостойным из людей, поскольку знает, что все его действия вдохновлены Господом, который находится в его сердце. Это подтверждается также в «Бхагавад-гите»: «Тем, кто всегда поклоняется Мне с любовью и преданностью, Я даю знание, которое помогает им достичь Меня». (Бг 10.10)

Получить от Господа духовную силу может лишь тот, кто действительно достоин того. Такой человек должен постоянно, круглые сутки, служить Господу с любовью и преданностью. При этом не имеет значения, какое положение он занимает в материальном мире, ибо преданное служение не зависит от материальных условностей. Шрила Рупа Госвами в молодости был правительственным чиновником и грихастхой. Он не был даже брахмачари или санньяси. Несмотря на то, что Рупа Госвами общался с млеччхами и яванами, его горячее желание служить Личности Бога сделало его достойным милости Господа. Таким образом, Господь может наделить искреннего преданного особыми полномочиями, независимо от его социального положения. В приведенном выше стихе из «Бхакти-расамрита-синдху» Шрила Рупа Госвами рассказывает о том, как получил от Господа такие полномочия. Далее он говорит (1.2.187): «Человек, который служит Господу телом, умом и речью, получает освобождение, даже если находится в материальном мире и занимается так называемой материальной деятельностью».

Чтобы очиститься от материальной скверны и снискать милость Личности Бога, человек должен искренне служить Господу. Это единственное необходимое условие. Когда на преданного проливается милость духовного учителя и Господа, он сразу же обретает силу, необходимую для того, чтобы писать книги и распространять Движение сознания Кришны, невзирая ни на какие препятствия». (Чч, Мадхья 19.135)

«Верховный Господь обладает бесчисленными энергиями, которыми Он наделяет только избранных преданных. У Господа есть особая энергия, с помощью которой Он распространяет Движение сознания Кришны. Об этом также сказано в «Чайтанья-Чаритамрите» (Антья 7.11): «Распространять сознание Кришны способен лишь тот, кого Господь наделил особым могуществом». Человека, получившего от Господа такую силу, следует считать необыкновенно удачливым. Движение сознания Кришны несет людям знание об их истинном положении и об их изначальных взаимоотношениях с Кришной. Чтобы распространять его, преданному нужна особая духовная сила, которую ему дает Кришна… Господь приходит в материальный мир как Шри Чайтанья Махапрабху, чтобы призвать людей принять сознание Кришны. Он также выбирает преданного, которому поручает нести людям знание об их изначальном положении» (Чч, Мадхья 19.114)

«Обладая верой в слова Своего духовного учителя, Он (Шри Чайтанья Махапрабху) положил начало движению санкиртаны, и нынешнее Движение сознания Кришны также началось с веры в слова нашего духовного учителя. Он хотел проповедовать, мы, поверив его словам, попытались так или иначе претворить их в жизнь, и теперь это движение успешно распространяется по всему миру. Таким образом, секретом успеха является вера преданного в слова духовного учителя и Верховной Личности Бога. Шри Чайтанья Махапрабху никогда не нарушал указаний Своего духовного учителя и не переставал распространять движение санкиртаны. Перед уходом из этого мира Шри Бхактисиддханта Сарасвати Госвами велел всем своим ученикам объединиться для проповеди учения Чайтаньи Махапрабху по всему миру. Однако впоследствии некоторые корыстолюбивые и глупые ученики нарушили его волю. Каждый из них стремился стать главой миссии, и, пренебрегая указаниями духовного учителя, они занялись судебными тяжбами, поэтому вся миссия распалась. Здесь нечем гордиться, однако правда об этом должна быть сказана. Веря словам нашего духовного учителя, мы начали – смиренно и беспомощно – это движение, но благодаря духовной силе, которой обладает указание высшего авторитета, наше начинание увенчалось успехом». (Чч, Ади 7.95-96)

«Обращаясь к Господу Чайтанье, Валлабха Бхатта сказал: «В век Кали основополагающим религиозным принципом является повторение святых имен Господа. Тот, кого Кришна не наделил особым могуществом, не сможет распространить в мире движение санкиртаны. Ты начал это движение и распространил сознание Кришны. Поэтому очевидно, что Господь Кришна наделил Тебя особым могуществом. В этом не может быть никаких сомнений. Ты явил миру святое имя Кришны. Каждого, кто видит Тебя, тотчас охватывает любовь к Господу. Тот, кого Кришна не наделил такими полномочиями, никогда не обнаружит признаков экстатической любви к Господу, ибо эту любовь может дать живым существам только Кришна. Это утверждают все богооткровенные писания». (Чч, Антья 7.11-14)